Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

ОАО "Завод "Варяг": "Вперед малым ходом…"

Такой несколько необычной для "земного" уха командой капитан корабля дает указание в "машину" двигаться. Но не взбадривать всех упрятанных в мощных дизель "лошадок", а как раз наоборот – чуть придержать их стремительный бег. Причины такой "тихоходности" разные – опасный фарватер, неприветливые берега, слабость вооружения…

Наверное, такой тип движения в полной мере применим к сегодняшней ситуации с машиностроительной отраслью в Приморье. И к одному из ее лидеров – заводу "Варяг", юридически входящему в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Скажем прямо: в дополнительной рекламе "Варяг" не нуждается. Даже плохо знающим отечественную историю промышленных предприятий это имя знакомо. Достаточно сказать, что под этим красивым именем известен целый городской район во Владивостоке. Но это, пожалуй, отблески былого величия и мощи прославленного завода. Сегодня ему, как и всем его партнерам-машиностроителям, не просто. И это особенно заметно на фоне прежних достижений. В те "золотые 70-е" "Варяг" выпускал продукции  на 3,5 млрд рублей в сегодняшних ценах, объемы выпуска увеличивались по отдельным позициям на 15-20% в год, от некоторых заказов приходилось отказываться! Но и условия для такого роста создавались."Под заказ выделялись средства на закупку нового оборудования, активно и рентабельно работала система профтехобразования, выделялись деньги на жилье, которое мы строили и селили в квартиры наших заводчан. Перед трудовым коллективом ставились  серьезные задачи, и руководители страны понимали, что выполнить  их можно лишь путем обеспечения предприятия определенным количеством ресурсов", — рассказывает в одном из своих редких интервью генеральный директор ОАО "Завод "Варяг" Евгений Николаевич Леонов. И он же признает, что перестроечные годы и пришедшая с ними "неразумная" экономика нанесли стране в целом и заводу в частности непоправимый урон. Объемы выпуска упали в 7 (!) раз, производство разваливалось, уходили лучшие кадры. И в такой ситуации нужно было просто выжить...

"Было неимоверно тяжело! — вспоминает Евгений Николаевич. — Особенно с 1994-го по 2000-й годы. Зарплату людям не платили по полгода, дело до забастовок доходило. И тогда мы сделали первый решительный шаг — "сбросили" весь соцкультбыт, который тянул нас вниз, передали его городу. Это несколько освободило бюджет. Часть свободных площадей сдали в аренду, появились дополнительные деньги. К тому времени страна немного ожила, появились заказы. Мы перестроили систему производства — на существующем оборудовании стали увеличивать количество выпускаемой гидравлики, открыли новое направление. И так постепенно, шаг за шагом, начиная с 1999-х — 2000-х годов стали наращивать объемы. Медленно, но уверенно".

Возможно, рост пошел бы быстрее, будь условия для развития чуть более комфортными. Увы, но сегодня они такие, какие есть — высокие ставки по кредитам, малые сроки выплаты, практически полное отсутствие государственной поддержки, ограниченность сбыта. Но это вовсе не повод опустить руки... Именно тогда Евгений Николаевич сформулировал четыре принципа достижения успеха.

Во-первых, необходимо поставить перед собой ясные и конкретные цели.

Во-вторых,  для реализации этих целей должны наличествовать определенные благоприятные условия.

В-третьих, нужен отлаженный механизм для выполнения задуманного.

В-четвертых, нужны кадры, способные качественно выполнить поставленные задачи. ("ПП" №45, 2010)

И если условия еще предстоит создать, кадры воспитать, то с целями уже есть определенность. Равно как и с путями их достижения. Следование продекларированным правилам позволило "Варягу" преодолеть кризис, пусть и не полностью, не по всем позициям.
"Не могу сказать, что мы достигли того уровня, который бы устраивал всех. Подъем медленный, не стремительный. Впрочем, смотря где... Если в прошлом году по части "гражданки" цифра достигала 20 миллионов, то в этом — 77! Скачок произошел благодаря запуску нового цеха. В 2012 году мы планируем сделать уже порядка 100 миллионов, и потом — 130!" ("ПП" №42, 2011) Активно идет техническое перевооружение: за счет своих средств завод обновляется, приобретает новое оборудование (на эти цели из бюджета предприятия выделяется по 10-15 млн рублей в год). Последовательно выполняется задача омоложения руководящего состава. Как результат такой политики, молодые ребята после института за пять-шесть лет "дорастают" до заместителей и начальников отделов.

В общем, работа на "Варяге" кипит. И все же сегодня ему, как и всем его партнерам-машиностроителям, не просто. Но, как и его тезка, гордость российского флота крейсер "Варяг", завод не спустил флаг перед враждебной и грозной силой. Более того, врагам не удалось его "затопить". "Варяг", словно боевой корабль, после неравного сражения, с поредевшей командой, поврежденным оборудованием, разбитыми противником снастями, несмотря ни на что, продолжает движение. Да, пока малым ходом — по причинам опасного фарватера не всегда предсказуемой российской экономики, недостаточной численности команды, медленного перевооружения — все это пока не способствует тому, чтобы дать "полный ход". Но сохранен боевой дух, прошедшая горнило испытаний команда стала сильнее и смелее, приобретенный опыт позволяет избежать ошибок. А это значит, что производственно-боевая единица ОАО "Варяг" не покинула строй, не отступила и не застопорила машины...

Справка

Евгений Николаевич Леонов – генеральный директор ОАО "Завод "Варяг".
В 1969 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о строительстве завода корабельной аппаратуры "Дельфин" во Владивостоке.
В 1971 году завод "Дельфин" был переименован в завод "Восток". Свое историческое имя "Варяг" завод получил в 1972 году.
12 сентября 1973 года в эксплуатацию были введены первые производственные площади в объеме 4500 кв. м.
1 ноября 1973 года министр судостроительной промышленности открыл производственную деятельность предприятия — завод "Варяг" встал в строй действующих предприятий.
В начале 1975 года зафиксировано первое серьезное достижение "Варяга": были изготовлены два опытных образца системы "Рикорда" и проведены их испытания.
В 80-е годы для тружеников завода "Варяг" строилось жилье (сдавали в год по одному новому дому!), а также детские сады. Тогда же  были построены заводской профилакторий и магазин.
Ситуацию, сложившуюся на заводе в 90-е годы, директор "Варяга" называет коротко — катастрофическая. Долги росли, зарплату не выплачивали, начались социальные проблемы... Тогда в целях выживания руководство предприятия стало создавать самостоятельные мелкие "боевые" структуры (которые легче ориентировались в рынке), отделило часть непрофильных структур (столовую, магазин)  в самостоятельные учреждения, излишние площади стали сдаваться в аренду. Таким образом получали дополнительные средства, которые направляли на реконструкцию. Поменяли структуру управления. Сбалансировали количество людей и объем работ.
В апреле 2010 года на "Варяге" открылось производство теплоизоляционного материала последнего поколения — экструдированного пенополистирола марки "ИСТ-плекс". На масштабном мероприятии строительной отрасли Приморья — 19-й специализированной выставке "Строительство", проходившей во Владивостоке с 14 по 16 сентября 2011 г., продукция производства ОАО "Завод "Варяг" получила золотую медаль и диплом в номинации "Лучшая продукция".

«Прогресс Приморья», № 6-7 (169) от 24.02.2012 г.

Подготовил Константин Никитин

 

Отзывы (5)

MayodoJaina, 20.08.2012 13:31
MayodoJaina, 25.08.2012 14:23
MayodoJaina, 29.08.2012 5:44
svlwjbdwwl, 12.11.2012 9:22
propeciacapAccutfug, 29.11.2012 5:52
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно