Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мастерство, проверенное годами!

На "Аскольде", надежном представителе Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в механосборочном цехе я не сразу решилась подойти к токарю Анатолию Дашковскому. Его сосредоточенное лицо, глаза, руки были сконцентрированы на детали, которую он обрабатывал. Пока он был занят, я заглянула к начальнику этого цеха Евгению Герасименко, которого попросила немного рассказать об этом человеке.

Впрочем, повод был самый подходящий. Недавно Анатолий Иванович отметил свой 60-летний юбилей. Руководитель подразделения Евгений Юрьевич сказал буквально несколько слов, но зато каких весомых! "Токарь с большой буквы, квалифицированный специалист, мастер токарного дела".

К счастью, Анатолий Дашковский оказался разговорчивым собеседником, легко и непринужденно отвечал на мои вопросы.

Токарь по призванию

После окончания средней школы Анатолий устроился учеником токаря в механический цех № 13 машиностроительного завода "Аскольд", сегодня входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Шел 1971-й, год расцвета советской эпохи, ее промышленности и машиностроительного завода "Аскольд" в частности. Я поинтересовалась: "Что побудило Анатолия, совсем юного паренька, отдать предпочтение именно этой непростой и сложной профессии?". Анатолий Иванович сначала удивился моему вопросу, а потом с нескрываемой гордостью четко ответил: "В то время рабочие специальности пользовались большой популярностью. Быть рабочим, особенно токарем, было на тот момент почетно и престижно". Он отнюдь не слукавил. В те годы действительно явным фаворитом являлась именно эта профессия, да что там говорить, и остальные тоже.

Когда стали разбираться, почему Анатолий пришел именно на завод "Аскольд", то оказалось, что выбор был далеко не случайным. Его старшая сестра Валентина Бридова долгое время работала станочницей в этом же самом цехе № 13, была передовиком производства, ее имя было широко известно за пределами родного цеха. Муж Валентины тоже трудился на "Аскольде" — слесарем-сборщиком в приборном цехе № 42. А это значит, что в то время на предприятии трудилась знаменитая, трудолюбивая, преданная "Аскольду" настоящая рабочая династия.

Усердно и целеустремленно работая в цехе, Анатолий уже через полгода сдал на третий разряд токаря, что бывает крайне редко среди молодых рабочих. Хорошо помнит своего первого наставника — Александра Зыкова, которому он искренне благодарен за полученные знания и премудрости токарного дела, в которые он вникал с большим желанием и явной долей любопытства. Классный был специалист, токарь самого высшего разряда — шестого.

Вначале служба, потом — учеба…

А потом — служба в рядах Советской Армии связистом. И здесь молодой солдат не уронил честь своего предприятия. За отличную службу был сфотографирован у знамени полка, его родители получили от командира части благодарственное письмо за отличное воспитание сына.

В 1973-м Анатолий вернулся на "Аскольд" в свой же цех. А потом решил пойти учиться. Руководство предприятия активно приветствовало стремление молодежи двигаться к новым высотам познаний. Сначала Анатолий отучился год на рабфаке, успешно сдал экзамены и стал студентом ДВПИ по специальности "технология машиностроения, металлорежущие станки и инструмент". Можно смело констатировать тот факт, что все предметы ему давались легко, за исключением немецкого языка. Из-за него и пришлось бросить учебу. Опять вернулся на завод, в тот же цех.

Не считались с личным временем

В советские времена на предприятии заказов было много и работы хватало с лихвой. Даже в выходные дни, бывало, и до утра не покидали рабочие места инженеры, руководители подразделений, станочники. Новые заказы осваивались быстро, качественно, часто даже раньше установленного по плану срока.

Умению Анатолия работать и выполнять производственные задания любой сложности удивлялись даже старожилы цеха. Одно время он трудился в бригаде коммунистического труда Александра Лабухина, широко известной не только на родном предприятии, но и за его пределами своими победами в социалистических соревнованиях, выполнении и перевыполнении пятилетних планов. Отлично работая, они еще успевали заниматься спортом. Их цех принимал самое активное участие в спортивных соревнованиях между цехами и отделами. Спорт создавал хорошую атмосферу дружбы и взаимопомощи, творческих поисков и всесторонней инициативы. Жаль, что это все в прошлом, но в нем осталась частица каждой аскольдовской души.

В период перестройки и конверсии предприятия сворачивались производства, многие аскольдовцы попадали под сокращение. Несколько цехов приборного производства объединяли то с одним, то с другим, и в конечном итоге они были переданы цеху № 4, где Анатолий Иванович трудится токарем пятого разряда в настоящее время.

Прошедшие годы…

За многолетний и плодотворный труд и в связи с 60-летием со дня образования ОАО "Аскольд" Анатолий Дашковский награжден Почетной грамотой генерального директора Российского агентства по судостроению В.Я. Поспелова.

Давая оценку своей собственной жизни и трудовой деятельности, Анатолий Иванович отметил, что многое, может быть, изменил бы в своей жизни, но, как показывает житейская практика, осознание чего-то необъяснимо важного и существенного приходит с возрастом. Когда молод, кажется, что вся жизнь впереди и можно многое успеть. Но почему она так быстро пролетает? Этот риторический вопрос навсегда останется загадкой для всех живущих на земле. Вот и Анатолий Иванович не заметил, как подошел серьезный юбилей. Но, тем не менее, он, как и прежде, будет трудиться на родном заводе и охотно передавать свой неоценимый опыт и знания молодым рабочим, как когда-то и его наставники. А значит, жизнь продолжается! И 60 лет, по меркам 70-летнего завода "Аскольд", входящего в состав ПРО СМР, — возраст бесспорной зрелости и новых достижений.

«Прогресс Приморья», № 5 (217) от 07.02.2013 г.

Полина Георгиева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно