|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
"Молодых еще учить и учить…"Редакция продолжает тему подготовки и обеспечения кадрами предприятий и организаций, которые приняли деятельное участие в заседании круглого стола в декабре 2011 года, прошедшего на базе ДВФУ в Пушкинском театре. Полемические заметки руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаила Колтовича "Острые углы кадровой политики" ("ПП" №№2,3, 2012) вызвали неподдельный интерес не только в кругах специалистов оборонной отрасли промышленности, но и в других областях, в частности, в сфере строительства. О том, что современное производство остро нуждается в квалифицированных инженерных кадрах, "Прогресс Приморья" писал неоднократно. Но насколько серьезна ситуация с "лейтенантами производства", едва ли станет ясно, если не узнать мнение их командиров и руководителей. Сегодня наш корреспондент беседует об этой проблеме с тем, для кого это не абстрактная теория, но вопрос выживания в непростом мире конкурентной борьбы. Наш собеседник — главный инженер компании "Росдорснабжение" (входящей в группу компаний "RDS") Андрей Быков. Сам бывший выпускник Дальневосточного политехнического института (ныне Инженерная школа ДВФУ), он не понаслышке знает о том, как готовили инженеров "тогда" и какова ситуация "сейчас". Круглый стол, участником которого были также и строители, по мнению Андрея Быкова, проблему высветил, но не решил. Что нужно делать для исправления сложившегося положения и что уже делается для этого — мнение практика. — Вы участвовали в круглом столе, где остро поднимались вопросы кадровой политики и обсуждались перспективы профессионального образования. Чем вызван интерес к теме круглого стола? Как вы, человек напрямую связанный с молодыми кадрами, оцениваете уровень их подготовки? — Уровень подготовки выпускаемых вузами специалистов пока, к сожалению, остается низким. Раньше было понятно — выпускались инженеры, и на этом все... Сегодня же идут бакалавры, магистры, кто-то еще... По некоторым специальностям статус инженеров сохранился, но по большому счету нынешний инженер уже не тот: само понятие "инженер" трансформировалось, выхолостилось, если сравнивать, например, с 60-ми годами прошлого века... В прежние годы вузы выпускали даже не инженеров, а неких менеджеров, которые способны были работать на линии. И лишь единицы проявлялись. Да и то это было не результатом подготовки, просто отдельные студенты-самородки росли и становились настоящим инженерами. Что касается сегодняшнего дня и тех, кто приходит к нам, то приходится констатировать факт низкой квалификации таких специалистов. — В чем это проявляется — технически неграмотны, морально неустойчивы?.. — Я бы разделил проблему. Есть те, которые приходят и просто ничего не желают. Но такие у нас и не задерживаются. Потому что режим и условия труда тяжелые, напряженные, порой приходится работать сутками. Но их мы в расчет не берем — пришли-ушли, и на этом все (причем уходят сами, мы их даже не увольняем). Но даже те, кто чего-то хочет — все равно очень слабенькие. Может, это мне просто с высоты лет так кажется, наверное, и я таким когда-то был?! Ведь меня тоже учили. Но тогда была система — трест со своими учебными комбинатами, управления, где были главные инженеры, которые ходили и контролировали, отделы кадров, ТИЗы... Все это дисциплинировало, подтягивало, и, главное, нам не давали "выскочить" — молодой специалист все равно набирался и знаний, и опыта. — Сегодня иначе? — Сегодня такого просто нет. Вот потому все так слабо. Молодые кадры как инженеры технологию производства не знают. Даже какие-то элементарные вещи. Видимо, еще и от— того, что и практиковаться-то им негде. Я, к примеру, практику проходил на Зейской ГЭС — определили студента сразу в бригаду, и — вперед, на объект! И все было очень серьезно. А сегодня молодых, видимо, никуда не берут. Но это не их вина — беда ситуации. Впрочем, есть и другие примеры. У нас отдельные товарищи приходили работать еще с третьего курса, потом возвращались после четвертого, а сейчас успешно работают на линии. — Получается, все дело в отсутствии практики? — Наверное, нет. Дело в том, что есть еще чисто инженерные навыки — человек должен ощущать работу конструкции: знать, как и где поставить блок и понимать — крепко он стоит или нет. И это не какой-то талант или врожденные способности — просто нужно хорошо знать строительную механику, сопротивление материалов и такой предмет, как "металлические конструкции". Нужно хорошо учиться, и тогда все это будешь ощущать. А с этим пока слабенько... К примеру, геодезическая подготовка нулевая! Когда я пришел молодым специалистом в Зарубино (строили порт), геодезиста я видел один раз — он что-то рассказал, и все! Подразумевалось, что я владею необходимыми навыками и все, что нужно, сделаю самостоятельно. Так и было. А сегодня до смешного доходит — нужно отметку сделать, и начинаются крики: "А вот пускай ко мне придет специалист!". Конечно, приборы сейчас посерьезнее, посложнее, но ведь элементарные-то вещи все равно нужно знать. — Так в чем же основная проблема — низкий уровень преподавания, отсутствие практики или, условно говоря, низкий моральный дух? — Наверное, все в комплексе. И моральный дух — в том числе. Не могут и не хотят. Нет какого-то стремления, желания... А в чем причина? Не исключено, что молодой человек пошел учиться, а специальность эта ему изначально не по душе была. Может, родители настояли, может, туда поступить было проще... — Теперь немного о "рядовых производства". Изменилось ли отношение рабочих к своему делу и отношение к самим рабочим? И достаточно ли того уровня подготовки, что они получают в лицеях и технических училищах? — У меня сложилось впечатление, что их вообще не готовят. Может, за исключением тех специалистов, кто должен аттестовываться Ростехнадзором (к примеру, сварщики). Вот они вынуждены тщательно готовиться, поскольку иначе не получат необходимый документ для работы. А вот, скажем, бетонщики, арматурщики или отделочники — я их просто не вижу. Может, их и готовят где-то, но среди нас они не попадаются. Мы много работали с иностранцами. В частности, с норвежцами на строительстве сухого дока. Любопытно, что они к такой ситуации готовы и даже не спрашивают, где обучался. Просто берут человека и начинают сами обучать его непосредственно на стройплощадке — делают макеты, натаскивают, показывают, рассказывают... И, наверное, это правильно. Кстати, и мы настроены делать так же. — Какие усилия предпринимаются непосредственно производственниками и какие проводятся мероприятия, чтобы не допустить совершенно неподготовленных людей на объект? — Получилось, что вот эти масштабные стройки саммита основательно "размыли" профессиональные кадры — они просто разъехались по многим организациям. И возникшая ниша заполнилась неквалифицированными кадрами, включая рабочих из бывших южных республик СССР. Мы реально с этим столкнулись и пришли к выводу, что людей нужно учить. Сегодня ставится задача и мастерам, и отделу инженеров по качеству выступить инициаторами проведения необходимых занятий на конкретном строительном объекте. Предполагается, что мастер, открыв чертежи и изучив их, собирает бригаду и объясняет людям (по чертежу), что же они строят. Попутно приводя необходимые нормативные требования. Такой механизм мы заложили. Но идет гладко не везде, приходится преодолевать инерцию и инженеров, и мастеров. Оно и понятно — и так забот выше крыши, а тут еще головная боль... Но это острая необходимость, и мы будем эту практику продолжать. — А если в этой связи упомянуть молодых инженеров — тоже учите заново? — Поначалу идет селекция. Если человек к чему-то стремится — это сразу видно и с ним легко работать. Обязательно проводим аттестацию. Формат обычный — раздаются вопросы и темы, отводится месяц на подготовку. И тут сам факт учебы, чтения необходимой литературы, теоретической подготовки уже помогает в работе. Плюс, если человека аттестовали, значит, ему что-то придется отвечать, его спросят — что же он делает. И тут уже "а я не знал" не проходит. Поэтому люди, у которых есть большое желание, и знаний, и опыта набираются быстро. — Раньше бытовало шутливое проклятие: "чтобы тебе достался муж-инженер". Что-то сегодня изменилось? — Безусловно! Это сразу видно и по зарплате, в том числе. Другими словами, есть смысл учиться, повышать свой уровень и статус. И потом, если человек желает двигаться по служебной лестнице, ему высшее образование просто необходимо. Ведь с ним приходит и новый уровень, и новые возможности. — А сами-то кадры востребованы? Стройки АТЭС скоро будут завершены... — Наука управления говорит о том, что для качественной и эффективной работы мы должны иметь перебор кадров 30%. На практике это выглядит так: если нужно на участке иметь пять мастеров, в штате я должен держать шесть. Ведь не бывает такого, что все хорошо, все гладко. Всегда возникают ситуации, когда нужно просто "вкидывать" ресурсы. И для этого нужно иметь резерв, чтобы не сорвать сроки, не усугубить ситуацию. Ведь "сроковая" дисциплина сегодня очень жесткая. — Не хочется судиться с заказчиком? — Дело не только в этом. Мы сегодня все в рынке и боремся за заказы. Нам просто невыгодно подводить заказчика — мы теряем лицо. А в перспективе теряем и надежного партнера. — Вы работаете с Дальневосточным заводом "Звезда" (входит в ПРО СМР). Насколько комфортно, интересно вам с "оборонщиками"? Есть ли перспективы сотрудничества? — "Звезда" для нас очень перспективный заказчик. Впрочем, главная перспектива для всех — строить и ремонтировать суда. А мы стараемся на первом этапе первой очереди строительства (мы сейчас делаем корпусообрабатывающий цех) показать себя состоятельными подрядчиками, серьезными партнерами с одной целью: чтобы в дальнейшем продолжить сотрудничество с тем же заказчиком. У нас ничего не зарегулировано, почему и приходится каждодневно доказывать, что мы — это именно те, кто им нужен. «Прогресс Приморья», № 5 (168) от 09.02.2012 г. Отзывы (5) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |