Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мы готовим экономистов с компетенциями

Директор Школы менеджмента и экономики ДВФУ, д.э.н., профессор Виктор Белкин убежден, что специалисты, которых они выпускают, также необходимы для развития производственного комплекса Дальнего Востока, как и специалисты Инженерной школы, принимающие активное участие во многих совместных программах Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Технические специалисты, с одной стороны, а экономисты и менеджеры — с другой, но решают они одни и те же задачи. Виктор Григорьевич подробно рассказал о своем видении задач и обозначил дальнейшие перспективы работы ШЭМ:

— Сегодня в стране ведется большая работа по привлечению молодых людей на специальности инженерного и естественнонаучного профиля. И это действительно так, стране нужны такие специалисты. Но и спрос на экономистов, управленцев и менеджеров всегда был и в Советском Союзе, и сохранится устойчивым и в новой России. Постоянно создаются — сотни тысяч новых фирм, корпораций; возникают новые сферы деятельности, развиваются it-технологии и связанные с этим услуги. Конечно же, компаниям и корпорациям любого рода деятельности необходимы экономисты разных профилей и направлений: бухгалтеры, финансисты, менеджеры, люди, умеющие оперировать бизнес-информатикой, специалисты по муниципальному и государственному управлению и т.д. Сама экономика и экономическая деятельность во многом базируется на тех людях, которые обслуживают этот процесс не с точки зрения технико-технологической, а с точки зрения социально-экономической. Мы готовим специалистов для этой сферы, и пока живет и развивается общество, они всегда будут востребованы, ведь работа наших выпускников в этой сфере далеко не самая последняя.

Экономическая подготовка дает человеку хороший кругозор, знание тех процессов, которые происходят на той территории, где он живет, его страны, сопредельных государств и всего мира.

Помимо практических навыков экономисты обладают широким кругозором, поэтому в жизни им легко переквалифицироваться даже в условиях рыночной экономики. Люди с экономической подготовкой никогда и нигде не пропадут. Я бы посоветовал абитуриентам обратить внимание на четыре необходимые составляющие такой подготовки: специальные предметы, айти-технологии, английский, и желательно для нашего региона восточные языки; блок гуманитарных знаний. С этими компетенциями вы будете востребованы в любой точке земного шара, даже на новых арктических месторождениях нефти и газа, там, где сейчас ведутся поиски. Пока наши абитуриенты станут студентами, уже и на российском Дальнем Востоке такие месторождения будут активно осваиваться, и возникнет новая заинтересованность в экономистах.

Наша Школа экономики и менеджмента — одна из девяти в Дальневосточном федеральном университете и образована на базе слияния экономистов трех вузов Владивостока: Дальневосточного государственного университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Дальневосточного государственного технического университета. К ним же присоединились и экономисты педагогического института Уссурийска, где сейчас работает крупная кафедра экономики, созданная из пединститута и филиалов трех владивостокских вузов. Во Владивостоке Школа создавалась на основе слияния 46 кафедр, в ДВФУ в Школе экономики и менеджмента их на сегодня 14.

Большинство из этих кафедр готовят экономистов классического направления: финансы и кредит; бухгалтерский учет; маркетинг; менеджмент; муниципальное управление; экономика и организация управления на предприятии; бизнес-информатика и т.д. В этом году мы открыли новую кафедру "Современное банковское дело" — это совместный проект Сбербанка России и Школы экономики и менеджмента.

В кампусе на острове Русский постоен самый большой по площади офис "Сбербанка" — более 1000 квадратных метров — и там же рабочая площадка, оснащенная самым современным IBM-оборудованием, включая такое, которого в России больше нигде нет. Там же оборудована и электронная биржа, студенты смогут принимать участие в торгах, одновременно проходить практику и учиться. Откроется бизнес-инкубатор для того, чтобы студенты могли вместе с работниками "Сбербанка" разрабатывать новые банковские продукты и выводить их на азиатско-тихоокеанский рынок. "Сбербанку" как самому крупному банку России необходимо эффективно продвигаться в страны азиатского региона, и наоборот, адаптировать продукты азиатских банков на территории России и российского Дальнего Востока.

На этой площадке будет также идти переподготовка кадров для системы "Сбербанка". Сейчас она по Дальневосточному округу сосредоточена в Хабаровске, где находится головной офис. Со временем на основе развития структуры на Русском часть переподготовки будет осуществляться у нас.

ШЭМ развивается как учебно-научно-производственный комплекс. Кафедра "Современного банковского дела" со "Сбербанком" относятся к такому комплексу, и такой же разветвленный комплекс со своими структурами представляют и другие кафедры, например, кафедра "Товароведения и экспертизы продовольственных товаров". У нее есть оснащенная "Лаборатория экспертизы", и совместно с краевой и городской ветслужбами она делает анализы на генно-модифицированную продукцию. При кафедре имеется ряд производств, и ее разработки известны многим на продовольственном рынке Дальнего Востока под названием бренда "Вкусняшка".

Такой же комплекс мы выстраиваем и с кафедрой туризма и сервиса, и идею эту поддержали и губернатор Владимир Миклушевский, и ректор ДВФУ Сергей Иванец. Заключается она в том, чтобы одно из зданий или часть гостиницы на острове Русский сдать в распоряжение кафедры, чтобы это была ее учебно-научно-производственная площадка, где студенты бы учились, обслуживались, внедряли новые технологии и проходили практику.

Хорошо известна наша кафедра бухгалтерского учета, где практически все преподаватели являются профессиональными бухгалтерами— аудиторами и ведут аудиторскую деятельность, при этом пользуются высоким авторитетом и в Приморском крае, и на Дальнем Востоке.

В этом же направлении развиваются и другие кафедры — менеджмента, маркетинга и т.д.

Другая наша задача — в образовательной деятельности, на которую нацеливают новые стандарты третьего поколения, должна сокращаться аудиторная нагрузка на студентов. Если по стандартам второго поколения недельная аудиторная нагрузка была 36 часов, то по стандартам третьего поколения она составляет уже 27 часов. В большинстве зарубежных вузов нагрузка не более 12 часов в неделю, и нам тоже нужно к этому стремиться, потому что главный акцент в образовательной деятельности надо делать на самоподготовку студентов. Высвобождение преподавателей позволит им более активно работать прежде всего с сильными студентами, тогда как прежние системы были нацелены на работу со средними и слабыми по уровню подготовки: основная преподавательская энергия уходила на сдачи/пересдачи, зачеты/перезачеты, и т.д.

Эта система одновременно с введением кредитно-модульной системы более ответственным за качество обучения делает самого студента. Он получает баллы не только за сданные предметы, но и за прилежность, за посещаемость, за активность на занятиях. И сам он должен понимать — наберет ли он эти баллы для того, чтобы получить зачетные единицы, или нет. И не надо каждый день следить, был ли студент на занятиях или не был. Система наглядная, и ее внедрение очень целесообразно.

Другую сложную задачу профессорско-преподавательскому составу Школы приходится решать, поскольку до 2015 года мы работаем еще, можно сказать, и в старом измерении, и в новом формате. В 2015 году будет последний выпуск специалистов по программе пятилетней подготовки высшего профессионального образования "экономистов", то, что называется "специалитетом". Все эти программы непросто было объединить при слиянии вузов: мы работаем по унификации программ специалитета, новых направлений бакалавриата и вновь открываемых программ магистратуры.

Соответствие компетенций также важно для нас при подготовке выпускников. Они помимо знаний должны обладать еще и компетенциями — своего рода инструментарием, который позволит им использовать свои знания и навыки в работе. К счастью, Федеральный университет может самостоятельно разрабатывать свои образовательные стандарты.  По моему мнению, компетенций не должно быть много, и их надо узаконить на кафедрах, чтобы они однозначно понимались всеми преподавателями. Образование мы стремимся давать по стандарту высокого качества так, как это делается за рубежом для того, чтобы специалист, вышедший из ШЭМ, котировался в любой стране мира, любой фирме и в любой сфере деятельности. И мы такие примеры знаем, поскольку наши выпускники работают и в США, и в Канаде, и в Китае, и Австралии, и в Новой Зеландии, и во многих других странах.

Мы гордимся своими выпускниками, которые работают в известной аудиторской фирме "Прайс Уотерхаус". От 15 до 20 человек наших студентов тестируются ежегодно, и от 8 до 10 человек попадают к ним на работу. При этом и тестирование ведется на английском языке, и на работе у них английский. В плане специальной подготовки — по бухучету и финансам — и языковой подготовки, несомненно, это большая заслуга наших кафедр, которые также дают хорошее образование.

В этом году у нас уже 22-й выпуск по двудипломному российско-американскому проекту, который относится к международным образовательным программам. Эта программа уже давно действует в нашей Школе, и дополнительно мы сейчас обсуждаем с провостом (ректором) Мэрилендского университета (США) Грег ванн Лемоном создание по кафедре менеджмента программ магистратуры на английском языке. Мэрилендский университет — крупнейший по типу он-лайна: у него 96 тыс. студентов и 1000 веб-классов. Там нет понимания кампуса в привычном смысле — как нескольких корпусов. Здания университетские, конечно, есть, но в основном университет — это веб-классы. Занятия ведут их преподаватели и обученные наши, которые не один год стажировались в режиме он-лайн. Для студентов варианты таких совместных программ с участием российских преподавателей более доступны по стоимости.

Создание таких международных образовательных программ ускорится после переезда в новый кампус, куда мы сможем больше приглашать гостей, и мы в этом направлении будем быстрее развиваться.

В области науки тоже идет переформатизация научных направлений, выделяются приоритетные направления для Школ. Безусловно, на первом месте по значимости стоят тематики, связанные с освоением ресурсов Мирового океана, энергосбережением и энергоэффективностью, нанотехнологиями, транспортом и логистикой. В Школе экономики и менеджмента мы пока только формируем свои научные направления. На совместном заседании научно-технического совета нашей Школы и ученого совета института экономических исследований ДВО РАН (директор Павел Минакер) мы создали Центр экономических исследований с рядом лабораторий в его структуре. Одну из них возглавляет профессор Михаил Терский, другими занимается Юрий Шмидт. На Центр возлагается задача — консолидировать наши социально-экономические исследования по проблемам тихоокеанской России (Россия до Байкала со стороны Тихого океана), азиатско-тихоокеанских рынков, экономик этих стран и экономики Приморского края с ДВО РАН. В разработке программ социально-экономического развития края мы участвуем в качестве экспертов.

...Подводя итог сказанному Виктором Белкиным, стоит заметить, что на машиностроительных предприятиях ОАО "Аскольд", ОАО ААК "Прогресс", ОАО "ДВЗ "Звезда", ОАО "Дальприбор", ОАО "Варяг", ОАО "Радиоприбор" и других, входящих в состав ПРО СМР, трудятся как специалисты инженерных профессий, так и экономисты высокой квалификации, и, конечно же, знающие менеджеры. Скажем больше, на некоторых предприятиях таких специалистов не хватает. Таковы реалии жизни.

«Прогресс Приморья», № 47 (209) от 29.11.2012 г.

Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно