|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Подплаву предан без остатка!День Военно-морского флота во Владивостоке всегда празднуют особо. Тихоокеанский город-форпост славится мужественными людьми в морской форме. Тут все совпало: и географическое положение, и удобное расположение бухты Золотой Рог, и присутствие надводных боевых кораблей и подводных лодок, и, конечно же, близость ведущих оборонных предприятий ("Дальприбор", "Аскольд", "Звезда" и других), которые являются представителями регионального отделения Союза машиностроителей России. А объединяет моряков и союзмашевцев в единый кулак, конечно же, Военно-морской флот, с которым и те и другие связаны крепким морским узлом. Накануне праздника редакция представляет одного из многих, кто морю предан без остатка… С человеком уникальной судьбы, Анатолием Витальевичем Макаренко, ветераном подводного флота, заместителем начальника факультета военного обучения МГУ имени адмирала Г.И. Невельского по кадровой и воспитательной работе, контр-адмиралом в отставке, меня связала и служба, и совместная работа. Родился Анатолий Витальевич в станице Новолевошковской Краснодарского края в декабре 1935 года. Детские годы выдались нелегкими: шла Великая Отечественная война. "Я играл с ребятами во дворе, было очень пыльно, — вспоминает А. В. Макаренко. Через дорогу стояла зенитная батарея, и немецкие самолеты часто летали на большой высоте через станицу, наши зенитки их не могли достать. Однажды зенитчики начали стрелять по немцам. Мы восторгались, поскольку они обстреливали врага, но, к сожалению, ни один самолет не был подбит. Через минут десять появились несколько самолетов и стали бомбить в семидесяти метрах от нас батарею. Ни одна бомба туда не попала, зато почти все снаряды упали в то место, где мы обычно играли. Страшное время было…" В январе 1955 года Анатолия призвали на Черноморский флот, где он отслужил четыре года срочной службы. Во время службы был старшиной. Затем поступил в Высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова в Севастополе. Во время обучения Анатолий Макаренко зарекомендовал себя как наиболее подготовленный курсант и по просьбе начальника училища на пятом курсе стал командиром первого курса. Но и у него была одна просьба: чтобы по окончании распределили на Северный флот. Мечта о службе в рядах подводного флота засела в голове еще с детства, тогда он постоянно думал: "Я — подводник!" "О море я мечтал с детства, читал много книг на морскую тематику, особенно военные. Служба на подводных лодках в то время мне казалась недосягаемой, как полет на Луну", — рассказывает военный моряк. По прибытии на Северный флот Анатолий Витальевич добился назначения на атомную подводную лодку (проект 675), серийный выпуск которых в то время только начинался. В те годы ему пришлось строить свою лодку К-74 в Северодвинске, но потом на ней случилась авария, и ее вернули обратно на завод для замены турбины. Анатолия Витальевича назначили на другую субмарину с повышением по линии БЧ-2 — ракетная часть. Спустя несколько лет он проходит обучение в Ленинграде, и его назначают командиром атомной подводной лодки второго поколения проекта 671 (многоцелевая противолодочная ПЛ). В то время эта лодка была единственной многоцелевой и совершенно новой. Американцы тоже имели на вооружении подобную новую лодку типа "Стержен". По своим характеристикам она походила на советскую субмарину 671 проекта. Пресса постоянно превозносила американскую лодку как малошумную, быстроходную, технически хорошо оснащенную электроникой и намного превосходящую советский аналог. Однако А.В. Макаренко придерживался иного мнения: "Я не согласен с этой точкой зрения, поскольку никто в ней не был компетентен, кроме военных, и сравнивать было бессмысленно без оценки двух лодок. По всем разведданным нигде не было сказано о преимуществах той лодки перед нашей…" Вскоре весь экипаж переводят на Тихоокеанский флот, на Камчатку. Там Анатолий Витальевич прослужил командиром до 1979 года. Затем он продвигается по служебной лестнице до заместителя командира дивизии атомных подводных лодок. В 1976 году проходили учения флота "Океан-76" под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова. А.В. Макаренко также принимал в них участие. До прихода новой субмарины на Камчатку ситуация в том районе была, мягко говоря, неспокойная: американские подводные лодки часто заплывали в эти районы и проводили разведку, изучали побережье. Во время учений отрабатывались маневры, связанные с поиском и атакой противника. В ходе операции было задействовано немало сил. Разыграли два варианта учений. В одном из них лодка выступала в качестве противника, которого должны были найти надводные противолодочные корабли и атаковать, а во втором — Анатолий Витальевич совместно с экипажем должен был найти лодку противника и атаковать ее по приказанию. И во время учебного поиска он обнаружил настоящую иностранную ПЛ. Как позже выяснилось, эта была субмарина типа "Стержен", и ее собственное имя было "Паффер". Она зашла в район учений и наблюдала за их ходом и тактическими приемами. А.В. Макаренко немедленно доложил на командный пункт. Было приказано всем кораблям застопорить ход, а подводным лодкам всплыть. Американцы сначала не смогли обнаружить советскую лодку, но когда все остановились, они поняли, что их запеленговали. Между двумя лодками началось взаимное слежение. "Убедившись, что их обнаружили, они стали отрываться и уходить. Мы пустились в погоню, которая длилась 37 часов 40 минут. Все движение было на больших ходах, чтобы догнать противника. Последовательно разгоняясь и останавливаясь, чтобы определить, где находятся американцы, мы преследовали их. Поскольку во время движения из-за собственного шума не был слышен шум винтов противника, приходилось периодически останавливать главный двигатель. По такой же схеме действовали и американцы. Слыша, что они уходят, мы развивали ход и догоняли", — вспоминает Анатолий Витальевич. Уже потом, в Североморске, Макаренко был вызван главкомом. Главнокомандующий, подводя итоги учений, поинтересовался, как все было на самом деле. — А ваше мнение, как командира, у кого в случае взаимного слежения было наибольшее преимущество? — спросил главнокомандующий у Анатолия Витальевича. — У меня твердое убеждение, что наша подводная лодка ни в чем не уступает американской. А основные преимущества могут быть за счет тактической и психологической подготовки командира и экипажа. И командир с хорошей подготовкой и умением руководить экипажем будет иметь преимущества, — однозначно ответил он. Начальнику понравилось, как командир лодки подходит к этому вопросу. Имел место и еще один случай. Анатолия Витальевича послали на боевую службу к острову Гуамп в бухте Апра. Там стояла эскадра американских баллистических ракетных лодок. Тогда у американцев были 3-мильные территориальные воды. Командование также распорядилось ближе 5 миль к территориальным водам не подходить. Стояла задача отследить американские субмарины на маршруте патрулирования. На тот момент в их базе находилось 12 ПЛ. Из них 8 были в состоянии готовности к выходу в море, и определить нужную лодку, уходящую на боевое патрулирование, было сложно. Для того, чтобы лодка не ушла, Анатолий Витальевич применил запрещенный прием: направил сильную акустическую посылку в район. Вся электроника начала зашкаливать, и по докладу акустика стало ясно, что американцы всплыли. В воздух поднялась авиация, и противолодочные самолеты начали кидать радиобуи. Анатолий Витальевич знал место в расположении американского полигона, где на дне лежало много металлолома. Наши зашли в тот район, сигналы отражались от поверхности металла, тем самым скрывая советскую подлодку. В течение двух недель они находились там, но американцы еще долго помнили этот случай и были уверены, что советские лодки до сих пор находятся в этом районе, и обложили его… В 1988 году Анатолий Витальевич становится заместителем командира оперативной эскадры Тихоокеанского флота, а спустя еще шесть лет его повышают до помощника командующего ТОФ. Анатолий Витальевич, вспоминая перестроечный период, пишет в одной из своих книг: "…хочу подчеркнуть, что позже, будучи в разное время командующими Тихоокеанским флотом, адмиралы Георгий Николаевич Гуринов, Владимир Иванович Куроедов и Виктор Дмитриевич Федоров в смутное для страны и Вооруженных сил время остались верными присяге и не дали окончательно растащить, распродать и уничтожить флот. Они старались спасти флот для России и потомков... Нельзя не отметить, что тогда обстановка в стране изменялась стремительно в худшую сторону. Отчетливо было видно, что М. Горбачев потерял авторитет и неспособен управлять страной. В этой ситуации видные политики и военные, не желавшие быть безучастными к судьбе своей страны, создали Государственный комитет чрезвычайного положения (ГКЧП) с задачей не допустить распада Советского Союза, наладить управление страной, исправить ошибки и просчеты, допущенные Горбачевым во внутренней и внешней политике. Но из-за проявленной нерешительности ГКЧП бездействовал, и на местах не знали, что надо делать… В итоге члены ГКЧП были арестованы. Власть оказалась в руках так называемых "демократов"... Был создан Верховный совет страны, который Ельцин не поддерживал, и позже за это был "демократично" расстрелян из танков по приказанию Ельцина. Погибло множество людей. В Вооруженных силах началось преследование командиров и политработников, которые остались верными присяге. Все они были уволены из Вооруженных сил. Эта же участь постигла и меня…" В 1991 году моряк-подводник, отдавший почти 30 лет своей жизни службе на подводном флоте, уволен в запас в звании контр-адмирала. Анатолий Витальевич, при поддержке Геннадия Хватова, трудоустроился в Дальневосточную государственную морскую академию им. адмирала Г.И. Невельского на факультет военного обучения. В этом плане для него было важно, что он снова оказался в офицерском коллективе... Г.А. Хватов тоже трудился в академии. Смысл новой работы — воспитание курсантов и студентов, будущих офицеров запаса. Проблемы практически те же, что и в ВМФ. Их помогает решать А.В. Макаренко, используя свой богатый опыт. Большинство офицеров также имеют практический опыт службы на кораблях и в частях. Анатолий Витальевич является кавалером ордена "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" 3-й степени. Когда человек проходит жизненный путь от простого мальчишки, мечтающего о военном флоте, до контр-адмирала, сомневаться не приходится: подводник — это призвание! «Прогресс Приморья», № 29 (191) от 26.07.2012 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |