Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

С чего начинается Родина, или Как воспитать патриота?

Увы, но приходится признать — слово "патриотизм" постепенно нивелируется и в лексиконе россиян употребляется все реже. Что стало тому причиной — предмет исследования других изданий. Мы же в нашей газете хотим поговорить о том, что, по счастью, такая трансформация происходит не со всеми. Остались еще люди, для которых патриотизм — понятие не сиюминутное, но определяющее, основополагающее, мировоззренческое, если хотите. Именно благодаря такому отношению они стремятся донести до подрастающего поколения очевидный (для них!) постулат — без патриотизма нет и не будет страны.

Дело идет непросто, слишком велика разница в воспитании, разрыв между  информационной базой "поколения великих строек" и "поколением пепси" (или что там сегодня потребляют тинейджеры). Но это не значит, что нужно отступать…

Тем более, что большинство тех, кто сегодня остается хранителем понятия "патриотизм" — бывшие военные. Даже "сняв погоны", они остаются теми, кем были прежде — защитниками Родины. Пусть и без оружия в умелых руках, они продолжают бороться за нее, охраняя от заносимой извне скверны, очищая от грязи и чуждого влияния и используя для этого порой нестандартные методы. А кто сказал, что "военная хитрость" — исключительно стратегический термин?! В мирной жизни креативный подход и оригинальная идея бывают порой даже полезней, чем на поле боя. Результатом такого нетипичного действа (в официальных документах именуемого скучно — "работа по патриотическому воспитанию молодежи") стала организация выставки авиамодельной техники и создание традиции на ее основе.

"Восемь лет назад, когда мы отмечали 70-летие "Прогресса", лидирующего среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, возникла мысль: а что хорошего мы можем сделать для ветеранов нашего завода, — повествует историю возникновения конкурса специалист по связям с общественностью ААК "Прогресс", член Союза офицеров "Боевое братство" городского Совета ветеранов, майор в отставке Андрей Богатырев. — Появилась идея организовать встречу орденоносцев. Пусть не всех, кто прославил "Прогресс", но хотя бы наиболее достойных… Но кроме традиционных подарков и выступлений хотелось привнести в торжества некую изюминку. И вот тогда-то…"

Прежде чем поведать о том, что же произошло, придется вернуться немного назад, Поскольку без понимания "с чего все начиналось" осознать важность последующих событий будет непросто.

Люди более старшего поколения помнят, как стремительно менялся образ страны в "лихие 90-е". С политической сцены уходили одни кумиры, на смену им приходили другие, не столь достойные уважения и почитания (что и показало время). Тогда же из оборота как-то само собой исчезло слово "патриот" и обесценилось понятие "патриотизм". Да что слова?! Военные признают, что в те времена в форме и при орденах на улице было появляться небезопасно. Отчего-то в эйфории перестройки считалось — врагов у нас нет и быть не может. Увы, история, как это нередко бывает, не подтвердила иллюзии. Но кое-кто понял — подобные заблуждения опасны!

"Как раз в то же время ребята-афганцы создали Дальневосточное отделение ветеранов Афганистана и поставили во главу угла своей работы социальную защиту ветеранов боевых действий и патриотическое воспитание молодежи, — продолжает Андрей Иванович. — Мы проводили автопробеги по краю, акции, митинги, настаивая: понятие любви к ближнему, к Родине, готовность защитить ее — неизменны. Ведь мы, те, кто прошел войну, прекрасно понимали: главное — это мир. И нет более почетной профессии, чем этот мир беречь…"

Но время требовало новых форм работы с людьми — призывы и речи уже не действовали. Тем более на молодых, чьи помыслы были далеко от таких "абстракций", как Родина и долг. Вот тогда-то и пришла идея провести выставку военной техники — помня, что в воздухе пахнет порохом постоянно. И нужно быть готовым, если что… Понятно, что втащить в фойе Дворца культуры настоящую "вертушку" не получится, а вот предложить полюбоваться ее уменьшенной копией — очень даже можно!

"Я тогда сначала связался с Приморским авиационным техникумом, со станцией юных техников, с отдельными моделистами, и таким образом мы сделали в фойе администрации города выставку, — продолжает Андрей Богатырев. — На тот момент завод только-только стал подниматься с колен (тогда к руководству заводом пришел Юрий Денисенко), и такая демонстрация техники была нелишней. А потом получилось так, что параллельно шли  развитие и нашего завода, и нашего конкурса".

Тогда эта выставка моделей привлекла большой интерес и очень понравилась гостям праздника. А еще стало понятно, что есть ребята, которые почитают традиции и прилагают усилия для их сохранения. Но помимо этого, имеют еще и первичные навыки конструирования, умеют обрабатывать материалы, обладают инженерным мышлением. Кстати сказать, те первые участники первого конкурса закончили Приморский авиатехнический техникум, потом — филиал ДВФУ и теперь работают на заводе. Изготавливают отнюдь не модели и уже в натуральную величину. Но с ними все было понятно, поскольку со своим будущим они определились еще в юности. А что делать с теми, кто не занимался в кружках или клубах? Вот тогда-то и пошли ветераны-патриоты на нестандартный шаг.
"Чтобы подстегнуть интерес к конкурсу, я нашел спонсоров, и мы приобрели конструкторы моделей ("Аллигаторы", "Касатки") и стали их раздавать, — рассказывает специалист по связям с общественностью ААК "Прогресс", член Союза офицеров "Боевое братство" городского Совета ветеранов, майор в отставке Андрей Богатырев. — А чтобы это выглядело более естественно, их вручали в качестве призов в городском турнире дворовых футбольных команд. С дальним прицелом — ребенок такой конструктор соберет, а затем, глядишь, и втянется…"

И — сработало! Число участников год от года увеличивалось, повышалось качество и уровень представляемых моделей. А еще рос и бюджет конкурса, что позволяло поощрять участников весьма солидными призами. Что, в свою очередь, также повышало статус и престиж конкурса.

"Спасибо Юрию Петровичу Денисенко, что он поддержал наш конкурс, — говорит Андрей Иванович. — Сегодня "Прогресс" является одним из его соучредителей (помимо профкома завода, городского Совета ветеранов и Союза офицеров "Боевое братство"). Благодаря таким людям, кто видит дальше других, и у завода есть перспективы, и у нашей работы".

А то, что работа предстоит огромная, сомнений нет. Притом, что и сделано было немало. Военные и инженеры, объединившись, представляли из себя грозную силу, что и показали дальнейшие события. Те, что последовали после проведения очередного конкурса, очередной выставки, посвященной, кстати сказать, Дню Победы — торжествам традиционным и для России вообще, и для Арсеньева, в частности. Тогда, помимо уже обязательных моделей, призерам и участникам (всего их оказалось около 30 человек) организаторы конкурса подарили еще…воздушных змеев. Детская забава, скажет кто-то. И…ошибется. Поскольку таким нехитрым способом в орбиту летно-инженерного хобби удалось втянуть еще некоторое количество ребят, тех, кто не смог удержаться от запуска своего первого "летательного аппарата". Тем более, если сделать это можно на празднике, на центральном стадионе города.

"Для того, чтобы это мероприятие сделать более зрелищным и интересным для зрителей, было решено проводить его не на аэродроме, а в городе — на стадионе "Восток", —  вспоминает Андрей Иванович.  — Главное в этом деле — поймать ветер. И вот когда у нас это получилось, люди увидели над городом большое количество воздушных змеев разной величины, форм, расцветок… Это было действительно здорово!"

Еще бы! Подобным способом удалось решить сразу несколько задач. Первое — "подтянуть" тех, кому нравится "играть с ветром", но он пока еще не занимается моделями "под руководством" или не состоит "при клубе". А, во-вторых, ветер (который очень мешает проведению состязаний среди радиоуправляемых моделей) теперь можно было использовать по прямому назначению — в качестве главной подъемной силы для змеев. И значит, необходимость переносить состязание авиамоделистов, пережидая порывы, отпала сама собой. И праздник можно было делать непрерывным!

Более того. Воздушный змей как наиболее простой и понятный вид "летного транспорта" позволил привнести соревновательный дух в, казалось бы, привычные запуски, опять-таки "эксплуатируя" чисто детские качества — непоседливость и состязательность.
"И тогда мы стали создавать пары, — рассказывает Андрей Богатырев. — Выстроились первые номера, по команде "старт" начиналось движение, змеи взлетали, и тот, кто первый приходил к финишу, считался победителем. Пока искали методику, подъехали ребята на велосипедах. Сразу возникла идея — а что если использовать и велосипед?! Мы привязали к ним змеев большего размера, и они при такой тяге взлетали выше и смотрелись эффектнее".

И вот когда устали уже самые энергичные, можно было приступать к запуску "реальных" авиамоделей. Впрочем, не забыли и о змеях. Тем более, что благодаря одному из учредителей (все тому же "Прогрессу") ребят смогли вывезти на автобусах за город — на аэродром. И вот там-то, где пошел настоящий ветер, ребятам удалось сделать то, что не позволяли рамки стадиона! В воздух взмыли самые большие и красивые змеи. Андрей Иванович признает, что в этом "виде" пришлось поучаствовать и взрослым. Просто дети были не в силах удержать рвущихся в небо змеев…

"Потом, конечно, были полеты радиоуправляемых моделей. И у ребят, можно не сомневаться, возникло желание пойти дальше и покорять небо вне зависимости от того, есть ветер или нет, но посредством двигателя. И я думаю, что у них таким образом и развивается мечта о небе. Тем более, что рядом аэродром в Варфоломеевке и над городом постоянно летают современные истребители".

Если кому-то покажется, что работа с молодежью не более чем блажь взрослых людей — он глубоко заблуждается. Впрочем, в отсутствие полной информации о работе ветеранов-патриотов такая точка зрения естественна. Но все несколько иначе — глубже, серьезнее, масштабнее. Но чтобы "закончить" с конкурсом, вернее, темой моделирования и привлечения к этому делу молодых арсеньевцев (пока только арсеньевцев, но об этом ниже!), следует сказать — мероприятие это не разовое.

"Конкурс проводится в течение всего года, — поясняет специалист по связям с общественностью ААК "Прогресс", член Союза офицеров "Боевое братство" городского Совета ветеранов, майор в отставке Андрей Богатырев. — Первый этап приурочен ко Дню защитника Отечества, затем — к Дню Победы, затем — традиционный для Арсеньева День авиации, далее — 2 сентября,  день окончания Второй мировой войны, и заключительный этап проводится 9 декабря, в День героев Отечества. Тогда же происходит и награждение, особенно в личном зачете. Связана эта длительность с тем, что дети менее организованы, и спектр "соблазнов" более широк, чем у взрослых — тут и компьютер, и велосипед, и поездка к бабушке. А поскольку сборка моделей требует усидчивости и кропотливого труда, они ее, случается, оставляют на потом. Но к концу года, как правило, находят время и силы, концентрируются и завершают сборку модели. Что и позволяет поощрить ребят в личном зачете".

Но если еще несколько лет назад конкурс предполагал, по сути, две номинации — в  командном и личном зачете, то сегодня все серьезнее и шире.

"В 2012-м, в год юбилея авиации, проводилось и командное первенство — за первое, второе, третье места, — поясняет Андрей Иванович. — Затем работы ребят оценивались  в номинациях "Радиоуправляемая пилотируемая модель",  "Типовые конструкторы моделей", "Композиция" и "Коллекция", далее — "Мастер-тренер" (среди руководителей). И важное событие случилось в прошлом году: мы прикоснулись к теме, очень популярной во всем мире: с чего начинаются первые шаги в небо —  1 июня мы провели фестиваль воздушных змеев …"

Но это — видимая часть той огромной работы, что ведется в Арсеньеве по патриотическому воспитанию молодежи. Но это если формулировать официально. Если проще и понятнее — происходит возвращение детей к истокам общечеловеческой морали, привитию им таких естественных и обязательных понятий, как "Родина", "Отчизна", "долг"…

Но есть еще один аспект в работе военных ветеранов и их союзника, активного представителя ПРО СМР, завода "Прогресс". Их объединяет желание заинтересовать детей не банковской сферой или продажей природных богатств страны (там и без них тесно), а работой на родном авиационном предприятии. Для чего и решено было совместными усилиями разработать программу технического воспитания молодежи по технологической линии "школа — вуз — завод", чтобы будить инженерную мысль и приучать детей к работе "ручками"…с раннего возраста.

"Знаете, дети в детских садах представляли интересные экспозиции, — рассказывает Андрей Богатырев. — Понятно, что делали они это с педагогами или родителями. Но все равно, такой труд способствует развитию моторики и технических навыков. А еще осознанию того, что ребенок — творец и созидатель, а не разрушитель. И таким способом решались фундаментальные вещи — воспитывался будущий строитель дома, не способный срубить дерево… Самые простые поделки были из пластилина. Но это были ракетные установки, самолеты, танки. Дети у нас продвинутые!"

Потом модели усложняются, увеличивается количество деталей, появляется интерес… И выстраивается стройная система, эффективность которой удалось осознать и власть предержащим — когда речь зашла о закрытии филиалов ДВФУ по регионам, то первым оставили филиал в Арсеньеве, потому что технологическая линия уже работала — в школах стали создаваться технические классы, увеличилось число поступающих в  авиационный техникум, молодежь пошла на факультет "самолето-, вертолетостроение" в ДВФУ, а после и на завод. "И тенденция такова, что уже после 3-го курса ребята начинают работать на заводе, — говорит специалист по связям с общественностью ААК "Прогресс", член Союза офицеров "Боевое братство" городского Совета ветеранов, майор в отставке Андрей Богатырев. — И когда студент заканчивает вуз, он уже готовый специалист, поскольку знает основы производства, взаимодействие структур производства, технологию. Таким образом, теория плавно перетекает в практику. И если раньше человеку нужно было год-полтора на адаптацию после учебы в высшем учебном заведении, то здесь он просто "вливается" и готов использовать свой потенциал. Результатом успешной работы по этой программе стала коллегия департамента науки и образования Приморского края  21 декабря,  на которой рассматривался вопрос об обмене передовым опытом".

Вот такие они, оказывается, детские игры. Те, что воспитывают и патриотов, и инженеров, что сегодня для России одинаково актуально.

«Прогресс Приморья», № 20 (231) от 16.05.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно