Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Судостроительный техникум: "Старт карьеры - 2012"

"У вас товар, у нас — купец". Приблизительно так коротко можно сформулировать суть мероприятия, проведенного в актовом зале Владивостокского судостроительного техникума в четверг 22 марта. Форум "Старт карьеры — 2012" собрал вместе представителей потенциальных работодателей и их, таких же потенциальных, работников — выпускников техникума. Несмотря на то, что такая встреча проводится уже в шестой раз, проблему трудоустройства она не решает частично. Впрочем, на фоне кадрового голода на предприятиях ПРО СМР такие встречи — широкий шаг навстречу друг другу.

Цель форума сформулирована просто и ясно — содействие трудо-устройству выпускников техникума, установление более тесного взаимодействия с работодателями. Открывая форум, директор техникума Ирина Глушкова не скрывала гордости за то, что такой представительный форум — уже часть истории техникума, одна из его традиций. Более того, зримые результаты налицо: если в первый раз встречу почтили своим присутствием представители четырех предприятий, то сегодня их значительно больше. Кстати, заявленные без малого три десятка предприятий были представлены от силы восемью (среди которых были замечены достаточно "экзотические" — "ДНС" и "Билайн"). Но интерес к выпускникам старейшего на Дальнем Востоке учебного заведения у них был по настоящему большой. В первую очередь из-за высокой потребности в специалистах именно того профиля, что готовит техникум. Представляя своих "птенцов", Ирина Владимировна так нарисовала их портрет: "Сегодняшний состав выпускников — это ребята, у которых тоже большое будущее. Знания мы им дали. Но и профессиональную гордость мы в них тоже вложили. Ребята определились, кем они хотят быть, что желали бы видеть, и как у них все эти процессы будут выстраиваться. С каждым годом молодежь меняется, становится мобильнее, больше знает. И не только в профессиональной сфере, но и в экономике, и в политике. Это не равнодушные автоматы, это люди, которые будут строить нашу экономику, станут ее опорой. Мы хотим передать ребят в хорошие руки, чтобы судьба их сложилась, чтобы они могли реализоваться. Надеемся, что и ребята, почувствовав значимость такого события, по-другому взглянут на свою специальность".

Пока еще студенты, без пяти минут выпускники, по одному или по двое выходили на сцену и рассказывали о своей учебе. Хорошо подготовленные презентации, демонстрируемые на большом экране, давали полное представление о "пройденных" предметах и практиках. Сдобренные многочисленными заверениями "мы изучили", "мы можем", "мы умеем", "мы готовы", "мы способны", они производили впечатление.

Представление "товара" (десять специальностей!) сменила такая же подробная и основательная демонстрация преимуществ каждого из "купцов". Сразу стоит оговориться, что разговор не был формальным. Среди подробного рассказа о предприятии его представители останавливались на вещах, казалось бы, далеких от непосредственно работы. Так, начальник отдела кадров ООО "Гранит" Ирина Шилкина говорила о наличии в компании комнаты отдыха, где можно подышать над чудодейственным соляным раствором. А руководитель направления персонала ОАО "Ливадийский судоремонтный завод" Наталья Леонова напомнила собравшимся о том, какая чудная природа в районе Ливадии и что "наслаждаться ею можно прямо на рабочем месте". Начальник же центра "Абитуриент" Дальрыбвтуза Татьяна Баланчина порадовала собравшихся не только профессиональной презентацией, но и сообщением о том, что работа на парусных судах рыбопромыслового флота приравнивается к альтернативной службе в армии.

Впрочем, главный акцент в рассказах представителей работодателей был сделан на будущей работе, перспективах карьерного роста, зарплате, "социалке" и прочих "земных" вопросах. С интересом слушали будущие машиностроители Елену Максимову, начальника отдела КГКУ ЦЗН. Она коротко и эмоционально совершила экскурс в программы трудоустройства молодежи. Специалист в области профориентации поведала собравшимся о готовности помочь адаптироваться на рынке труда, поскольку государством "предусмотрены некоторые программы, по которым мы работаем". Одной из таких программ является молодежная практика. Иными словами, Центр занятости заключает договоры с работодателями для трудоустройства выпускников учебных заведений, чтобы последние приобрели на предприятиях навыки профессии, опыт работы, закрепились на этих местах. Причем, предусмотрено, что помимо зарплаты на предприятиях, молодые рабочие будут получать и материальную поддержку от ЦЗ на свой расчетный счет. Кроме этого, ЦЗ готов предложить и другие услуги — профориентация, соцадаптация (общение с работодателем, корректировка резюме), профобучение.

"Надо понимать, что ЦЗ очень радеет за то, чтобы вы скорее нашли свою работу, чтобы период поиска ее был минимизирован", — сказала в заключение Елена Андреевна. "Следует помнить, что вы не одни, есть мы — Центр занятости — и пожалуйста обращайтесь".
А вот вторым, кому зал внимал с неподдельным интересом, стал заместитель руководителя аппарата Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Басов. Он констатировал, что промышленность в крае сложном положении. Хотя бы потому, что подавляющая часть предприятий СоюзМаш была ориентирована на государственный оборонный заказ. Но заказчик все чаще отказывается от дальневосточной продукции. Вот что получается. "Чтобы изготовить изделие, — сказал Александр Басов, — мы везем сюда всю комплектацию, поскольку она в Приморье не производится. Потом готовое изделие вновь направляем обратно. И какова при этом стоимость продукции?! Да и зачем заказывать механизмы и приборы на Дальнем Востоке, чтобы потом везти их сюда  через всю Россию и устанавливать, допустим, на лодку, которая строится... в Северодвинске?!"

Но терять оптимизм не стоит. Во-первых, потому, что "к руководству краем пришел грамотный инженер, бывший ректор ДВФУ Владимир Миклушевский. На одной из встреч в в Арсеньеве он призвал молодежь учиться и получать в Инженерной школе технические специальности, поскольку сегодня они востребованы как никогда". И главное — промышленность все же постепенно возрождается.

"Сегодня на предприятиях, входящих в состав ПРО СМР, работает 22 тысячи человек, — продолжил Александр Борисович. — На наших предприятиях очень много внимания уделяется молодым специалистам — закупаются квартиры, на льготных условиях выдаются кредиты для приобретения жилья, обеспечивается кадровый рост. На каждом из предприятий создан Совет молодых специалистов, выделяется бюджет. Как пример, опыт компании "Прогресс", которая уже в прошлом году выделила своему Совету молодых специалистов ни много ни мало

1 миллион рублей. Как результат, сегодняшний средний возраст работников на наших предприятиях снизился с 57 до 46 лет".
А то, что потребность именно в молодых грамотных кадрах крайне высока — очевидно. Хотя бы потому, что идет смена технологий и оборудования, такой переход высвобождает огромное количество рабочих рук, он же требует не меньшего количества светлых голов. И опять пример — завод "Прогресс", где обработка корпусных деталей на горизонтально— расточных станках переведена на станки, закупленные предприятием, что высвободило десятки специалистов высшей квалификации. Но возникла другая проблема: чтобы станки (стоимостью по полтора миллиона евро каждый) не простаивали, по холдингу "Вертолеты России" собираются заказы на расточные работы, но под работу нужны управляющие программы.

"Сегодня, чтобы перевести номенклатуру на эти станки, нужно разработать более тысячи управляющих программ, — поясняет Александр Басов. — Поэтому специалисты сегодня нужны очень грамотные. И я призываю вас продолжить образование и дальше. Мы уже договорились с руководством ДВФУ о возобновлении контрактной системы обучения — предприятие готово доплачивать и обучать в вузах своих сотрудников. Сегодня договорились и о создании ресурсных центров, на которых будут повышать квалификацию действующие работники и молодые специалисты. Постепенно решается вопрос о создании кластеров с участием ДВО РАН, где планируется проводить опытно-конструкторские работы для дальнейшего внедрения их в производство. И поэтому добро пожаловать к нам. Мы вас ждем, в беде не оставим и трудоустроим тех, кто пожелает работать на предприятиях машиностроительной отрасли".

После выступления представителя СоюзМаш России форум продолжила Галина Соболева — начальник отдела кадров ОАО "Дальприбор". "Вопрос молодежи стоит остро всегда, и обидно, что привлекать ее сегодня просто неоткуда. И если выпускников вузов всегда было много и с ними мы работаем с третьего курса, то вот с техникумом... Мало того, что средних учебных заведений осталось столько, что можно пересчитать по пальцам, так еще и готовят они таких специалистов, как автослесарь-сварщик, и других..." Проще говоря, выпускают "универсалов ни в чем". Как результат — не хватает рабочих. А ведь поступают новые технологии и современный рабочий должен быть высококвалифицированным. К сожалению, в вузах не закладывается понимание того, что ты не только руководитель и инженер, но главное — специалист. Ведь для работы на современных станках с ЧПУ необходимо иметь высшее образование. Вот, например, профессия называется "Наладчик станков с манипуляторами" — не звучит. Сравним: "инженер-программист"...

Галина Викторовна заострила свое внимание и на некоторой пассивности юношей и девушек, прибывших на форум "Старт карьеры — 2012". "Я это связываю с тем, что ребята нередко идут в техникумы с одной целью — получить диплом. Хоть какой-нибудь. Отсюда — отсутствие интереса. Может, пришла пора обратную связь организовать, организовать форум так, чтобы состоялся диалог — с вопросами, претензиями, пожеланиями. Но только для тех, кто хочет в этом участвовать, не нужно массовости... Но, повторюсь, в принципе, мероприятие нужное..."

Начальник отдела переобучения профориентации Елена Максимова сказала:

"Реальная эффективность подобных мероприятий очень высока. И для предприятий-работодателей, и для Центра занятости. Насколько эффективно для молодых людей — сложно сказать. Было видно, что некоторые вставали и уходили. Другая часть, которая хочет чего-то от жизни, желает трудоустройства, осталась и слушала. Такую профориентационную работу нужно проделывать постоянно, в течение всего периода обучения, буквально со школы. И эту работу ЦЗ проводит, хотя такую махину тянуть очень тяжело. Необходимо совместно с комитетом по образованию создать программу, чтобы профориентационная работа проведилась с учениками школ еще до поступления их в техникумы и вузы. Кстати, у судостроительного техникума, пожалуй, единственного в городе, есть положительный опыт проведения таких мероприятий. Администрация приглашает наших специалистов, которые приезжают сюда и общаются со студентами о том, как вести диалог с работодателями, как себя вести, как писать резюме. Если говорить об эффективности непосредственно этого мероприятия, то коэффициент полезности равен приблизительно 40%. Хотелось бы, конечно, наоборот".

Марина Кащеева — специалист управления персоналом ОАО "Дальневосточный центр судостроения и ремонта":

"Обычно на такого рода мероприятиях много говорят, призывают, но на самом деле такую работу не проводят систематически и последовательно. Раз в год встретились, пообщались и разошлись. Сегодня нет ни одного представителя от работодателей, кто бы приходил, курировал, может, проводил какие-то экскурсии. Другими словами, последовательно осуществлял какой-то план совместно с руководством учебных заведений. Плюс, практика должна быть не в форме: "ребята, приходите", а когда пришли — "нам не до вас", а в более последовательной и конкретной. Вывод: представителям работодателей нужно приезжать непосредственно сюда и осуществлять личный контакт, беседовать и отбирать на практику прямо здесь. Только тогда ребята будут чувствовать свою нужность тому или иному промышленному предприятию".

«Прогресс Приморья», № 12 (174) от 29.03.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 28.11.2012 1:30
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно