|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
ОАО "Дальприбор": "Искусство производства!"Именно таким лозунгом, или, как сейчас принято говорить, слоганом руководствуется трудовой коллектив владивостокского завода "Дальприбор" в своей повседневной производственной деятельности. Несмотря на 44-летний возраст и перенесенные перестроечные трудности, предприятие активно набирает обороты: открываются новые производственные направления в гражданской продукции, разрабатываются и внедряются новации в продукции военной, закупается современное технологическое оборудование, обучаются и обновляются кадры. Всего этого трудно было бы достичь производственно-ориентированному предприятию, не будь у него традиций, системности, опыта и, естественно, истории! История развития "Дальприбора", представителя Приморского регионального отделения ООО "Союз машиностроителей России", ярко и наглядно отражает развитие многих промышленных предприятий, основанных в Советском Союзе, сумевших выжить в буйные 90-е, и вошедших в нынешние рыночные отношения. На заводе, особенно в производственных подразделениях, можно часто услышать: "Мы — из СССР!". Правда, в отличие от большинства, для них в этом определении нет ни нотки презрения или пренебрежения. Они действительно "родом из СССР". В первую очередь по дате появления — 1 июля 1967 года. Потом, много позже, этот период совершенно справедливо назовут "эпохой расцвета социализма". Страна строилась такими темпами, что опровергала самые мрачные прогнозы закордонных аналитиков. Развивается в это время и Владивосток: строятся военные корабли, растет рыбодобывающий и транспортный флот. Обеспечивают всю эту красоту необходимым оборудованием заводы, которые также активно возводят в городе. Работники этих предприятий — совсем молодые люди, во множестве приезжающие сюда, на Дальний Восток. "В тот период на заводе работало порядка пяти тысяч человек, — рассказывает генеральный директор ОАО "Дальприбор" Роман Титков. — А это значит, что активно строились "малосемейки" и "гостинки", шло масштабное обучение. Тем более что постоянно приходило новое оборудование, опытные старшие обучали молодых. При том, что "аксакалами" и "старослужащими" тогда считались те, кому было чуть за 40 лет. В те времена эффективно работала стройная, мощная, правильная система, при которой органы власти обеспечивали не только сам завод заказами, но и обеспечивали "социалку", обучение, оздоровление, повышение квалификации. А еще — рост управленцев и работников как в профессиональном плане, так и в карьерном. Как результат — возникает мощная социальная сфера. "Свои" детские сады, пионерские лагеря, девятиэтажный (!) медицинский корпус, спортивные зал и стадион. А еще завод сумел построить практически весь микрорайон на улице Героев Варяга и заселить его своими работниками. Ведь количество семей, рожденных на заводе, едва ли поддается подсчету. Как и детей работников, приходивших после школы на ставшее родным предприятие. Но, правда, и спрашивали за эти блага по полной... Рабочими днями были 31 декабря, 32-е декабря, 33-е... Работали так, что ночевали здесь же. В кабинетах обязательно стоял диванчик. Заказов тогда было столько, что ездили в Москву... отказываться от них, — вспоминает Роман Владимирович. Но энергии хватало на все — и на совершенствование технологических процессов, и на художественную самодеятельность. И способствовало этому централизованное планирование и обеспечение: план спускался сверху, оставалось его только выполнить (завод работал как производственная единица, продавали его продукцию другие). О следующем, "перестроечном", периоде промышленники рассказывают, как правило, без восторга. И на то есть причины. "В этот период возникла ситуация, когда Министерство обороны заказывало изделия и... не расплачивалось за поставленную продукцию, — продолжает Роман Владимирович. — И при этом налоговая инспекция настойчиво требовала платить налоги с тех денег, которых у нас просто не было". Надо ли говорить, что проблемы возникали очень серьезные — зарплата не выплачивалась месяцами, отключали электроэнергию, заводились уголовные дела, останавливался завод... "Это был период, когда многие промышленные предприятия просто закрылись, не смогли работать, не смогли выстоять, — говорит генеральный директор. — Нам также пришлось пойти на непопулярные меры, чтобы выжить. В частности, передать всю "социалку" городу, другого выхода не было. В этот период ушли многие хорошие, талантливые инженеры и работники. Но мы прошли этот путь. Мы выстояли. Мы обновились и вновь набрали силы!" Как? Об этом Роман Владимирович рассказывает даже с легкой иронией. Ведь единственное в стране предприятие по выпуску средств дальнего обнаружения подводных лодок занималось... да много чем занималось. "В советское время мы выпускали достаточно много изделий: детские игрушки, фены, штормовки и сумки, освоили технологию (уникальную по тем временам) по выпуску известных всем сифонов, делали термосы, потом — поттеры. Кстати, электрические поттеры — это идея перестроечных времен!" Не меньше были востребованы по тем "диким" временам нарождающегося рынка... площади для этого самого рынка. По этой причине часть заводских "квадратов" была сдана в аренду. Выручка от которой, по сути, и спасла завод от банкротства... Трудностей, конечно, немало. Это и новый облик российской армии, и кадровые перестановки в составе тех органов, что принимают решение о закупе и ценообразовании, и выход на гражданский рынок при мощной конкуренции Китая, и острый дефицит промышленных кадров, и отдаленность от центральных регионов России. Но заводу эти "барьеры" пока удается преодолевать. А значит, и заключать контракты и загружать работой людей. Оптимизма добавляет и тот факт, что заказы год от года растут. "Это позволяет нам успевать и закупать новое оборудование, и разрабатывать новые технологии, и готовиться к увеличению объемов не резкими скачками, а размеренно и плавно". Это то, что касается "оборонки". Но на "Дальприборе" есть и "гражданка", правда, пока заказов немного — около 10% от всего объема выпускаемой продукции. "У нас есть планы, чтобы значительно расширить гражданскую часть, и мы к этому активно идем, — делится своими размышлениями о будущем Роман Владимирович. — И первый проект, который мы открыли в августе, — выпуск светодиодных ламп". Проект, что и говорить, амбициозный. Ведь под боком Китай, чья продукция предлагается по бросовым ценам. Правда, вопрос качества в этом случае даже не стоит. "Дальприбор" не может себе позволить роскоши производить плохое! Имя нарабатывалось годами, и потерять его, выпуская некачественный товар, недопустимо. Но это — отдельный пласт проблем, который и заводу, и его директору предстоит решать в недалеком будущем. Пока же руководство предприятия тревожит текучка кадров и усилия по их привлечению. А усилия, надо заметить, прилагаются значительные — тут и вопросы повышения зарплаты, и оплата проезда, и поиск жилья, и обучение, и карьерный рост... Увы, основная проблема промышленных предприятий — ротация кадров — не миновала и "Дальприбор". Директора нешуточно беспокоит информация о том, что в ДВФУ собираются отказаться от обучения машиностроительным специальностям. Но кто же в этом случае придет на смену ныне работающим? Кто будет выпускать противолодочное оборудование? И как все это скажется ни много ни мало — на обороноспособности страны? Вопросов много. Но надежда, что здравый смысл возобладает, еще остается. А силы и возможности у предприятия для новых свершений есть. "Про нас говорят, что мы из СССР, — заканчивает беседу Роман Владимирович. — Наверное, это правильно. Все, что было положительного тогда, сегодня на заводе сохранилось в форме традиций. К примеру, мы всегда здороваемся друг с другом. Мелочь, но моральный дух у нас заметно отличается от коммерческих предприятий. И еще, плохой человек на заводе не задерживается. Даже если он хороший специалист. Коллектив его просто отторгает. Значит, у нас остаются только хорошие, профессиональные, порядочные люди..." «Прогресс Приморья», № 6-7 (169) от 24.02.2012 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |