|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
"Зеленый свет" государства — новым технологиямКак две параллельные прямые, что никогда не пересекаются, живут и работают сегодня наука и производство. И крайне нуждаются друг в друге. Это со всей очевидностью продемонстрировало организационное собрание ДальИНТКа, собравшее вместе в начале уходящего года по зову Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, едва ли не впервые за многие годы, ученых и производственников. Интерес с обеих сторон был неподдельным, но…"воз и ныне там". Причины, по которым разработки ученых пока не внедряются на промышленных предприятиях, разнообразны и многочисленны. Нет сомнения, что с годами все барьеры будут преодолены, а проблемы улажены. Вот только время может быть упущено. Во избежание этого некоторые заводы на свой страх и риск делают робкие попытки переломить ситуацию, но выясняется, что без помощи государства сделать это не так-то просто. Но, похоже, положение меняется. Постановление Правительства Российской Федерации № 218 "О мерах государственной поддержки…", именуемое среди специалистов по-свойски "двести восемнадцатым постановлением", дает реальный шанс производству и науке наконец-то работать сообща. И первый опыт такого сотрудничества имеет все шансы быть. Он начат на заводе "Прогресс". Со стороны ученых в этом проекте принимают участие кафедры "Автоматики процессов управления" и "Технологии машиностроения" Инженерной школы ДВФУ. За разъяснениями по ряду вопросов, связанных с реализацией этого масштабного проекта, "ПП" обратился к одному из его разработчиков, доценту кафедры "Автоматизация управления" Инженерной школы ДВФУ, председателю комисии по молодежной политике ПРО СМР, члену регионального совета Александру Зуеву. — Александр, если коротко, без юридических хитросплетений, в чем суть "218-го постановления"? — Постановление правительства — попытка восстановить контакт науки с производством, попытка дать обоим инструмент к объединению. У промышленности сегодня существует повышенная заинтересованность в развитии (будь то производство или модернизация), связанная с решением каких-то научных проблем, требующих внимания ученых. "Двести восемнадцатое постановление" позволяет сегодня предприятию совместно с университетом подать заявку и в случае выигрыша привлечь университет к решению такой задачи. А после, совместно с университетом, реализовать ее на производстве. А вообще, суть этой программы — попытка воспитать, восстановить, развить те коллективы в университете, которые могут быть ориентированы на реальную промышленность, на работу с действующими предприятиями. Если говорить о Дальнем Востоке, то здесь этой связки сегодня нет. Нет и ученых коллективов, способных решать такие задачи — с ориентацией на реальный сектор. Хотя наверняка в прежние времена были. Мы, ученые, занимаемся сегодня какими-то своими теоретическими задачами, публикуемся, получаем результаты, но при этом реальной связи с производством — нет. И самое неприятное, что и опыта выполнения каких-то действительных опытно-конструкторских, внедренческих работ у нас также нет. А вот это постановление и есть попытка связать нас с производством, воспитать коллектив, дать необходимый опыт выполнения реальных работ непосредственно для производства. — Но, насколько мне известно, опыт работы с производством у вас все же имеется… — Действительно, коллектив нашей кафедры плотно взаимодействует с заводом "Прогресс", лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей, и в прошлом году мы даже попытались участвовать в конкурсе по "218-му постановлению". Но по разным причинам (в том числе и неготовности и нас, и завода выполнять совместную работу) тогда не получилось. Правда, после этого мы выиграли Федеральную целевую программу (ФЦП) исследований и разработки по приоритетным направлениям науки и техники России. И как раз в рамках этой ФЦП, этого госконтракта решили теоретические проблемы, связанные с автоматизацией композитного производства на основе роботов. Это явилось хорошим заделом — мы готовы сегодня участвовать в том числе и в опытно-конструкторских и внедренческих работах по автоматизации композитного производства на заводе "Прогресс". Для нас участие в этом проекте — первый шаг к реальному тесному взаимодействию с предприятием. Для нас важно набраться опыта такого сотрудничества — выполнения конкретных работ на производстве. А потом уже расширить, углубить и выбрать другие области модернизации. Но поскольку подобного опыта у нас нет, нам действительно нужно все это пройти. И самим опыта набраться, и молодых ребят воспитать. И мы уже видим перспективные направления на других участках "Прогресса", помимо композитного производства. — От теории какой-то осязаемый шаг к практике сделан? — Шага еще нет. А вот намерение, в том числе и по "218-му постановлению", есть. Совместно с родственной кафедрой "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" (прежнее название — "Технология машиностроения" — прим. автора) мы подготовили объемный документ, заявку на участие в конкурсе. Очень надеемся на победу, поскольку в этой области (робототехнике) мы занимаемся исследованиями давно и у нас уже есть серьезный задел — много патентов, публикаций, работа, выполненная в рамках ФЦП. А для Министерства образования и науки, что курирует проект, это очень важно. И потому могу утверждать, что шансы на победу у нас очень высокие. И этот первый шаг для нас крайне важен. Ведь если мы его не сделаем — ничего не будет. Не будет коллектива, способного решить поставленную задачу, команды молодых ученых, которые могут выполнять работы на высоком уровне. Причем, не только НИР (чисто теоретические разработки), но и реальные внедренческие и опытно-конструкторские. — Такая команда есть? Или еще только формируется? — У нас эта команда есть, она полностью сформирована. Это коллектив молодых ученых под руководством опытных людей, в частности, Владимира Филаретова (Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный изобретатель РФ, Заслуженный инженер РФ, Почетный доктор шести иностранных университетов, доктор технических наук, профессор — прим. автора.). Плюс постоянно идет приток новой молодежи. — Если поговорить об осязаемых категориях — сроки конкурса, размеры финансирования, экономический эффект от внедрения на предприятии? — Программа рассчитана на три года. Заявки принимались до 23 ноября, в этот день в Москве состоялось вскрытие документов. В декабре будет вынесено решение — какие проекты по России победили. А непосредственно с 1 января 2013 года начинается действие госконтракта. Как было сказано, рассчитан он на три года. Но у нас есть план работы по двум направлениям: работы в рамках календарного плана ФЦП и реальный план работы непосредственно с заводом. Мы очень хотим уложиться и полностью сдать готовую установку за два года: в первый год — работающий макет, во второй — практически работающая установка. — А зачем так торопиться — времени-то отведено больше? — Заводу важно получить конечный результат за два года. Поскольку программа рассчитана на выпуск и модернизацию композитного производства для вертолетов Ка-62, за два года завод должен подготовить серийное производство этих машин. — Успеете? — Теоретические проблемы у нас все решены. Сейчас стоит лишь вопрос создания связки теоретических исследований с реально работающим оборудованием. — Цена госконтракта? — Мы запросили 185 миллионов, плюс софинансирование со стороны завода — еще 220 миллионов. Но с последней суммы мы ничего не получаем, все идет на работы внутри завода. По сути, от завода при реализации проекта не потребуется никаких вложений — все дает государство. Оно-то и ставит целью создание и воспитание группы, что смогла бы работать с заводом. Если же рассчитывать эффект от внедрения, то, по нашим оценкам, при предполагаемой серии вертолетов окупаемость произойдет в течение 5-7 лет. Это является очень неплохим показателем. — Эта программа каким-то образом скажется на благосостоянии участников, или все пойдет на закуп оборудования и разработки? — Разумеется, основная часть будет потрачена на работу. Но, на мой взгляд, без достойной оплаты труда никто не будет выполнять свою часть работы по проекту. Как мы можем привлекать молодых специалистов за скромные деньги?! Вы знаете, что мастер по натяжным потолкам получает 50 тысяч рублей? И зачем в этом случае молодому кандидату наук идти на 20 тысяч рублей работать по какому-то проекту… И, естественно, для того, чтобы воспитать эту группу, у ее участников должна быть достойная оплата труда. — Хорошо, что касается "научной" части проекта — понятно. Но помнится, в нашем предыдущем разговоре вы говорили, что далеко не все на "Прогрессе" готовы к изменениям. И как следствие, без восторга относятся к модернизации… — В последний раз, когда мы были на "Прогрессе", у меня возникло впечатление, что все повернулось… на 180 градусов. У тех, кто сегодня занимается реализацией проекта, внедрением, модернизацией, есть понимание необходимости автоматизации и привлечении для решения этой задачи науки. В том числе завод нас видит не только исполнителями по автоматизации композитных производств, но он же заинтересован в долгосрочном сотрудничестве, выполнении разных проектов, по многим другим направлениям. Да и мы видим для себя много точек приложения сил. Но нужно с чего-то начать! Нужно набраться опыта, пройти весь путь… — Хорошо, проект проектом, но вы, кажется, и лично были удостоены "монаршей милости"? — Да, я выиграл стипендию президента Российской Федерации для молодых ученых. С Дальнего Востока таких всего двое, по России — около двухсот человек. Рассчитана она на три года с ежемесячной доплатой к существующим доходам. Такая стипендия мне присвоена как молодому перспективному ученому: как за предыдущие работы, так и за работы на будущее. В них входит и та часть теоретических разработок, что планируется внедрять на заводе "Прогресс". Комиссия в Москве посчитала эту работу перспективной. СправкаПостановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. «Прогресс Приморья», № 47 (209) от 29.11.2012 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |