Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ей суждено по жизни первой быть…

Газета "Прогресс Приморья", печатный орган Приморского регионального отделения ООО "Союз машиностроителей России", рассказывала о торжественном собрании, посвященном дню рождения города, где "За большой личный вклад в экономическое, социальное, культурное и общественное развитие Арсеньевского городского округа" было присвоено звание "Почетный житель Арсеньевского городского округа" Анастасии Самсоновне Караваевой. Читайте о ней материал нашего корреспондента.

Великий труд этой женщины оценен по достоинству, ведь ее вклад в развитие ОАО ААК "Прогресс" и города огромен. Она известна во многих кругах литераторов и историков. Ее познания в этих областях огромны, а светлому уму остается только позавидовать. Судьба Анастасии Самсоновны интересна и уникальна. Побывав в гостях у этой удивительной женщины, я услышала интереснейшую историю ее жизни.

Смышленая девочка Настя

В 1941 году большая и дружная семья приехала в Приморский край в село Телянза, ныне Рисовое Анучинского района. Анастасии на тот момент было 5 лет. Мама Марфа Михайловна работала в колхозе, и чтобы девочку куда-то пристроить, записала 6-летнюю дочь в школу. Настя оказалась на редкость умным, смышленым ребенком и успешно переходила из класса в класс. С участия в школьной самодеятельности началась ее общественная деятельность. Учеба давалась легко и непринужденно, школу она закончила без "троек". Маленькая Настя была самая грамотная в селе, всем помогала писать заявления и письма. В доме собиралось много женщин, которым она читала книги и даже Библию. На тот момент ее матери предложили стать председателем колхоза. Будучи неграмотной женщиной, та вместо подписи умела ставить только крестики, но обладала отличными организаторскими способностями и прекрасно знала сельское хозяйство.

После семилетки встал вопрос дальнейшего выбора. В восьмом классе стало обязательным ходить в соседнее село или учиться в Арсеньеве и жить на квартире. Но юной выпускнице помочь было некому, жили очень бедно, еле-еле сводили концы с концами.

Так в 14 лет Настя стала студенткой Приморского авиационного техникума. После его окончания, в 1954 году, направили несколько человек на авиационный завод в Комсомольск-на-Амуре. Но это уже был не первый трудовой опыт молодого специалиста. Еще будучи учащейся техникума, она каждое лето работала на авиационном предприятии "Прогресс", обеспечивая свое  обучение.

"А вообще, первая моя зарплата — это полмешка сахара и мешок зерна, — вспоминает Анастасия Самсоновна. — В колхозе "Заря тайги" выращивали сахарную свеклу, и помимо других колхозных работ на каждую семью дополнительно давали земельные наделы по 50 соток. Никто не спрашивал, как и когда мы их станем обрабатывать, главное — сдать урожай. Пока учились в младших классах, пололи сорняки на колхозных полях до глубокой осени. Все эти тяготы пришлись на военные и послевоенные годы, когда работали исключительно за трудодни и ничего за них не получали".

В качестве контролера, а потом и производственного мастера в агрегатно-сброчном цехе завода началась трудовая деятельность 18-летней девушки. Несмотря на столь юный возраст, она была единственная женщина — производственный мастер, и это не помешало ей вывести группу в лидеры и первыми на заводе получить звание "Производственная группа коммунистического труда".

Спорт и труд — рядом

Параллельно с работой Анастасия занималась различными видами спорта: лыжами, волейболом, баскетболом, греблей, участвовала в соревнованиях и имела по ним разряды. Но творческая натура, любовь к песне и музыке привели ее в оркестр народных инструментов, где она стала играть на гитаре. Все это совмещалось и с общественной комсомольской работой. Ее кандидатуру секретаря комсомольской организации цеха и внештатного комсорга завода за хорошую работу на производстве и участие в общественной жизни молодых работников избрали кандидатом для поездки на XIII съезд комсомола. Но в это же время сборная команда Хабаровского края и Дальнего Востока, в которую входила Анастасия, готовилась к спартакиаде народов РСФСР. Встал вопрос: или на съезд, или защищать спортивную честь Дальнего Востока. Поехала на первенство России по лыжным гонкам, где выполнила норматив мастера спорта. Это была увлекательная и интересная поездка в Свердловск, а потом — в Москву. Знакомство со многими олимпийскими чемпионами и известными спортсменами оставили незабываемый след в душе молодой девушки.

Потом последовало замужество и переезд в Брянск, где она полностью посвятила себя спорту, работая инструктором РСВСО "Локомотив" Брянского отделения Московской железной дороги. Тренировала мужскую сборную по лыжным гонкам. Эта хрупкая нежная женщина легко управлялась с мужчинами, несмотря на то, что некоторые были значительно старше ее, имели высокие спортивные разряды.

Возвращение в Арсеньев

В 1964 году Анастасия вернулась в город своей юности. Работать на "Прогресс" пришла в январе 1965 года. Сначала трудилась в качестве контрольного мастера заготовительно-штамповочного цеха, затем — начальником БТК, в общей сложности проработав на одном месте без малого 27 лет.

История завода — ее история

История авиакомпании "Прогресс". Что может быть ближе человеку, отдававшему его себя без остатка родному предприятию и любимому городу! К 50-летнему юбилею завода было построено новое двухэтажное здание музея. За короткое время Анастасия Караваева, назначенная руководителем исторической группы, а по сути — ответственной за своевременное открытие музея, сумела собрать уникальный фактический материал. Все это перенесли на готовые планшеты и подиумы, скомпоновали и выставили экспозиции в залах. Она приходила на работу в 7-8 часов утра, а уходила ближе к полуночи. Каждый экспонат, планшет, буква прошли через ее руки и сердце. Накануне открытия музея была проведена первая отчетная экскурсия для министра авиационной промышленности А.С. Сысцова и других официальных лиц. На другой день музей широко открыл свои двери перед заводчанами и гостями праздника...

А.С. Караваева была участницей Всесоюзной творческой конференции, посвященной 80-летию А.А. Фадеева, на которую съехались 120 писателей, критиков и литературоведов. Проводились встречи с жителями села Чугуевка и ближайших окрестностей, был заложен камень на месте будущего памятника и открыт новый литературно-мемориальный музей А.А. Фадеева.

Многие годы Анастасия Самсоновна была членом совета содействия музею истории города Арсеньева, помогая во всем его работе.

И за спорт, и за труд...

За заслуги на ниве культуры Анастасия Самсоновна была награждена значком ветерана путешествий и экскурсий. В 1991 году проводился краевой конкурс краеведов, посвященный 250-летию открытия Аляски. Отвечая на вопросы и готовя материалы по заданным темам, она и тут победила и была награждена медалью и ценными подарками.

А вообще, у Анастасии Самсоновны много наград. Первые получены еще в техникуме — это значки ГТО (от 1 до 3 ступени) за выполненные спортивные нормативы. Значок 1 разряда по лыжам. Судья республиканской категории III степени по спорту. Награда за самодеятельность — значок Лауреата второго Всесоюзного фестиваля народного творчества РСФСР. К слову сказать, это она автор песни
"А без нас не взлетят самолеты", написанной композитором Н.Д. Курочкиным к 50-летнему юбилею "Прогресса" и исполненной хором на празднике. В 1970 году появилась первая государственная награда — медаль "За доблестный труд", позже — "Ветеран труда" и "Дети войны".

По итогам социалистического соревнования ее бюро по качеству часто выходило победителем. Казалось бы, что особенного — контроль, а ведь эта служба очень важная, и если пропускать детали на сборку с дефектом, это может привести к серьезным летным происшествиям, а то и человеческим жертвам. Вот и вели они тщательный контроль всей продукции. За что и была отмечена наша героиня Министерством авиационной промышленности, первой из начальников БТК награждена значком "Отличник качества МАП". В 1989 году ее делегировали на первый отраслевой слет отличников качества МАП в Москву, где от Дальнего Востока было всего два человека, она и токарь-карусельщик В. А. Лихошерст.

 "Тогда поездка оказалась очень продуктивной и интересной, — вспоминает Анастасия Самсоновна, — мы знакомились и делились опытом работы. Побывали на многих фирмах авиационной промышленности, где я воочию увидела, как собираются машины Миля, Сухова, Ильюшина. Потом нас повезли в Жуковский на РКК "Энергия", там производятся космические корабли "Союз". Особо запомнилось пребывание в кабине космического корабля".

Но самодеятельностью и спортом ее общественная жизнь не ограничивалась. Она участвовала во всех выборных кампаниях, проходивших в городе последние десятилетия. В 1959 году была награждена нагрудным знаком за активное участие переписи населения. На протяжении 15 лет руководила городским клубом любителей романса "Гори, гори, моя звезда". На полке стоит ее первая книга "Я расскажу Вам о любви", 5 альманахов "Синегорье" и сборник стихов "Костры". "Родника струи чистые" — книга, выпущенная в родном городе. Здесь собраны стихи и ноты песен А. Караваевой, а также музыкальные произведения на стихи многих известных поэтов. Книга получилась добрая, чистая, светлая. В рукописном варианте лежит новая и первая книга прозы — "Времен связующая нить". Это воспоминания о семье, о судьбе родственников, о живших рядом людях. Всего и не расскажешь на газетной полосе. Поэтому хочется завершить материал отрывком из статьи журналистки городской газеты "Восход" Н. Георгиевой: "...слова сказаны Анастасией Караваевой о нашем городе. Пожалуй, их можно отнести и к самой поэтессе. Такой любовью к России, родному краю дышат ее стихи".

«Прогресс Приморья», № 40 (153) от 13.10.2011 г.

Анжела Алексеенко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно