Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Острые углы кадровой политики

Без тесного взаимодействия науки и промышленности невозможен путь инновационного развития региона

Окончание. Начало в №2, 2012 г.

Где и как готовить кадры?

Я не ратую за приглашение иностранных специалистов, лучше, конечно, приглашать своих. Хотя и не исключаю и первое. А если такого "своего" не найдется? Почему же тогда мы приглашаем к руководству наших лучших футбольных клубов и сборной страны иностранцев, платим им бешеные деньги и всей страной радуемся их успехам? Что для нас важнее — победа нашей российской команды или потеря престижа от приглашения иностранца? Наверное, первое. И это прекрасно понимали Петр I и великая Екатерина Великая и иже с ними, приглашая в слаборазвитую Россию лучших организаторов и лучшие умы мира. Великого Леонарда Эйлера пригласили — гения! И он почти всю жизнь проработал на благо России, создавая свои шедевры в науке. При этом ничего плохого не произошло, а Россия быстро приобрела никем неоспоримое величие. США до сих пор приглашают к себе лучших со всего мира, предоставляя им все возможности для создания благ для их страны. Безусловно, не следует заменять всех отечественных руководителей на иностранцев, особенно в оборонных отраслях промышленности, которыми обязательно должны руководить только граждане России. Может быть, надо приглашать их в качестве консультантов. Может, больше молодых и перспективных российских руководителей нужно направлять "туда" не на недельку отдохнуть, а на длительную учебу, стажировку, но вначале хорошо обучив иностранному языку, который они в подавляющем большинстве случаев по нашей традиции вообще не знают и не хотят знать. Если мы намерены выбраться из "ямы", то должны начинать действовать, а не все время ждать, когда кто-то что-то  изменит без нас. Это действительно объективная реальность! Нужно наконец-то начать правильно и активно работать. Это единственный выход в сложившейся ситуации. Другого пути нет и не будет — время неминуемо уходит. Оно сейчас играет против нас, и играет жестоко. Процесс может стать необратимым.

Выход из кризиса, на мой взгляд, возможен только в ОДНОМ СЛУЧАЕ: когда наши заводы по своей инициативе начнут производить что-то отличное от оборонного заказа и при этом почувствуют перспективу и уверенность в своих действиях. Иного пути просто нет! Но для этого в начале пути потребуется наличие, как минимум, трех главных факторов.

1. Воля квалифицированного руководства предприятия, которое точно определит, что оно намерено делать (какую продукцию начать выпускать) для развития завода и почему именно так нужно делать. При этом все резервы предприятия должны быть сориентированы именно на это дело, которое должен осознать и принять коллектив, видя реальную перспективу и отдачу от намеченного. То есть, намерение руководства завода должно быть подтверждено реальным и четким бизнес-планом и понятно всем членам коллектива.
2. Должен быть сформирован дееспособный коллектив, который сможет организовать и запустить первую очередь нового производства по выпуску выбранной продукции. Здесь, видимо, необходимо будет организовать, как минимум два коллектива: один — научный (на базе ДВО РАН и ДВФУ), а второй — технический, созданный на основе хорошо переподготовленных перспективно мыслящих представителей завода (инженеров и рабочих). Эти два коллектива должны начать работать в тесном взаимодействии.
3. Быстро организовать подготовку молодых, но высококвалифицированных (элитных) инженерных кадров для последующего непрерывного развития производства и совершенствования выпускаемой продукции. Эти кадры можно готовить только штучно (по индивидуальным планам) и подбирать не по результатам ЕГЭ или вступительных экзаменов в университет, а строго после собеседований с ответственным специалистом, огражденным от протекционизма. Ну, а теперь давайте попытаемся определить, с чего же желательно начать процесс возрождения заводов и как развить этот процесс в будущем. Итак, у любого завода может быть только один путь развития — начать самостоятельно выпускать конкурентоспособную продукцию, которую в дальнейшем следует непрерывно совершенствовать. Но как это сделать, если вы никогда ничего от начала и до конца сами не разрабатывали, а только пользовались готовой документацией, созданной кем-то? Китайцы убедительно ответили на этот вопрос. Они начали с простых вещей и плохого качества. Но начали!!! И потребительские свойства их продукции за последние годы заметно улучшились. Многие фирмы мирового уровня сейчас организовали там производство своей современной продукции, передавая китайцам самые передовые технологии. Почему наши заводы не могут пойти по этому же пути, если в силу сложившихся обстоятельств они не могут самостоятельно наладить выпуск любой гражданской серийной продукции? Что мешает закупить готовую технологию, лицензии и начать выпускать качественные товары под контролем иностранных фирм и разработчиков? Пусть даже за вновь построенным "высоким забором", отделяющим оборонную часть продукции от гражданской. Вид выпускаемой продукции необходимо выбрать с учетом опыта, особенностей и технологических возможностей конкретного завода, в этом выборе могут помочь профессиональные маркетологи с хорошей "кредитной историей", которых тоже нужно пригласить.

При этом продукция для начала не обязательно должна быть высокотехнологичной, дорогой и требовать больших начальных капиталовложений. Главное, чтобы она была серийной, а для ее выпуска использовалось современное автоматизированное оборудование, без которого конкурентоспособность выпускаемого товара обеспечить невозможно, поскольку при ручном труде эта продукция будет или дорогой, или некачественной, т.е. неконкурентоспособной. И производство на этих предприятиях должно быть организовано не в подвале и не в уголке старых обшарпанных цехов, а на новом участке, оборудованном по последнему слову мирового промышленного дизайна. С хорошим освещением, с радующей глаз расцветкой стен, полов и оборудования, с привлекательным покроем и дизайном светлой спецодежды обслуживающего персонала и даже с цветами, где это возможно. Подобное сделано для того, чтобы все (и особенно молодежь) захотели бы работать на таком участке. Абсолютно все на заводе должны понять, что зарождается новая жизнь с новыми эффективными принципами производства, с новым отношением к труду, и что скоро все и везде так будут работать. Это обязательное условие! Такое  производство организовано у нас в новых цехах ОАО ААК "Прогресс", ОАО "Аскольд", ОАО "Дальприбор".

Связь завода, КБ и вуза

Ко второму шагу (уже в процессе запуска серийного производства) необходимо создать группу специалистов, которые с помощью консультантов не только освоят выпуск выбранной продукции, но и будут впоследствии ее непрерывно совершенствовать на основе последних достижений науки и техники. Эту группу на первых порах должна нам помочь сформировать из уже хорошо обученных молодых научных сотрудников и аспирантов институтов ДВО РАН и Инженерная школа ДВФУ. И мы начали эту работу как с Академией наук, так и с университетом. К созданию этих групп нужно приступать сразу после принятия решения о возрождении производства. В них могут войти и заводские специалисты, прошедшие соответствующие тесты и интенсивную (жесткую) переподготовку для работы в современных условиях на компьютеризированных автоматических линиях. На этом этапе после запуска хоть какого-то эффективного автоматизированного производства необходимо сразу же начинать формировать полный профиль инновационного процесса, который обеспечит непрерывное развитие, совершенствование и возможное расширение производства. Для этого, помимо  созданной на заводе группы высококвалифицированных специалистов, которая к тому времени уже должна накопить определенный опыт работы в новых условиях на новейшем оборудовании и пополниться количественно новыми специалистами, необходимо формировать группу научно-технического менеджмента, а также искать или создавать самим (возможно, по кооперации с другими однотипными заводами) сначала небольшое, а потом (по мере роста производства) увеличивающееся КБ или отраслевое НИИ. Это КБ или НИИ может находиться в вузах или в институтах РАН. Группа научно-технического менеджмента должна обеспечивать непрерывную связь завода, отраслевого КБ (НИИ) и вуза. Это — кровеносная система инновационного процесса. В ее задачу входит поиск новых технических решений и талантливых кадров, которые являются носителями нужной информации, а также подбор и подготовка молодых специалистов в вузах, которые будут приходить на завод, сопровождая новые разработки и новое оборудование. Задачей КБ (НИИ) является доведение новых теоретических (фундаментальных) идей, полученных в НИИ РАН или вузах до реального воплощения в промышленный образец, поставляемый на завод вместе с выпускником вуза, обязательно участвующим в его разработке и изготовлении. Мы договорились с ректором ДВФУ, что на базах крупнейших предприятий края будут созданы кафедры машиностроительной отрасли. По теории устойчивый инновационный процесс реально начнет действовать только при гармоничном сочетании и взаимодействии заводов (холдингов) с вузами (НИИ) при наличии других необходимых структур. Но каждый должен заниматься своим делом. Заводы — превращать знания в деньги, а вузы (НИИ) часть полученных денег — в новые знания. Конечно же, это упрощенно. На самом деле в вузах и НИИ не только можно, но и нужно создавать малые предприятия, но не для подмены заводов, а для помощи им. То есть не для продажи на рынке готовой продукции, а для создания научного полуфабриката, который сразу превращается в товар, если он выполнен по заказу завода и нужен ему для развития выпускаемой продукции на основе вновь полученных научных знаний. Без завода этот полуфабрикат никому не нужен, т.к. он не имеет бытовой потребительской ценности и его кроме завода никто не купит. И технопарки с инкубаторами востребованы только при условии реально работающего производства. Сами по себе они никому не нужны.

Время не ждет...

Еще раз позволю себе остановиться на трех главных положениях:

1. Для выхода предприятий из кризиса необходимо прекратить только латать и штопать устаревшее ручное производство. Следует переходить к автоматизированному выпуску новой высокотехнологичной и высококачественной гражданской промышленности. Сейчас на это даже выделяются специальные, и достаточно большие государственные гранты, которые можно без проблем получать, привлекая для написания заявок представителей науки, которые прекрасно научились это делать.
2. Нужно, основываясь на новых принципах, строить новую инновационную производственную базу и инновационные производственные отношения с полнопрофильной инновационной инфраструктурой, ОБЯЗАТЕЛЬНО привлекая науку.
3. Нельзя ограничиваться разовыми акциями взаимодействия заводов с наукой, когда первые что-то разрозненное и бессистемное заказывают, а вторые часто не по их специальности за гроши кое-как выполняют. Взаимодействие должно быть заранее спланированным и согласованным, долговременным, взаимовыгодным и обязательно непрерывно развивающимся.

Я понимаю, что многие руководители заводов, прочитав мои заметки, подумали: "Вот умник нашелся, видели мы таких, набрался верхушек и пытается нас учить. А мы-то и огонь, и воду прошли". А ведь действительно прошли! И хороший опыт имеют! А деды наши с отцами войну выиграли! И я имею хороший жизненный и служебный опыт. И меня жизнь ломала. Но речь сегодня о другом: промышленность-то (особенно на востоке России) стоит. Развития никакого нет. Страну переделывать и поднимать нужно после тайфуна, застоя и реформ, отучивших рационально (эффективно) работать и убивших реальную инициативу у способных людей. Неужели и вправду, чтобы сознание изменилось, нужно ждать три поколения? Я все же очень надеюсь, что уже наше поколение общими усилиями сможет вывести Россию из провала и не только за счет усиленной распродажи углеводородного сырья. И это должны сделать, прежде всего, МАШИНОСТРОЕНИЕ и НАУКА. Но без помощи общества, и в первую очередь власти, в том числе региональной, нам трудно будет идти вперед.

«Прогресс Приморья», № 3 (166) от 26.01.2012 г.

Михаил Колтович, Приморское региональное отделение ООО "Союз машиностроителей России", г. Владивосток

 

Отзывы (1)

zwtrzeduk, 20.08.2012 19:59
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно