Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

На крыльях "Родины"

Женщины бросили вызов небу и победили…

Валентина Гризодубова

Валентина Гризодубова.

Марина Раскова
Полина Осипенко

В неприметном селе Семеновка Приморского края в далеком 1936 году началось строительство авиаремонтного завода, который позже был назван "Прогрессом" (сегодня — надежный партнер Приморского регионального отделения ООО "Союз машиностроителей России"). Сюда стали прибывать строители, инженеры, конструкторы, рабочие со всех уголков большой страны. И вскоре первый самолет У-2 поднялся в небо. Его приветствовали не только заводчане, но и жители разрастающегося села, названного в дальнейшем городом Арсеньевым (в честь знаменитого исследователя дальневосточных земель, историка, писателя В.К. Арсеньева).

Вскоре здесь же строители забили первые сваи другого завода — №515, названного впоследствии "Аскольдом", с которым в настоящее время СоюзМаш связывает тесное деловое сотрудничество. Если "Прогресс" имел прямую связь с авиастроением, то "Аскольд" был ориентирован на судостроение и судоремонт. Кстати, так они и движутся в одной связке неизменно по сей день.

Вовсе не случайно в глубинке вырос градообразующий завод "Прогресс". Начиная с 1936 года частыми стали полеты советских мужских и женских экипажей на дальние расстояния, активно и решительно осваивались небесные просторы Дальнего Востока. Таким образом, проводились испытания не только легких винтокрылых машин, но и тяжелых, например, самолетов АНТ-37. Летательный аппарат именно такой модификации в 1938 году сел в таежных дебрях Хабаровского края. На самолете "Родина" совершили героический перелет Москва — Дальний Восток Полина Денисовна Осипенко, Марина Михайловна Раскова, Валентина Степановна Гризодубова.

Летчицы в одночасье сделали известным на весь мир небольшое селение Керби. Мужественный женский экипаж встречали охотники, рыбаки, приискатели, рабочие, служащие, учащиеся местной школы некогда малонаселенного района. Позже Керби переименовали в село имени Полины Осипенко.

Давно нет в живых летчиц-рекордсменок, ставших Героями Советского Союза, но память о них до сих пор живет в названиях улиц, района и села. Взмыло к небу белое крыло, на лицевой стороне которого изображены три женских профиля. В праздничные дни приходят сюда люди, возлагают цветы к подножию стелы. И хочется верить, что так будет всегда.

Останавливаясь у памятника экипажу "Родина", мысленно представляешь трудности перелета, с которыми столкнулись женщины, преодолев 6450 километров воздушного пути за 26 час. 29 мин., тем самым побив мировой рекорд полетов на дальность, принадлежавший французской летчице Дюпейрон, которая сумела пролететь на подобном самолете в 1937 году 4360 километров.

Неправильным будет думать, что советские летчицы были неопытными новичками, напротив, каждая имела за плечами приличный опыт установления личных рекордов. К примеру, Полина Осипенко побила в том же 37-м три мировых рекорда, включая и перелет на максимальной высоте —
9 километров 100 метров. Валентина Гризодубова и Марина Раскова успешно преодолели расстояние от Москвы до Актюбинска. И все же дальневосточный перелет оказался самым трудным, непредсказуемым и опасным.

За рекордом в дали дальние...

24 сентября 1938 года самолет АНТ-37 оторвался от земли и отправился в долгий рейс. Первое время полет проходил без каких-либо экстремальных ситуаций, но вскоре винтокрылая машина перестала слушаться, и летчицы были вынуждены лететь над облаками и на предельной высоте — 7,5 километров, опасаясь сближения с землей. Разобравшись в сути проблемы, экипаж пришел к заключению, что новинка туполевского конструкторского бюро — бомбардировщик АНТ-37 — довольно тяжел для своей марки двигателя, и его скорость не превышала 340 км в час. Предельная загрузка топливом перед вылетом увеличила и без того грузный самолет почти в два раза и составила... 13 тонн! Небывалая по тем временам цифра.

Летчицам удалось выровнять высоту, и на какое-то время пришло успокоение. Однако на подлете к Красноярску погода испортилась, началось обледенение корпуса воздушного судна, стали заметны помехи и сбои в работе аппаратуры.

На связь не вышли

25 сентября в Москве зафиксировали последний сигнал с борта самолета "Родина". Женский экипаж, проявив хладнокровие и выдержку, в условиях густой облачности, обледенения, физического и нервного перенапряжения сумел дотянуть до намеченной на карте точки — Тунгурского залива. Нужно было срочно садиться, но куда? Кругом сплошь болота. Пока выбирали место для приземления, кружа над тайгой, потеряли ориентировку, горючее на пределе. Марина Раскова получает приказ и выпрыгивает с парашютом... в никуда. Это было сделано из следующих соображений: во-первых, Расковой на земле легче найти подходящее место для посадки и дать сигнал ракетой, во-вторых, кто-то из троих обязан выжить, чтобы доложить партии и правительству о выполненном задании и рассказать о случившемся. Несмотря на безвыходность положения, мужественные летчицы сумели посадить самолет у подножия сопки Юкачи.

Самолет, тайга, женщины...

Начались томительные дни невыносимой жизни в глухой тайге. Днем комары и гнус не давали покоя, ночью донимали осенние холода. Скудный сухой паек быстро закончился, и пришлось искать пропитание, где придется. К десятому дню пребывания в тайге Полина Осипенко и Валентина Гризодубова совершенно потеряли надежду на встречу с Мариной Расковой. Ей пришлось совсем туго — не было ни спичек, ни питания, ни места, где можно было укрыться от дождя и ветра. Оставалась только шоколадка, которую Марина берегла как НЗ. В почти бессознательном состоянии она брела по тайге, собирая клюкву, бруснику, еловые шишки. Приходилось питаться даже сырыми грибами.

В это время сухопутные поисковые группы искали самолет вдоль побережья Охотского моря. Тщетно. Небо бороздили военные самолеты. Во время одного рейса в условиях плохой видимости столкнулись две винтокрылые машины. Погибли 18 человек...

Женщин, совершенно выбившихся из сил, увидели с воздуха 3 октября. По рации координаты передали на землю, и местные старожилы-охотники высвободили летчиц из таежного плена. Раскову искали еще два томительных дня. С самолета ей сбрасывали валенки, теплую одежду, провиант, продукты. Это ее спасло, но Марину пришлось выносить из тайги на носилках — так она была истощена. Женщин доставили в село Керби, оттуда отправили в Москву, где их ждали почет, уважение и слава!

Героини на все времена

2 ноября 1938 года каждая представительница женского экипажа самолета "Родина" АНТ-37 за беспримерный перелет на Дальний Восток была удостоена звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина. К великому сожалению, Полина Осипенко и Марина Раскова погибли (первая — в 1939 году при испытании самолета, вторая — в 1943-м, в период Великой Отечественной войны). Валентина Степановна Гризодубова, совершив более 200 боевых вылетов, встретила Победу в Москве и долго работала в гражданской авиации, за что ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В Приморском крае в поселке трудовое улица Полуденная долгое время носила ее имя. В Первомайском районе Владивостока в рабочем поселке индивидуального строительства завода №202 (Дальзавода) в 1938 г. существовала улица Гризодубовой. В этом же районе находились улицы Полины Осипенко и Марины Расковой.

«Прогресс Приморья», № 42 (155) от 27.10.2011 г.

Сергей Юдинцев

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 01.12.2012 21:14
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно