Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 февраля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

ОАО "Дальневосточный завод "Звезда": история не кончается

Согласно легенде свое имя Дальневосточный завод "Звезда" получил... почти случайно. Во время очередного визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Бутома назвал завод "восходящей звездой" судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремонтный завод был официально переименован в Дальневосточный завод "Звезда". Время показало — такое имя предприятию было присвоено заслуженно.

Как и у людей, у заводов день рождения — дата больше официальная. Процесс, который предшествует появлению на свет, как правило, скрыт от посторонних глаз и мало афишируется. Надо ли говорить, что о закладке завода по ремонту боевых кораблей не особенно много писали. И, следовательно, решение Министерства судостроительной промышленности Советского Союза от 9 июля 1946 года прошло мимо внимания большинства граждан страны. Даже тех, для кого безымянный завод (на тот момент он имел только номер 892) станет судьбой. Прибывшая в тот же год экспедиция Ленинградского ГСПИ быстро определилась с местом — бухта Большой Камень. Сложность состояла лишь в скромных глубинах акватории. Что поправили, в течение нескольких лет проводя углубительные работы и одновременно отсыпая грунт. На новых "площадях" возводились производственные здания. Венцом масштабной и кропотливой работы стало официальное открытие предприятия 3 декабря 1954 года. В этот день новый завод приступил к выполнению производственной программы, а именно — ремонту катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.

 

Флагман судоремонта

Но суда Военно-морского флота также нуждались в регулярной профилактике и ремонте. И потому ничего удивительного, что уже в ноябре 1957 года в ремонт встала первая дизель-электрическая подводная лодка. Более того, поддержание обороноспособности страны с тех пор стало главной задачей предприятия. Но это было делом будущего. А пока строителям приходилось решать сиюминутные задачи. К примеру, как добраться до требующих ремонта узлов и механизмов. Дело в том, что небольшие гражданские суда вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебедок. С хрупкими "прочными" корпусами ПЛ этот способ был неприемлем. И потому подводные работы на дизельных субмаринах проводили кессонным способом, что было небезопасно. Тем не менее именно этот способ оставался основным вплоть до 1963 года, когда была введена в строй док-камера. Годом раньше, 12 мая 1962 года, на завод прибыла первая атомная субмарина, что потребовало создания специализированных производственных участков, оснащенных стендами, которые позволяли проводить наладку и испытания всех механизмов АПЛ.

Кстати, появление в ремонте "атомачей" (а количество их от года в год возрастало) привело не только к изменению технологического процесса, но и к смене руководства предприятия. В 1964 году директором завода был назначен Владимир Кушлин, а через два года главным инженером стал Вениамин Долгов. До этого оба они были работниками Комсомольского судостроительного завода, хорошо знали организацию и технологию судостроения, принимали непосредственное участие в строительстве атомных подводных лодок.
И еще один луч "Звезды", о котором как-то не принято упоминать в связи с достижениями по работе с АПЛ — производство товаров народного потребления. Старожилы еще помнят, какой популярностью пользовались и, соответственно, каким дефицитом были кухонные гарнитуры и мягкая мебель с большекаменской маркой.

Трудные годы перестройки

Когда страну "накрыла" перестройка, завод был в зените славы и могущества. Но стихия, что сметала города и страны, не пощадила и крепко стоящую на ногах "Звезду". В рамках проводимой конверсии завод все больше лишался оборонного заказа, и, как следствие, начались длительные задержки выплаты заработной платы. Ситуация накалилась до предела. В этот крайне непростой период директором завода "Звезда" был назначен Валерий Маслаков.


О том, насколько этот человек оказался на своем месте в свое время, говорит тот факт, что сегодня многие сходятся во мнении — только благодаря ему завод выжил и сохранил статус государственного предприятия.

Впрочем, огромную роль сыграло то, что в 1993 году министерство обороны США и комитет оборонной промышленности России подписали соглашение о сотрудничестве в области сокращения стратегических наступательных вооружений. Завод "Звезда" получил заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России. За прошедшие годы на заводе было утилизировано более сорока АПЛ.

И еще один проект, сыгравший в судьбе предприятия важнейшую роль. В 2000 году в акватории завода был размещен плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов "Ландыш". Финансирование этого проекта взяло на себя правительство Японии. Это позволило предотвратить сброс жидких радиоактивных отходов в Японское море и способствовало улучшению экологической ситуации на юге Дальнего Востока. Кстати, вторым совместным проектом с правительством Японии станет проведение работ по утилизации снятых с вооружения многоцелевых АПЛ первого поколения. Таких лодок в Дальневосточном регионе более сорока, некоторые уже не держатся на плаву. В качестве пилотного проекта Япония профинансировала демонтаж лодки класса "Виктор-III". Программа российско-японского сотрудничества была названа "Звездой надежды".

Новые возможности

Параллельно с работами по утилизации завод "Звезда" перестраивается на выпуск гражданской продукции. Возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для "Звезды" остается ремонт кораблей ВМФ.

Параллельно с работами по утилизации завод "Звезда" перестраивается на выпуск гражданской продукции. Возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для "Звезды" остается ремонт кораблей ВМФ. В 2003 году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ "Георгий Победоносец". В 2001 году завод принял в ремонт многоцелевую АПЛ третьего поколения "Иркутск". В августе 2008 г. была сдана заказчику АПЛ третьего поколения — "Омск", прошедшая на заводе ремонт по восстановлению технической готовности.

С 2001 по 2007 год завод возглавлял Юрий Шульган. Он начинал трудовую деятельность на заводе "Звезда" в 1976 году после окончания с отличием Дальневосточного политехнического института и прошел на предприятии все ступени профессионального роста. 6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100% акций принадлежат государству. ОАО ДВЗ "Звезда" вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта.

С сентября 2010 года ОАО ДВЗ "Звезда" возглавляет Владимир Аверин.

57 лет — для "Звезды" не возраст

Свою 57-ю страницу исторической летописи градообразующее предприятие перевернуло 5 декабря 2011 года. Тогда во Дворце культуры "Звезда" состоялся праздничный вечер. В большом зале было торжественно и многолюдно. Отпраздновать день рождения любимого завода пришли ветераны производства, молодежь. Среди гостей, пожелавших поздравить работников предприятия, были депутаты приморского парламента, представители администрации края, командования Тихоокеанского флота, руководство администрации городского округа, депутаты думы.

И. о. директора завода Владимир Аверин, обращаясь к присутствующим, подчеркнул, что сегодня мы являемся свидетелями того, как формируется новый облик завода, ведется строительство крупнейшей в стране судоверфи.

— В ноябре следующего года, — сказал он, — будет введен в действие корпусообрабатывающий цех мощностью переработки металла 70 тыс. тонн. Это будет самое современное металлообрабатывающее производство мирового уровня и крупнейшее в Сибири и на Дальнем Востоке.

Вместе с тем планируется расширение производственных площадей, связанных с атомным судоремонтом. Государственной программой вооружения до 2020 года на заводе "Звезда" предусмотрен ремонт атомных подводных лодок с глубокой модернизацией проектов 971 и 949.

Это вселяет уверенность в завтрашнем дне завода, численность коллектива которого вскоре значительно увеличится за счет привлечения полутора тысяч новых квалифицированных рабочих...

Новые горизонты развития предприятия

10 февраля в конференц-зале завода прошла презентация проекта комплекса крупнотоннажного производства. Открыл ее и.о. генерального директора предприятия Владимир Аверин.

— Многие не знают, что ждет завод в ближайшем будущем, что уже реализовано, а что еще предстоит сделать. Планы динамично развиваются. Первоначальный план строительства верфи "Звезда— DSME" предполагал снос ряда объектов завода вплоть до эллинга. Это было в сентябре 2010-го. С тех пор планы кардинально изменились. Проект "Звезда— DSME" пока под вопросом, но есть твердая уверенность, что ни одно производственное и складское помещение на территории "Звезды" сноситься не будет. План утвержден ОАО "ДЦСС", был представлен полпреду.

Презентацию комплекса крупнотоннажного производства провел директор по техническому обеспечению — главный инженер Сергей Лебедев.

— До сих пор многие работники завода не знают, что строится на территории предприятия, — начал свое выступление Сергей Алексеевич. — Многие уверены, что это разрастается южно-корейская верфь "Звезда — DSME". Нет. Заказчик проекта — Дальневосточный завод "Звезда", генеральный проектировщик — Центр технологического судостроения и судоремонта, который в свое время проектировал завод, да и весь город. Цели проекта — ремонт и модернизация производства под ремонт АПЛ без остановки основных цехов и создание судостроительного комплекса для строительства судов дедвейтом 120 000 тонн, строительство кораблей для ВМФ 2 и 3-го ранга.

На экране слайд сменяет слайд, красноречиво демонстрируя, как преображается строительная площадка. Сергей Алексеевич выделил несколько этапов строительства комплекса. Первый этап — строительство корпусообрабатывающего цеха, линии очистки и окраски, цеха по сборке конструкций, реконструкция объекта 103А. Следующий этап — спусковая набережная и тяжелый стапель. Третий этап — реконструкция и техническое перевооружение судоремонтного комплекса для проведения глубокой модернизация кораблей 971 и 949 проектов. Четвертый — строительство блоков трубомедницкого и механического производств, механообрабатывающего цеха, цеха сборки и насыщения блоков, гальванического цеха. Пятый этап — строительство сухого дока размером 485 на 114 метров, глубиной 17 метров, основное назначение которого — обеспечение программы судостроения и ремонта, в том числе и для Военно-морского флота России. Уже в октябре этого года планируется запустить первый стан по резке металла.

Впечатляют масштабы корпусо-обрабатывающего цеха: высота 36 метров, общая площадь 55 тыс. кв. метров (причем территория под одной крышей). На начальном этапе проделан огромный объем земляных работ — вывезено 1 млн куб. метров земли. Реконструирован мост через ручей Школьный.

Первые этапы строительства уже завершены, в настоящее время ведутся работы по монтажу сэндвич-панелей, профнастила на кровле и регулируемых ворот-шторок.
Дополняя презентацию Сергея Лебедева, Владимир Аверин отметил, что формирование технологии производства, в том числе и оборудование, идут по самой современной в мире технологии, принадлежащей немецкой компании IMG — мирового лидера металлообработки.
Владимир Николаевич рассказал, что для насыщения судов будут построены три дополнительных цеха: трубомедницкий цех с технологией холодного оцинковывания, цех электротехнического насыщения и цех для вспомогательных материалов.

— У нас будет самая мощная за Уралом судостроительная верфь, — заметил Владимир Николаевич. — А потребность в этом огромная — 80% российских судов уже выработали установленные сроки службы.

— Но любой комплекс без людей — это просто груда металла и бетона, — отвечая на вопросы собравшихся, продолжил Владимир Аверин. — Для того чтобы все это ожило и работало, должны быть специалисты. Планируется дополнительно привлечь около
3 500 человек. Только на корпусо-обрабатывающем комплексе будут трудиться 700 человек. Но заинтересовать людей могут два фактора — жилье и достойный уровень заработной платы. Для создания комфортных условий будет строиться социальное жилье и повышаться уровень заработной платы. Эти два важных момента руководство предприятия будет решать вместе с корпорацией. По сути, мы с вами являемся свидетелями новой истории развития завода, и это очень приятно осознавать.

Модернизация производства на ДВЗ "Звезда" предпринимается по инициативе федерального правительства и лично премьера В. В. Путина, в рамках общего перевооружения российского флота. Успешное проведение модернизации снимет все вопросы о будущем города, поскольку автоматически повышается его статус среди других городов Приморья, создаются условия для высокооплачиваемого труда работников завода, обеспечивается будущим молодежь, гарантируются растущие налоговые отчисления в бюджет городского округа, что способствует процветанию не только завода, но и города.

Справка

Дальневосточный завод "Звезда" — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев.
Завод
"Звезда" — сложный, хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять работы по всем основным направлениям деятельности предприятия. Завод имеет развитые корпусное, сварочное, малярно-изоляционное, машиностроительное, литейное, кузнечное, трубо-обрабатывающее, гальваническое производства.
В состав завода входят цехи основного производства: доково-корпусный, корпусодостроечный, цех агрегатного ремонта судового оборудования, механический, монтажно-сдаточный, цех покрытий и деревообработки, трубомедницкий и цех обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также центральная заводская лаборатория, энерголаборатория и лаборатория сварки, аттестованные, аккредитованные и лицензированные органами Госстандарта России, Госгортехнадзора РФ, Российского Морского регистра судоходства и Госатомнадзора России.
Завод имеет развитое складское хозяйство, включающее как открытые, так и закрытые складские площади, и оборудованные всей необходимой погрузочно-разгрузочной техникой (краны, лифты, электро— и автопогрузчики, электрокары и штабелеры), а также комплекс вспомогательных цехов (инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, котельный, энергетический, транспортный, ремонтно-строительный), который обеспечивает обслуживание основного производства и снабжение всеми необходимыми видами энергии.
На заводе работает высококвалифицированный профессиональный коллектив, насчитывающий сегодня около четырех тысяч человек. Накопленный богатый опыт и применение передовых технологий позволяют ДВЗ
"Звезда" использовать технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для успешного выполнения ремонта кораблей и судов, строительства гражданских судов, утилизации отслуживших свой срок кораблей и судов, изготовления различных видов металлоконструкций, разнообразной продукции как судового, так и общего машиностроения, нестандартного оборудования, оснастки и инструмента.

«Прогресс Приморья», № 6-7 (169) от 24.02.2012 г.

Ирина Борисова

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 27.11.2012 1:15
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно