Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 мая, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Они из Кронштадта

Для живущих у моря совершенно естественно общение с ним. Тут и рыбалка, и купание, и дальние походы "на веслах и под парусом". Есть и те, что не удовлетворяются скольжением "по поверхности" и делают робкие попытки проникнуть вглубь. Но дайвинг (погружение саквалангом) для большинства — не более чем экстремальное хобби.

Но есть категория людей, кто делает это профессионально, зачастую не особенно афишируя свою опасную, но такую увлекательную работу. Имена у таких профи разные, а вот профессия одна. И зовется она не громко и как-то не героически — водолаз. Эта профессия хорошо известна, например, судоремонтникам Дальневосточного завода "Звезда" (входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России). Именно водолазу приходится обследовать днище надводного или подводного корабля с целью определения внешних повреждений корпуса.

Но и у этих зачастую очень не публичных людей есть свой праздник. Такой же незаметный, чисто профессиональный — День водолаза, который они без помпы и демонстраций отмечают 5 мая. Дата эта выбрана не случайно: 5 мая 1882 года в Кронштадте была открыта первая и единственная в мире водолазная школа, и водолазы всего мира считали за честь учебу в ней. Всем известные слова "мы из Кронштадта" пошли именно оттуда. Чтобы достойно оценить труд современных водолазов, указом президента России в 2002 году 5 мая был официально провозглашен Днем водолаза.

Водолазное дело в России существовало еще в начале 18 века. Упоминания об использовании водолазов при ведении некоторых хозяйственных работ встречаются в документах того времени. В 1861 году вышел указ о том, что все российские военные корабли, которые уходили в заграничные плавания, в обязательном порядке должны были иметь на борту специальные водолазные аппараты. В 1871 году было создано "Общество помощи при кораблекрушениях". Его основная деятельность заключалась в спасении людей и судов, а также в изучении водных ресурсов нашей страны. В 1873 году автономный водолазный аппарат был спроектирован морским офицером А. Хотинским. Для дыхания в нем использовался кислород. Поручик Мамота в 1878 году создал автономный водолазный аппарат, применявшийся для военных целей. Таким образом, вскоре возникла необходимость в профессионально обученных кадрах. Поэтому в Кронштадте и была открыта "Школа водолазная для офицеров". Об уровне обучения в ней уже говорилось — мировой стандарт!
В 1923 году в нашей стране начала работать знаменитая ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Эта организация долгие годы занималась осуществлением судоподъемных, спасательных и водолазных работ. Именно ее водолазы в 30-х годах умели погружаться на наибольшую глубину.

К 1950-м годам было создано водолазное снаряжение, которое давало возможность погружаться на глубину в 200 метров и более. В 1968 году был проведен эксперимент по длительному пребыванию людей на глубине в сто метров. Надобно заметить, что подобные эксперименты проводились долгие годы и всегда были успешными. И (это важно!) проводились с использованием исключительно советского водолазного оборудования. Кстати, мало кто знает, но это факт! Жак Ив Кусто, создавая свой акваланг, воспользовался разработками российской водолазной школы.

Сегодня у российских водолазов непростые времена. Как таковой школы не осталось, профессионалов мало, на работы отчего-то нередко приглашают иностранных специалистов. Чтобы окончательно не деградировать и не потеряться, оставшиеся профи собираются в Национальную общероссийскую ассоциацию водолазов (НОАВ). Отстоять честь российской водолазной школы, вернуть России статус страны, серьезно относящейся к работе водолазов — лишь часть задач этой организации.

А то, что стране нужен их труд и мастерство, доказали события на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда дежурные силы обеспечения безопасности из МЧС, которые после аварии прибыли на станцию, оказались не в состоянии выполнить нужные работы. И лишь подключение к работам профессиональных водолазов позволило остановить поступление воды в затопленные отсеки. Но и самим "подводным рабочим" требуется помощь. Удивительно, но в нашей стране нет даже внятного закона, который бы регламентировал их деятельность. Впрочем, есть, но он больше похож на издевку. Ибо закон, регулирующий водолазную деятельность в России… Градостроительный кодекс. Только в нем определен перечень водолазных работ, но лишь тех, которые "оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". И есть еще приказ Министерства регионального развития под номером 274, в котором лишь в одном (!) месте упомянуты "водолазные работы и подъем предметов из-под воды" — в пункте 33.

Опыт отечественного бизнеса показал, что если на наш рынок начали проситься иностранные компании, то уже скоро они вытеснят отечественных рабочих. Начав демпинговать на первом этапе, они очень скоро лишат работы многих россиян. А когда это произойдет, они немедленно поднимут цены на свои услуги, проверено. И когда иностранные компании поймут, что в России водолазов не осталось, бизнес, "завязанный" на подводные работы, поставят на колени. И восстановить потенциал будет невозможно, поскольку исчезнут школы, специалисты, традиции...

А они у нас давние. Российской водолазной школе уже больше ста лет, и просто жалко будет терять завоеванные позиции. Не по-государственному это. Да и не по-человечески…

«Прогресс Приморья», № 17 (179) от 04.05.2012 г.

Леонид Соболев

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 26.11.2012 4:33
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно