|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Славный командир легендарной С-56В конце декабря прошлого года из Краснодарского края в гости к авиастроителям завода "Прогресс", лидеру Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России приезжали коллеги — "оборонщики" Краснодарского края. В один из субботних выходных дней они не выдержали и, несмотря на холодную погоду, прибыли во Владивосток, где посетили исторические места и, что важно, — подводную лодку С-56. Гости слышали о легендарной субмарине много, но теперь, побывав в ее отсеках, почувствовали себя частью большой морской военной семьи, название которой — Военно-морской флот России. С особым интересом краснодарцы слушали рассказ члена Союза машиностроителей Юлии Смеловской о доблестном экипаже ПЛ и, конечно же, ее знаменитом капитане Григории Щедрине. В День подводного флота вспомним и мы о нем и его непростом жизненном пути, сделавшем его легендарным командиром, как, впрочем и подводную лодку, которой он командовал. Григорий Щедрин, командир подводной лодки С-56, вице-адмирал, Герой Советского Союза. Родился 12 декабря 1912 года в г. Туапсе (ныне Краснодарский край), в крестьянской семье. Трудовая биография началась в 12 лет — на лесозаготовках; флотская — с поступления в 1926 г. на двухмачтовую шхуну "Диоскурия" юнгой. Рейсы на судах Черноморского пароходства совмещает с учебой в школе. После окончания семилетки направляется от Туапсинского порта в Херсонский морской техникум. В 1932 г. получает диплом судоводителя, ходит штурманом на танкере "Совет горнорабочих". В Военно-морском флоте с 1934 г. В 1937 г. оканчивает курсы командиров подводных лодок (ПЛ) и в звании лейтенанта назначается старшим помощником на ПЛ Щ-114 Тихоокеанского флота (ТОФ). Через год — командир Щ-110. В 1939 г., после семилетнего кандидатского стажа, принят в члены ВКП(б). В 1941 г. в звании старшего лейтенанта принимает командование вновь построенной "эской" ПЛ С-56. В 1942 г. лодка Южным морским путем совершает переход на Северный флот, к театру военных действий Великой Отечественной войны, преодолев более 17 тысяч миль. 29 марта 1943 г. С-56 выходит на первое боевое задание. 17 мая топит транспорт "Ойроштадт". К марту 1944 г. на счету С-56 до десятка уничтоженных и поврежденных кораблей противника. 31 марта 1944 г. С-56 награждается орденом Красного Знамени, ей присваивается звание гвардейской. 5 ноября 1944 г. капитан 2 ранга Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза. За годы войны С-56 под командованием Щедрина потопила 14 вражеских кораблей и судов. После войны С-56 вернулась на ТОФ, совершив, таким образом, впервые среди ПЛ кругосветное плавание. В 1945-1952 гг. Г.И. Щедрин — начальник штаба, командующий соединением ПЛ, затем военно-морской базой. Об этом периоде жизни рассказывают экспонаты морского музея (книги, фото) в г. Вилючинске Камчатского края. В 1948 г. окончил академические курсы при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, а в 1954 г. Военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова. В 1954-1960 гг. — командующий флотилией. С 1955 г. — вице-адмирал. В 1961-1969 гг. — председатель Постоянной комиссии госприемки кораблей ВМФ. С 1970 г. — главный редактор журнала ВМФ "Морской сборник". В 1972 г. Военным советом ТОФ принято решение создать к 30-летию Великой Победы мемориал вечной славы на Корабельной набережной во Владивостоке. В 1975 г. Краснознаменную ПЛ С-56 установили на постамент. В 1982 г. она вошла в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота. С 1974 г. — в отставке. В 1977 г. побывал у подводников в п. Рыбачьем на Камчатке. В музее Дома офицеров флота хранится книга Г.И. Щедрина "Петропавловский бой" с дарственной надписью: "Библиотеке и читателям-подводникам с пожеланием успехов, большого счастья и помнить: все вы защитники Камчатки. 12.11.1977 г.". Спустя 60 лет после перехода ПЛ С-56 через Тихий и Атлантический океаны в фондах Московского архивного отделения Центрального военно-морского архива обнаружена записная книжка. На ней надпись: "Дневник командира п/л С-56 капитан-лейтенанта Щедрина Г.И. Начат 2-го декабря 1942 г." Записи кончались 16 января 1943 г. и отражали переход из Карибского моря в Северное. Впервые опубликованы в 2002 г. в альманахе Московского клуба истории флота "Тайны подводной войны". Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова II ст., орденом Отечественной войны I ст., орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города Туапсе, почетный курсант Херсонского мореходного училища, почетный член экипажа ряда судов ММФ. Автор книг "Подводники" (1962), "Петропавловский бой" (1975), "Под глубинными бомбами" (1967), "На борту С-56" (1982), "Верность присяге" (1985) и других. «Прогресс Приморья», № 10 (222) от 14.03.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |