Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

На достаточно высоком уровне…

Наша газета продолжает знакомить читателей с участниками первой конференции Дальневосточного инновационно-технологического кластера (ДальИНТК), организованной при непосредственном участии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. ДальИНТК призван попытаться объединить дальневосточную науку и приморские промышленные предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ. И не просто объединить, а "примерить" те или иные изобретения к заводским условиям. Сегодня "Прогресс Приморья" рассказывает о разработках ученых кафедры "Технических средств судовождения" Морского государственного университета имени Г.И. Невельского, который является одним из учредителей дальневосточного кластера.

Собеседники нашего корреспондента начальник кафедры ТСС, доктор технических наук Виктор Завьялов и заведующий научной лабораторией ТСН и доцент кафедры ТСС Андрей Артемьев говорят о том, что было сделано и достигнуто и что, по разным причинам, сделать не удалось. О блеске и нищете российской науки, непростой жизни разработчиков высокотехнологичного оборудования и многом другом — в предлагаемом ниже материале…

Морское машиностроение

Выступление на конференции ДальИНТК Виктора Завьялова присутствующие восприняли достаточно спокойно. Вероятно, потому, что говорил Виктор Валентинович "не морякам" о вещах малопонятных — курсографах, гирокомпасах, авторулевых... Но выступление профессора МГУ отличалось не только краткостью, но и предельной практичностью предлагаемых разработок. Более того, подавляющая часть из презентованных приборов уже сертифицирована и работает. Но это лишь видимая часть айсберга, другая — глубоко под водой. Но о ней чуть позже… Что же предлагал Виктор Завьялов промышленникам от имени кафедры ТСС МГУ? Как несложно догадаться — оборудование для навигации.

"Мы разрабатываем периферийные приборы к навигационным устройствам, — начинает свой рассказ о достижениях кафедры Виктор Валентинович. — Причем, на приличном современном уровне. Да что там — не хуже мировых аналогов". И это не пустые слова. Представленные на выставках "Нева"-2007, -2009, -2011 в Санкт-Петербурге, они вызвали повышенный интерес у иностранной части посетителей. И японцы, и корейцы, и немцы по достоинству оценили разработки приморских ученых. Кто же стал "родителем" этих замечательных приборов? Дело в том, что на означенных выставках под своими марками "наши" разработки выставляли несколько фирм, что нисколько не огорчает изобретателей. Проблема в другом. "Дело в том, что малому бизнесу с иностранцами очень тяжело работать, — подключается к разговору Андрей Артемьев. — Выполнить даже скромный заказ — проблема из-за обилия справок и разрешений. Недавно Украина собиралась у нас кое-что заказать, но пока собирали справки, контракт ушел. И потому как только иностранцы узнают, что поставка предполагается из России — сразу отказываются".

Вот отсюда-то и проистекает "инженерный космополитизм", разработчики готовы написать на фасаде любой бренд, лишь бы продукция нашла потребителя с минимумом ненужных сложностей. Но лишь на фасаде…

"Мы готовы написать на фасаде любой бренд, какой хотите! — говорит Андрей Владимирович. — А чего переживать-то?! Прибор наш, название сохраняется, сертификат выписан на нас. А бренд и цвет выбирайте любой. На шильдике все равно стоит, что производитель — мы. И значит, тот, кому это нужно — узнает..."

Приборы от ТСС

Но вернемся непосредственно к приборам "от ТСС МГУ". Гордостью разработчиков и …болью стал авторулевой. Прибор умный и точный, способный основательно разгрузить штурманскую группу, лишенный недостатков, свойственных вахтенному матросу.

"Этот АР—дополнение к уже имеющемуся оборудованию, — поясняет Виктор Завьялов. — Главная его "фишка" в том, что если рулевое управление на судах гидравлическое (обычная рулевая машина: крутится штурвал, руль перекладывается), то здесь ничего делать не нужно. Только задать курс, включить АР и двигаться по намеченному маршруту. Если нужно сменить курс, просто вводятся новые данные, и судно само повернет куда нужно. Сейчас работаем над тем, чтобы можно было закладывать программы на случай штатных поворотов. К примеру, "человек за бортом", "зигзаг" и других. Ведь порой неквалифицированный матрос может среагировать неправильно, а в ситуации, когда человек за бортом, ошибка может дорого стоить. Да и некогда порой, тут надо и за человеком следить, и шлюпки готовить… А с нашим АР пароход сам все сделает…"

Этот "рулевой" уже был изготовлен, установлен на РС "Ураганный" (строился в Большом Камне на заводе "Звезда", входящем в состав ПРО СМР), выдержал все испытания, вот только невостребованным остался… сам пароход. Впрочем, экипаж успел оценить удобства работы с "электронным штурманом" и высказал полное удовлетворение. Случай с конкретным АР показателен — массового производства не получается. И не только потому, что прибор, что называется, "штучный", нет самого главного условия — нет судостроения. Оттого-то и возникают постоянно не родные отечественные, а иностранные партнеры.

Если и есть какой-то опыт совместной работы с соотечественниками, то в большей мере … безрезультатный. И тоже — не по вине разработчиков.

"Есть среди наших работ одна, которой мы до сих пор гордимся, — начинает свой очередной рассказ Андрей Артемьев. — Сработана она… "в мешок" и стоит во-о-он там, в углу лаборатории. Суть в следующем..." А смысл в том, что на одном из двух оставшихся в начале нынешнего века "союзмашевских" заводов по производству гирокомпасов (Екатеринбургский завод точной механики) возникла необходимость обновить "модельный ряд". Если честно, просто разработать новую электронику взамен прежней — 60-х годов рождения! Подумать над этим было предложено нашим героям. Еще и потому, что на самом заводе ситуация с кадрами — как везде: дети и старики.

"Мы взялись, сделали, привезли на испытания, получили кучу замечаний (кстати сказать, конструктивных, по делу), — продолжает Андрей Владимирович. — Но главное в том, что мы привели в восторг "дедов". Что неудивительно — характеристики значительно улучшились (по некоторым позициям — на порядок!)". Прибор этот — известный капризник — его даже включать требуется по определенному алгоритму, поскольку нарушение грозит тем, что прибор просто выйдет из строя. Нашим инженерам удалось почти невозможное — полученное оборудование было простым, понятным, надежным и "неубиваемым". А еще отпала необходимость в точной настройке с кучей приборов, достаточно было зайти в меню, установить требуемые параметры, и все! Иными словами, у них получился новый гирокомпас при том же внешнем виде. Правда, если прежде базовый комплект состоял из четырех приборов (заключенных в довольно громоздкие ящики), то в новом комплекте остался только сам гирокомпас. В его "тушку" "впихнули" всю необходимую электронику.

"В 2007 году мы нашу установку демонстрировали на "Неве-2007", и народ ходил буквально толпами, — с удовольствием вспоминает триумф своего детища Андрей Артемьев. — Удивлялись, поражались, фотографировали и… не верили, что в привычную "Вегу" можно было внести именно такие изменения. Наша разработка могла конкурировать с "Пермским компасом" свободно, и это все понимали, задавали вопросы: когда начнете выпуск?"

Но выпуск так и не начался, по причине того, что… не стало завода, обанкротившегося именно в тот момент. Любопытно, но эта разработка пятилетней давности актуальна и современна даже сегодня. Впрочем, существует одно "но".

"Реанимировать производство таких гирокомпасов невозможно, — с горечью говорит Андрей Владимирович. — Придется создавать новое производство, а это колоссальные деньги. Да и смысла, откровенно говоря, уже нет. Это как обанкротить, к примеру, один из флагманов Союза машиностроителей "АвтоВАЗ", полностью все ликвидировать, а потом сказать — давайте опять будем автомобили выпускать. Когда все развалено, порушено и продано, организовать такое сложное производство почти невозможно".

Еще один повод для гордости — блок проверки заряда аккумуляторных батарей. И тоже — "со слезами на глазах". По-настоящему хорошо сделанный прибор востребован. Но! Опять в ограниченных количествах, поскольку относится к категории сервисного оборудования. И вот тут снова возникают сложности.

"Зарядники аккумуляторов продаются, — говорит Виктор Завьялов. — Но это товар штучный, работы по ним разовые, поскольку нужны они исключительно сервисным организациям, а их у нас не так уж и много. И тут все цепляется одно за другое: нет производства — нет сервиса — нет заказов на сервисное оборудование. Мы таких приборов сделали штук 30 и "забили" ими Владивосток, Находку, Камчатку, Сахалин. Засылали в Астрахань, Амурское пароходство, послали в Казахстан... Но сервисов у нас не так много, и таких приборов много не нужно, тем более, если и сделан он на совесть".

Итожа, следует заметить, что несмотря на трудности, дело движется. Пусть медленно, тяжело, со скрипом, но движется.

"Говорить о том, что ничего не востребовано — нельзя, — говорит Андрей Артемьев. — На рынке побиться за свою нишу можно. Просто нужно кое-что поменять. Как пример — опыт нашей работы с "союзмашевцами" Пермского приборостроительного комбината. Для них мы изготавливали репитер для гирокомпаса (он вообще подходит для любого курсоуказателя). Идея была проста и неоднократно опробована. А для заграницы — это вообще нормальная практика".

Взаимное сотрудничество

Суть такого сотрудничества в том, что есть некое головное предприятие, на которое работает несколько субподрядчиков. В случае с МГУ предполагалось, что пермяки делают гирокомпасы (это высокотехнологичное и очень дорогое производство), а кафедра ТСС занимается "мелочевкой" (репитерами под брендом "головы"), которой заводчанам заниматься недосуг. И выгодно это сотрудничество было обеим сторонам, поскольку пермяки не имели периферийной головной боли, а инженеры не отвлекались на маркетинг. Кстати, у них по этой причине осталось время и на новые разработки (по словам самих изобретателей, "совершенно уникальных"), которые они также готовы были предложить "старшему брату".

"В прошлом году позиция на заводе отчего-то поменялась, а с ней — и условия. Наш тесный союз распался, — констатирует Андрей Владимирович. — При том, что транслятор они свой так и не сделали (тот, что был — ниже всякой критики), и нас в этом вопросе они превзойти никак не могут. И это несмотря на то, что в отличие от их огромного штата конструкторов и мощного оборудования, мы свои трансляторы делаем впятером и буквально "на коленке".

Почему подобное возможно — для технарей-прагматиков из МГУ так и осталось загадкой. Но заниматься разгадками им некогда. Да и незачем, у них товар — осталось найти "купца". И в этом направлении имеются серьезные подвижки.

"На последней выставке удалось найти несколько фирм, которые осуществляют поставки японских компасов, но без периферии, — делится новостями Андрей Артемьев. — Поговорили о перспективах, минимальных партиях, приблизительных ценах… Сейчас получаем сертификат и будем работать — какой-никакой, а положительный результат". Следует добавить, что на разработки приморских ученых обратили внимание немцы. Но прежде чем заключать контракты, осторожные европейцы помимо российского сертификата попросили еще и образец оборудования. Не только для того, чтобы попробовать его "на зуб", но и сертифицировать уже в Германии. Понятно, что разговор идет о сравнительно небольших партиях, но ведь это уже что-то!

Вот так, пробираясь сквозь нагромождение искусственных барьеров, что мешают отечественной науке, а с ней — и отечественной промышленности и экономике, "дальиэнтэковцы" и "союзмашевцы" продвигают свою продукцию на товарный рынок.

«Прогресс Приморья», № 34 (196) от 30.08.2012 г.

Вадим Лавров

 

Отзывы (6)

Sameer, 23.10.2012 8:43
nlxqjimsi, 24.10.2012 2:48
sihmbvahlf, 24.10.2012 10:08
bwqoss, 25.10.2012 9:27
ducrucvrup, 25.10.2012 12:22
propeciacapAccutfug, 29.11.2012 13:50
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно