|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ремонтников готовили всегда…Современный подход к обучению и воспитанию — залог подготовки специалиста новой формации В прошлом году реформу образования обсуждали все без исключения регионы нашей необъятной России. Приморье, конечно же, не стало исключением. Тем более что подготовка к саммиту АТЭС 2012 года как никогда обозначила проблему с кадрами на предприятиях, входящих в Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Осенью 2011 года, участвуя в экспертном семинаре, организованном Департаментом образования и науки Приморского края, который проходил на базе Профессинального лицея №6 г. Владивостока, представители СоюзМаш — "Дальневосточный завод "Звезда", Инженерная школа ДВФУ и другие — подняли наряду с разными вопросами и вопрос обеспечения ведущих приморских машиностроительных предприятий выпускниками учебных заведений начального профессионального образования (НПО). Как показало время, кадровый вопрос остается актуальным и сегодня. Именно эту проблему спустя несколько месяцев обсудил наш корреспондент с директором Профессионального лицея №6. И выяснилось, что большинство учебных заведений НПО продолжают движение по инерции, лишенные в массе своей возможности что-либо изменить. И это в тот период, когда современное производство диктует свои, особые требования к выпускникам. Современный рабочий — это не просто винтик в громадной и неповоротливой машине, это грамотный, тщательно обученный (или, если следовать аналогии — "отшлифованный") специалист, умеющий гибко и оперативно реагировать на те процессы, которые претерпевают изменения в некогда слаженной конструкции, называемой производством. Впрочем, есть и иные примеры (следует признать — редкие) подготовки рабочих кадров, доказавшие свою высокую эффективность. Методы, откровенно говоря, не новы: грамотное выстраивание отношений "ученик — преподаватель", повышенное внимание к нуждам и чаяниям студентов, налаженный диалог с будущими работодателями и, конечно же, современные методы обучения, максимально приближенные к реальным условиям. Пожалуй, так, очень коротко, формулирует работу Профессионального лицея №6 г. Владивостока его директор Василий Налома. Как результат — все без исключения выпускники находят работу. Да что там находят — не дожидаясь диплома, их "разбирают" за полгода до окончания лицея, который давно стал престижным учебным заведением как для студентов, так и для работодателей. Замечу, что по статусу это уже не ПТУ, но образовательное учреждение, дающее знания повышенного уровня. Подобная трансформация, заключающаяся отнюдь не в смене вывески, позволила из числа молодежи, подающей документы, отбирать лучших. "Чистых" троечников — единицы. "Мы ежегодно выполняем план по набору процентов на 150. Если набор у нас 175 человек, то приходит 300-400 человек. Существует конкурс, причем как по знаниям, так и по здоровью". Кстати, возможно, последним условием для поступления объясняется и феномен непобедимости лицеистов в спартакиадах между учреждениями НПО. Здесь функционирует качественный тренажерный зал, работает титулованный тренер, и... сам руководитель лицея в прошлом мастер спорта по боксу. А в настоящем — "спортивный папа", обыгрывающий своих студентов в настольный теннис. Между прочим, личный авторитет среди учеников Василий Иванович считает одним из важнейших условий эффективного обучения. "Они же видят — я не курю и не употребляю... Для них это важно. И еще я никогда на них не кричу. Могу в кабинет пригласить, чтобы объяснили ситуацию..." Забота о своих "детях" проявляется у руководства и в мелочах — установленных в холле кофейных автоматах, бесплатном питании, новом комфортабельном общежитии. Но учебные программы — далеко не всегда главное в учебном процессе: как нередко бывает, многое упирается в деньги. "Для того, чтобы подготовить современного машиниста, нужен тренажер, — поясняет директор лицея. — Он стоит около 5 миллионов. Для края это непозволительная роскошь, а обращение к железной дороге вызвало неожиданную реакцию — лицей нам не нужен, необходимые кадры даст ДВГУПС (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)..." "Как результат, машинистов поставляет Таджикистан и Узбекистан, — говорит Василий Иванович, — квалификация таких специалистов сомнительна. Согласно статистическим данным Центра занятости населения, дефицит рабочих кадров на ЖД порядка 5 тысяч человек. И после этого вопрос, вроде, сдвинулся..." И как сдвинулся! Результатом "того" совещания стало предложение ректора ДВГУПС о передаче лицея №6 университету в качестве филиала. Для того, чтобы на его базе создать три факультета — НПО, СПО и ВПО. Конечно, сложностей впереди немало. Тут и лицензирование самого лицея, и аттестация сотрудников начиная с директора, и подбор профессорско-преподавательского состава. Но в случае положительного решения сегодняшние лицеисты вполне смогут продолжить обучение по программе СПО. А там, глядишь, и программа ВПО подоспеет. Но это — дело будущего. Пусть и не особенно далекого. Пока же идет обычная работа, налаженный и отстроенный учебно-воспитательный процесс, для гармоничного завершения которого необходима плотная связь с производством. Поскольку без нее все происходящее просто не имеет смысла. И, похоже, что и в этом вопросе процесс также пошел... "Я считаю, что и здесь начались изменения, — итожит директор Профессионального лицея №6. — Отношение к нашим ребятам стало мягче, внимания больше, интерес повышенный. Их ждут. Правда, лишь там, где все налажено. Так, хорошие отношения сложились с нашим моторо-вагонным депо, работаем с Партизанском и Смоляниново. Но это больше личные отношения. Не удивляйтесь, но даже договоры на производственное обучение мы подписываем... в Хабаровске! В дирекциях, которые подчиняются Москве. А там не всегда на месте владеют ситуацией. И все эти проволочки сказываются на детях". Стоит заметить, что выпускников лицея можно встретить не только на железной дороге, они трудятся в цехах машиностроительной отрасли, авторемонтных мастерских, переквалифицируются в судоремонтников, продолжают обучение в Инженерной школе ДВФУ. Профессиональный судомеханик Б.А. Амяга, полвека отдавший большекаменскому заводу "Звезда", убежден, что профессиональный машиностроитель должен и субмарине придать надлежащий вид, и тепловоз поставить "на колеса". Таковы современные требования к специалисту рабочей профессии широкого профиля. Справка
Годом рождения лицея можно считать далекие 20-е годы прошлого столетия. Тогда в России еще не было единой системы начального профессионального образования. Но в связи с тем, что страна остро нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в октябре 1923 года на ст. "Первая Речка" во Владивостоке была открыта железнодорожная школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), которая выпускала железнодорожных слесарей и путейцев. «Прогресс Приморья», № 4 (167) от 02.02.2012 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |