|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
История длиною в 70 летДолгая и славная история одного из лидеров Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России арматурного завода "Аскольд" продолжается. После разговора с техническим директором предприятия Андреем Семеновым такой вывод созрел сам собой. И можно не сомневаться — первый заместитель генерального директора ОАО "Аскольд" знает, о чем говорит. Перевооружение и модернизация станочного парка, освоение новых производств и расширение ассортимента — это лишь часть того, чем живет "Аскольд" сегодня. И, поверьте, не собирается останавливаться на достигнутом. Планов, как всегда, громадье, но важно то, что они не плод безудержного полета мысли фантастов от производства, нет, планы вполне выполнимые и имеющие под собой реальную почву. И это подтверждено фактами. — "Аскольд" на протяжении всей своей истории специализировался на выпуске различной продукции. Если не рассматривать славный советский и тяжелый постсоветский период и начать с реалий настоящего, зададимся вопросом: чем занимается "Аскольд" сегодня? — Сегодня "Аскольд" занимается своим традиционным делом — выпуском трубопроводной арматуры, что красной строкой проходит через всю историю предприятия. Занимается успешно, что видно и на экономике предприятия, и на росте заработной платы. — Только арматура? — Не только. Занимаемся мы освоением и гражданской продукции, поскольку не секрет, что предприятиям ВПК трудно выживать в нынешнее время. Из гражданской продукции освоен и стабильно выпускается мебельный щит из твердых пород дерева. Можно сказать, что для этого на территории ОАО "Аскольд" построено целое производство. Успешно внедряется линия литья под высоким давлением для производства изделий из алюминиевых сплавов. Практика показывает, что в России идет сокращение литейных производств, и мы решили сделать ставку на это. И сегодня многие предприятия Приморского края сотрудничают с нами в части литья из алюминия. И это даже без основной продукции, для которой создавалось это производство, — алюминиевых радиаторов отопления. Образцы продукции уже направлены в Москву на испытания для получения технических условий, того разрешительного документа, паспорта, с которым эти радиаторы будут продаваться и устанавливаться на территории РФ. Из нашей арматурной тематики, не военной направленности, активно разворачивается сегодня взаимодействие с известной московской фирмой, для которой мы являемся изготовителем особой арматуры — совершенно новой для нас. Шаровую аппаратуру мы раньше изготавливали, но сегодня мы поставляем серьезные клапана из нержавеющей стали на все (!) виды проводимых сред — газ, вода, пар, воздух, нефтепродукты, вода, загрязненная нефтепродуктами… Делаем, без преувеличения, уникальные вещи. Что и подтверждают выставки, в которых мы активно участвуем. То есть те технологии, которыми "Аскольд" владеет как оборонное предприятие, успешно применяются в гражданском арматуростроении. — Вы упомянули, что военных своим вниманием не оставляете. Насколько велик процент оборонных заказов в общей массе продукции вашего завода? — Пока еще велик — порядка 70%. Мы все же больше оборонное предприятие, чем гражданское. — Конверсия 90-х подтолкнула предприятие бывшего ВПК к необходимости технического перевооружения. Как правило, проходил это процесс крайне болезненно. Как этот этап преодолел "Аскольд"? — Из тех "лихих 90-х" завод вышел с огромными, я бы даже сказал, колоссальными потерями. Были утеряны технологии и оборудование, ушли люди. А ведь у нас стояла самая современная в стране линия литья по выжигаемым моделям, очень качественная линия гальваники, укомплектованная уникальным оборудованием, выпускавшая в свое время уникальные же изделия. Да, вышли с серьезными потерями. Но! С того момента, как сменился собственник (завод "Аскольд" вошел в холдинг "Спецкомплектресурс"), подходы к организации технологического процесса и самого производства кардинально поменялись. Первое, что было сделано собственником — закуплено современное точное оборудование. Заметьте, самое современное на тот момент! Сначала приобрели два немецких токарно-фрезерных станка, затем еще четыре. Деньги были вложены немалые, конечно, существовал определенный риск. Но он себя оправдал, и сегодня мы уже не мыслим себя без этого оборудования — станки внедрены, они работают и показывают очень хорошие результаты. — Насколько мне известно, вы подошли к модернизации станочного парка не столь прямолинейно — закупили, и все… — Да, помимо этого был применен и нестандартный подход (мы всегда ищем способ сэкономить средства и сделать больше на одну и ту же сумму) — модернизация в городе Иваново обрабатывающих центров ИР-500. Ивановские станкостроители помогли очень хорошо, сменив всю элементную базу. Можно сказать, что от нашего "старичка" остались только табличка и станина. Через год мы таким же образом модернизировали еще один станок, но уже ИР-800. И опять — отличный результат! Следом был большой горизонтально-расточной станок с ЧПУ, но размеры его оказались столь велики, что мы не стали его отправлять на завод, а пригласили бригаду специалистов к себе. Благодаря такому подходу при наличии станка, который по каким-то параметрам нас не устраивает, мы добиваемся того, что у нас появляется оборудование, на которое мы вправе рассчитывать в техпроцессе. — Вы опираетесь на продукцию только "отечественного производителя", или не отвергаете и импортные поставки? — После моей командировки в Китай на станкостроительный завод было принято решение закупить китайское оборудование. С техническими специалистами, с главным механиком и главным технологом, приняли эти станки с соблюдением всех норм геометрической точности, и сегодня эти станки работают на программу цеха. Это оборудование, при обеспечении хорошей точности, позволяет сэкономить две-три цены (!) от российских и европейских аналогов. Мы их уже модернизировали "под себя", и я считаю этот опыт положительным. Тут же, в рамках модернизации, уходя от старых видов инструментов, доставшихся нам от СССР, мы активно применяем китайский режущий инструмент. — Нет ли здесь риска?.. — Нет. Мы сначала закупаем пробную партию, и лишь потом основную. По результатам испытаний, при таких же режимах резания достигается значительная экономия на пластинах из твердого сплава. Особенно эта экономия видна на державках для этих пластин и на осевом режущем инструменте (сверла, фрезы). И здесь у нас получается очень хороший союз: с одной стороны, обеспечение необходимого качества, с другой — серьезная экономия своих финансовых средств. — Что на очереди в части модернизации? — Следующий год будет проходить под знаком модернизации литейного производства. Свои виды литья (литье по выплавляемым моделям, литье под высоким давлением) мы хотим вывести на новый уровень и войти в рынок уже с другой услугой, поскольку только на "Аскольде" на Дальнем Востоке сохранилось одно из немногих действующих комплексных литейных производств. По этой причине есть определенные задумки, как модернизировать производство и войти в рынок в качестве поставщика литья. — Не секрет, что вопрос кадров для всех без исключения промышленных предприятий, включая и те, что входят в состав ПРО СМР, стоит предельно остро. Как он решается на "Аскольде"? — Вы совершенно правы, проблема с кадрами острейшая! Если смотреть, как ее решает завод "Аскольд", то следует твердо сказать: стандартные подходы нам не помогли. По этой причине были применены нестандартные ходы. Первое время завод вынужден был пользоваться услугами предоставляющих трудовые ресурсы аутсорсинговых компаний. И на тот момент это было оправданно. Затем было принято решение пойти не по пути увеличения количества персонала, а по пути модернизации производства — это увеличение числа станков с ЧПУ и максимальная их загрузка. Сегодня у нас в три (!) смены работает участок станков с ЧПУ (под них есть большой заказ) и поставлена задача запустить в две смены все имеющееся на заводе оборудование с ЧПУ. — Понятно. Как обстоят дела с кадровым обеспечением инженерно-техническими работниками? — Еще один подход, который мы намерены использовать для решения кадрового вопроса, — приглашение ведущих специалистов с западных районов страны, стоящих на важнейших ключевых точках производства. Причем так, чтобы они не почувствовали потери в зарплате. Как пример, главный металлург, начальник производства №1 Ярослав Покидаев. С ним мы познакомились в Самарском государственном техническом университете на литейной конференции. Признаюсь, мы целенаправленно ехали за грамотным специалистом в области металлургии и смогли его убедить приехать в Арсеньев. Он быстро влился в коллектив и сумел поднять производительность литейного участка в шесть (!) раз, не увеличивая количество людских ресурсов и не применяя каких-то невероятных технологий. Мы сумели найти в существующем процессе "узкие" места, "высветили" и устранили их. — При таком рациональном подходе на кого сейчас делается ставка? На молодых и перспективных, или предпочтение отдается опытному и заслуженному инженерно-техническому составу? — Приходится признать: как бы ни старалась страна заинтересовать молодежь инженерными профессиями — технических кадров катастрофически не хватает. Сегодня появляется такое оборудование, что без инженерной подготовки работать на нем очень сложно. С "запада" по приглашению к нам прибыл специалист в литейный цех. Вникает, знакомится, работает. Но это скорее единичный случай, чем норма. На самом деле молодежь наша еще только учится. На "Аскольде" в настоящий период сделать карьеру можно быстро. На небольшом предприятии этот рост идет еще быстрее, и это движение диктует сама жизнь. К примеру, начальнику производства №1 всего 30 лет. И он помимо работы у нас успел поработать на всех крупных литейных производствах Московской области. Другой пример: пришел молодой человек инженером — и уже начальник бюро. Главное, что отличает хорошего молодого специалиста — стремление узнать что-то новое, чему-то научиться. И еще, если человек себя зарекомендовал хорошо, его работу видно. И "неработу", впрочем, тоже. В небольшом коллективе заметнее, кто чаще устраивает "перекуры", кто справляется с порученной работой, кто не справляется, кто играет на рабочем месте в компьютерные игры, а кто "пашет", не поднимая головы… — Из вашего окна открывается… не совсем чудесный вид — полуразрушенный корпус цеха. Что планируется сделать для смены декораций? — Я пришел на завод сравнительно недавно, по меркам истории самого завода. И в том корпусе, куда был направлен, только на третьем этаже работало три кабинета. В остальных — посреди комнаты куча мусора, старые бумаги, битая посуда. Сегодня этот корпус полностью жилой, там у нас лаборатории, конструкторский отдел — в общей сложности четыре этажа "инженерной мысли". Сделано не сразу — сначала один кабинет отремонтировали, затем второй, потом крышу… Вот за это время с целью улучшения условий труда работников сделано, конечно, очень много. Может, и недостаточно, но объем проведенных работ огромен. Это все — колоссальная работа собственника по улучшению условий труда. Конкретно по указанному цеху — прорабатывается возможность отвести половину помещения под новое литейное производство. — И последний вопрос: чего ждать от "Аскольда" в будущем? Может, и не самом ближайшем… — В планах (именно не ближайшего будущего) создать такое производство (возможно, и не одно), которое бы позволило предприятию крепко стоять на ногах вне зависимости от колебаний рынка. Следует добиться того, чтобы "Аскольд" был не просто арматурным заводом, но по-настоящему и машиностроительным. Нужно добиваться того, чтобы было развитое литье, развитое арматурное производство, развитое производство мебельных щитов. И желательно таких "точек" иметь на заводе несколько. И главное, чтобы предприятие развивалось, увеличивало выпуск продукции, чтобы людям работалось здесь комфортно, и они с радостью шли на завод. — Остается в юбилейный год пожелать надежному представителю ПРО СМР, заводу "Аскольд", достойно чтить богатые традиции предшественников и добиваться того, чтобы все намеченные планы были успешно выполнены. С праздником! — Спасибо. «Прогресс Приморья», № 5 (217) от 07.02.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |