Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От аэроплана до "Суперджета"!

Россия отмечает День воздушного флота 19 августа. Без преувеличения этот праздник можно назвать общенародным. Хотя бы потому, что россиян, ни разу не летавших на самолете, можно сосчитать по пальцам. Увы, но нынче летать значительно дешевле, чем передвигаться, скажем, по железной дороге. Прибавьте сюда огромное количество срочных грузов, которые со скоростью звука перевозят "крылатые и винтокрылые машины" (некоторые образцы выпускает лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ОАО ААК "Прогресс"), и станет ясно – без авиации стране сегодня никак не обойтись.

Согласно официальной версии, история российской авиации напрямую связана с последним русским самодержцем. Именно по высочайшему указу Николая II от 12 августа 1912 года в России при Главном управлении Генерального штаба была сформирована первая авиационная часть. По сути это было создание нового рода вооруженных сил — военно-воздушных, названных тогда просто и без затей — Императорский военно-воздушный флот. Менее афишируется тот факт, что формально создание ВВС России было продекларировано другим документом — приказом № 397, подписанным Военным министром, генералом от кавалерии В.А. Сухомлиновым 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года. Согласно ему все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем. Однако в декабре 1913 г. эта часть была ликвидирована, а ее функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба. Какого-либо указа императора Николая II от 12 августа 1912 года (по новому стилю) в исторических архивах не имеется. Забавно, но дата, установленная царским генералом (12 августа 1912 года), явилась основанием для учреждения праздника "День Военно-воздушных сил России" уже для современных маршалов и генералов. Так означенный праздник был официально
"закреплен" за этой датой Указом Президента Российской Федерации за № 949 от 29.08.97г.

Но вернемся к истории. Когда в начале 20 века впервые в воздух поднялись аэропланы, людское воображение всколыхнулось. Воздухоплавание дарило новые невероятные возможности, и не взять его на вооружение военному ведомству было бы непростительно. Конструкции были ещё архаичны, но довольно быстро улучшались. И к началу Первой мировой войны у России был самый большой в мире воздушный флот, состоящий из 263 самолетов. Во время войны авиация применялась достаточно широко — и для разведки, и для истребления авиации противника. О том, насколько это было эффективно, говорит тот факт, что весной 1915 года французский летчик Ролан Гарро, защищая от аэропланов противника Париж, в одиночку сумел сбить пять вражеских аэропланов! За свой подвиг Роллан Гарро стал первым в мире летчиком, названным асом. К сожалению, в первые два года войны русский воздушный флот не имел на вооружении специально оснащенных истребителей. Поэтому летчиков-асов в России на тот момент быть не могло – вести воздушные бои русские летчики не могли.

После событий 1917 года и захвата власти партией большевиков для народа были представлены обезличенные герои, выбранные по классовому признаку: Рабочий, Крестьянин, Матрос, Солдат. А так как летчиками были в основном представители высших слоев общества, офицеры царской армии, то они стали рассматриваться как классовые враги. Классовая ненависть к авиации в первые месяцы после Октябрьской революции заставила большевистских лидеров заговаривать об уничтожении авиации как элемента ненавистного царского режима. Дело дошло даже до подготовки декрета о переводе авиационных заводов на производство мебели! По счастью, здравый смысл взял верх, и до выполнения этого безумного плана не дошло. Более того, в декабре 1917 года было решено создать красные авиаотряды. Весной 1918 года народным комиссаром по военным делам был назначен Лев Троцкий, осознававший возможности авиации и перспективы, которые она открывала не только для будущих войн, но и для гражданской жизни. Как результат, сразу после окончания войны авиация стала использоваться для перевозки грузов, почты и пассажиров.

Еще кое-где гремели залпы затухающей Гражданской войны, а люди думали о мире. В 1923 году 9 февраля Совет Труда и Обороны постановил организовать "Совет по гражданской авиации" (именно эта дата считается официальным днем рождения гражданского воздушного флота России). В том же 1923 году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота "Добролет", а 15 июля открылась первая регулярная внутренняя линия "Москва-Нижний Новгород". Успехи советской авиации были настолько зримыми и впечатляющими, что Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, "в честь выдающихся достижений ученых, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, летного и технического состава ВВС" установлен праздник 18 августа — День Воздушного флота СССР (День авиации). Поскольку этот день не всегда приходился на выходные (а значит, нужно было отмечать его "красным", нерабочим), Указом Президиума ВС СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х "О праздничных и памятных днях" было установлено, что День Воздушного флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Окончательно закреплен был статус и день праздника 28 сентября 1992 года Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, издавшим постановление № 3564-1 "Об установлении праздника День Воздушного флота России", где закрепил празднование этого дня в привязке к существующей ныне дате — третье воскресенье августа.

В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года — Федеральная авиационная служба России, с 1999 года — Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года — Федеральному агентству воздушного транспорта.

Сегодня воздушный флот — самый быстрый вид транспорта, удобный и надежный. В настоящее время парк воздушных судов России насчитывает около 6 тысяч единиц: 3930 самолетов и 2040 вертолетов. Имеющийся парк воздушных судов пока удовлетворяет спрос на перевозки. Однако уже с 2006 года на фоне продолжающегося роста объема авиаперевозок в гражданской авиации может дать о себе знать нехватка современных авиалайнеров на замену выводящихся из эксплуатации.

Четких традиций у этого праздника нет. И потому не удивительно, что работники "воздушных путей сообщения" создают их сами. Так, в прошлом году в День воздушного флота на стадионе "Угольщик" в Артеме состоялся дружеский футбольный турнир с участием спортсменов аэропорта "Инчхон" (Южная Корея, Сеул), ГК "Аэрофьюэлз" (Москва), хабаровского и владивостокского аэропортов. По общему мнению, спортивный праздник прошел очень успешно и должен стать традиционным. Одновременно с турниром сотрудники
аэропорта Владивосток провели несколько экскурсионных туров на аэродром "Кневичи" для жителей Артема. В ходе экскурсий гости аэропорта посетили выставку наземной техники для обслуживания воздушных судов, строительную площадку нового аэровокзального комплекса, присутствовали при техническом обслуживании воздушных судов, наблюдали их взлеты и посадки. Экскурсию посетили около двухсот человек. Для пассажиров аэропорта Владивосток в рамках проведения праздничных мероприятий открылась фотоэкспозиция "Небо — лучшее место на земле", рассказывающая о повседневной работе аэропорта и наиболее значимых событиях, связанных с проектом его реконструкции.

«Прогресс Приморья», № 32 (194) от 16.08.2012 г.

Подготовил Вадим Соболев

 

Отзывы (9)

MayodoJaina, 21.08.2012 14:43
MayodoJaina, 29.08.2012 11:17
MayodoJaina, 12.09.2012 21:47
kdyuqdyridd, 31.10.2012 10:27
opalnj11, 09.11.2012 5:27
inkddmnz, 12.11.2012 9:22
xjaigtxg, 16.11.2012 6:38
Xlkjhnik, 17.11.2012 3:32
zxnczerptuj, 24.11.2012 23:57
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно