|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Юбилей скульптурной группы45 лет назад на улице Ленинской (Светланской) во Владивостоке был торжественно открыт мемориальный ансамбль памяти моряков торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Аналогов такого памятника в России нет. В годы Великой Отечественной войны Дальневосточный торговый флот выполнял сложную и ответственную задачу по доставке морским путем грузов, получаемых СССР от союзников по антигитлеровской коалиции, и транспортировке их Северным морским путем в европейскую часть страны. Суда дальневосточников совершали регулярные рейсы, связанные с опасностью, в Канаду, США, Австралию и другие страны Тихого океана. Их экипажи храбро и самоотверженно вступали в битву с вражескими кораблями, подводными лодками и самолетами. Тогда, в разгар войны, оборонные заводы Приморского края – "Аскольд" и "Прогресс", сегодня – лидеры среди предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, на полную мощность работали исключительно на победу, снабжая армию и флот минами, гранатами, авиабомбами ("Аскольд") и самолетами Ут-2 ("Прогресс"). Авиационный завод был единственным предприятием в стране, освоившим серийное производство этих летательных аппаратов. Рабочий день на предприятии был удлинен до 11 часов, отменены отпуска. Люди работали не за страх, а за совесть. Многие перевыполняли нормы выработки в несколько раз. В 1943 году на предприятии был внедрен поточный метод производства. К концу войны с заводского аэродрома поднималось в воздух до четырех самолетов в сутки. Всего же за годы лихолетья здесь было выпущено около трех тысяч Ут-2, около тысячи из них использовалось для боевых вылетов. Если работники предприятий выполняли военные заказы в глубоком тылу, то люди морской профессии (торговый флот) трудились в море. С некоторых пор, когда стали тонуть советские суда, выходившие в рейсы по ленд-лизу, флотские экипажи начали формировать по принципу боевых расчетов — помимо мирных обязанностей, моряки с оружием в руках отбивали вражеские налеты. Из рейса не вернулись…Не всем судам, вышедшим в рейс, довелось вернуться в порт приписки. За годы войны 178 советских транспортных судов были задержаны японскими транспортными кораблями, 25 судов Дальневосточного морского пароходства были потоплены подводными лодками, кораблями, авиацией противника, доставляя в СССР особо важные грузы для нужд фронта от союзников во Второй мировой войне: оружие и боеприпасы, оборудование и стратегическое сырье, танки и автомобили, паровозы и радиостанции. Свои жизни во имя Победы отдали 418 моряков. Первым среди потопленных судов стал транспорт "Перекоп", который подвергся налету японских самолетов в Восточно-Китайском море 18 декабря 1941 года. Транспорт "Ангарстрой" атакован и потоплен японской подводной лодкой 1 мая 1942 года. Пароход "Декабрист" торпедирован немецкой подводной лодкой 4 ноября этого же года… Нападения японских, немецких кораблей и самолетов на торговые суда продолжались в течение всей войны, до августа 1945 года, когда окончательно была разгромлена Квантунская армия и пописана безоговорочная капитуляция империалистической Японии. В рейсах по "ленд-лизу" за время войны погибло более 300 моряков-дальневосточников. За героизм и мужество при выполнении боевого и трудового долга орденами и медалями были награждены 2379 работников ДВМП. Капитан парохода "Старый большевик" И.И. Афанасьев, помполит К.М. Петровский, матрос Б.И. Аказенок удостоены звания Героя Советского Союза. Крестовая сопкаВо Владивостоке рассказывают легенду о Крестовой сопке, возвышающейся над причалами торгового порта. В годы войны в день гибели каждого судна с вершины сопки по крутым склонам скатывались огромные валуны, сотрясая землю и водную гладь бухты Золотой Рог. Камни со стоном накатывались на скалистый берег. И вздрагивал порт Владивосток, и люди горячо молились за моряков, чтобы они остались в живых и вернулись к родному дому. Двадцать пять валунов-исполинов (по числу погибших кораблей) и сегодня лежат у подножия Крестовой сопки, напоминая о великом мужестве моряков и великой цене той Победы. Решение о сооружении во Владивостоке памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, принято весной 1958 года. Объявили конкурс на проект памятника. Комиссия рассмотрела эскизы 11 участников и выбрала один – скульптора В.Л. Зверева. На месте, где предполагалось соорудить памятник – улица Ленинская (Светланская), установили закладной камень. Зверев совместно со скульптором О. В. Иконниковым и архитекторами Б. И. Тхор и Ю. П. Вдовиным в собственной московской мастерской изготовил памятник морякам торгового флота. Весь мемориальный ансамбль был открыт 6 ноября 1967 года. Центром композиции является группа из трех моряков у судового орудия. Прототипом центральной фигуры стал участник "Огненных рейсов" капитан дальнего плавания Г. А. Мезенцев. Обрамлен памятник двумя рядами бронзовых плит с силуэтами и названиями затонувших кораблей и фамилиями погибших экипажей… После введения в строй моста через бухту Золотой Рог проведена реконструкция скульптурной группы, и памятник морякам торгового флота снова доступен и охотно посещаем как горожанами, так и многочисленными гостями из-за рубежа. Накануне 45-летнего юбилея на месте, где установлен мемориальный ансамбль, побывал корреспондент газеты "Прогресс Приморья", издаваемой ПРО СМР, где сделал ряд памятных фото, на которых, к сожалению, нет Вечного огня, зажженного 5 мая 1954 года Героем Социалистического Труда, начальником Дальневосточного морского пароходства Н.Н. Малаховым. Вечный огонь был тогда зажжен от Вечного огня могилы Неизвестного солдата в Москве и доставлен оттуда во Владивосток. «Прогресс Приморья», № 45 (207) от 15.11.2012 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |