Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Лестница в небо для юных авиаторов

Сегодня на всех уровнях обсуждается, как отвлечь детей и подростков от пагубного влияния улицы, увлечения спиртными напитками, наркотиками. И в данном случае говорить о защите детства вполне уместно и своевременно. Но, согласитесь, защита состоит не только в том, чтобы о ней лишь говорить и констатировать факты.

Пожалуй, в данном случае уместно взять курс на такое понятие, как работа, вернее, умение взрослых приучить детей к труду как физическому, так и умственному. Никому не надо объяснять, что прежде чем смастерить плавающий или летающий аппарат, необходимо его придумать, вычертить макет и только потом внедрять, прилагая при этом физические усилия. Думается, от работы и следует отталкиваться, говоря о защите детей. А досуг подростков, о котором говорят бесконечно, тоже лучше организовать так, как гласит старинная мудрость: сделал дело — гуляй смело…

Техника и творчество. На первый взгляд, соединить эти разнородные понятия невозможно. Но так кажется лишь людям непосвященным. При этом любой конструктор признается, что без озарения, вспышки, вдохновения создать что-то новое практически невозможно. Ведь именно способность посмотреть на откровенно техническую задачу глазами художника, глазами творца, не признающего привычные ходы и известные ответы, позволяет сделать порой очень нестандартный шаг.

Конечно, совершать такие прорывы в условиях строгой дисциплины и жестких сроков реально работающих предприятий проблематично. Все же "изделия", что выпускает тот же завод "Прогресс", неоспоримый лидер среди предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, стоят многие миллионы рублей, и любой эксперимент с ними может окончиться плачевно — не только колоссальными убытками, но и риском для будущих экипажей. Но что не разрешено взрослым с их серьезными "играми", позволено… детям (хотя чаще бывает наоборот). Вот им-то никто не запретит попробовать то, о чем убеленные сединами конструкторы и инженеры даже мечтать не могут. Причем попробовать на настоящих действующих самолетах. Правда, есть маленькая оговорка — самолеты хоть и летающие, все же размерами и мощностью значительно уступающие "Аллигаторам" и "Акулам". Несложно догадаться, что речь идет об авиамоделях. Но заочное состязание с "Прогрессом" здесь упомянуто не случайно, поскольку одна из самых известных не только в Приморье, но и в России (!) авиамодельная секция находится почти по соседству с прославленным вертолетостроительным заводом.

Кем быть?

Скромная двухэтажка в стороне от главных арсеньевских "авеню", несмотря на свой нескромный вид, тем не менее для очень многих арсеньевских пацанов, родители которых в большинстве своем являются членами ПРО СМР и трудятся на авиационном заводе, стала "лестницей в небо". Она открыла влюбленным в технику и самолеты ребятам дорогу к мечте, воплотив неосязаемые грезы в реальные конструкции и модели. Но главное — позволила им еще в детстве ответить на важнейший жизненный вопрос — "кем быть?"
"Очень важно, чтобы ребенок в школьном возрасте попробовал себя в чем-то… — говорит директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей "Станция юных техников" Виктор Мандрыка. — Учреждения дополнительного образования как раз и существуют для того, чтобы была расширенная сеть разных видов деятельности. Чтобы ребенок, вступая во взрослую жизнь, оказываясь на ее пороге и решая, кем же ему стать, смог бы определить свои приоритеты. Понять, к чему его больше тянет — к технике, искусству, спорту, в шоу-бизнес или к предпринимательству. Поэтому полезность наших клубов очевидна".

По счастью, к аналогичным выводам стали приходить и на самом "верху". Пусть и с опозданием, руководство страны перестало смотреть на занятия юных техников как на детские шалости. Напротив, после осознания возникшей потребности в технических кадрах сегодня взят курс на всемерную помощь таким организациям. Увы, многое упущено.

А ведь новой России досталось неплохое наследство. В СССР в этом вопросе все было более гармонично, клубы и станции юных техников существовали во всех городах и даже поселках.

"Была целенаправленная политика государства, были хорошие лозунги (которые еще и выполнялись): "Все лучшее — детям", "От модели к планеру, с планера на самолет", — вспоминает Виктор Иванович. — Техническое творчество государство поощряло, понимая, что воспитывать детей нужно со школьной скамьи. И была выстроена грамотная и очень умная программа технического творчества, чтобы дети что-то умели делать в школьные годы, работать руками, думать головой, обладать практическими навыками. Чтобы они были способны решать простейшие конструкторские задачи".

К слову, те же авиамодельные кружки были настолько развиты, что с этой массовостью приходилось буквально "бороться", — вспоминает, улыбаясь, Виктор Иванович. В те далекие, теперь почти "былинные" времена на соревнования собиралось больше 300 человек! И в те два дня, что отводились на "учебные полеты", всех записавшихся просто не успевали "прокрутить". И интерес у ребят был живой, неподдельный...

"Даже на государственном уровне была система централизованного обеспечения и снабжения, — продолжает директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей "Станция юных техников" Виктор Мандрыка. — Существовали целые заводы, которые производили необходимую продукцию. А если сравнить минувшее и настоящее, то эти возможности выросли несоизмеримо, на несколько порядков! Сейчас в Интернете можно достать все что угодно. И любой ребенок в состоянии заказать через Всемирную паутину из Америки или Китая любые комплектующие, все, что нужно для модели".

Да, что касается материальной составляющей технического творчества вообще и авиамоделизма в частности, она, несомненно, улучшилась. А вот с другой, не менее важной, и нужной, но не столь осязаемой, все обстоит не столь благополучно.

"Сегодня возникла другая проблема, — делится своими заботами Виктор Иванович. — Жизнь стала такой яркой и насыщенной, что вовлекать детей в этот процесс стало достаточно сложно. Пока наша работа не станет интереснее, чем сидение за компьютером или у кабельного телевизора, дети не будут ходить в кружок. Нам приходится по ходу менять формы и методы работы, чтобы заинтересовать ребят, чтобы их занятия стали увлекательными и насыщенными".

Вопрос этот для наставников юных "туполевых" и "антоновых"отнюдь не праздный. Дети, несмотря на микроскопический жизненный опыт, мгновенно "просекают" фальшь и неправду. И потому процесс постижения ими основ технического творчества построен на создании настоящих действующих моделей — от самых простых до более сложных, и главная "фишка" в том, что ребенок не успевает заскучать, "застопорившись" на какой-то одной.

"Мы стараемся разнообразить и делать очень интересные модели, — посвящает в секреты своей работыВиктор Мандрыка. — Поскольку на простых моделях далеко не уедешь, на тех, что строились тогда, когда мы еще были детьми. Сейчас нужно придумывать такие интересные летательные аппараты, которые доступны, быстро изготавливаются и при этом способны летать буквально во дворе. Мы, впрочем, летаем даже в спортзалах, в помещениях с малым объемом. И такие модели дети воспринимают с большим удовольствием. Прогресс движется вперед, и на месте нам стоять нельзя".

Состязательность — главное

Но самое важное и нужное в этом непростом деле — соревнования. Поскольку, убежден Виктор Мандрыка, пока ребенок не будет "заряжен" в "соревновательную обойму", ничего не получится. Другими словами, до тех пор, пока у него не возникнет стимул к совершенствованию, не появится желание сделать свой самолет качественнее, конструкцию совершеннее и, значит, выступить лучше, двигаться дальше невозможно.

"Просто запускать модели — это интерес на полгода, и все, — говорит Виктор Иванович. — А чтобы ребенок мог совершенствоваться и расти дальше, обязательно нужен соревновательный процесс. И не только. Показательные выступления на стадионах, на массовых мероприятиях, когда он выходит перед трибунами зрителей и что-то показывает — большой стимул в работе. Поэтому стараемся выдерживать и должным образом эту работу организовывать".

И в этом вопросе достижения весьма показательны. Достаточно сказать, что на соревнования в Арсеньев съезжаются лучшие авиамоделисты дальневосточного региона: из Хабаровского края, Сахалинской и Амурской областей. Вот уже десять лет подряд один раз в год в городе авиастроителей, где без сбоев функционирует завод "Прогресс", который возглавляет управляющий директор, председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрий Денисенко, проводятся соревнования ДВФО. Они сегодня находятся в статусе этапа Кубка России в классе пилотажных моделей самолетов и зарегистрированы в Едином календаре Министерства спорта России.

Иными словами, уже можно говорить о крайне высоком уровне и серьезном статусе состязаний. Как результат, авиамоделисты России (!) уже хорошо знают Арсеньевский "оазис" (как выражаются о нем в Интернете), островок, где пышным цветом расцвел этот необычный и сложный вид технического спорта. И никак не могут понять, как же так получилось? Каким образом маленькому городку, который не на всякой карте-то найдешь, удалось организовать и подготовку, и уровень проведения, и высокий класс участников (к примеру, в прошлом году их собралось 55, что очень неплохо для таких соревнований). Ведь такое не могут себе позволить даже самые продвинутые клубы и секции из "европейской" части. Но важнее даже другое. На таких соревнованиях арсеньевцы — стабильно "в призах". Сегодня не учитывать их участие в состязаниях любого уровня, по меньшей мере, неосмотрительно, поскольку без кубков и наград самой высокой пробы они уже не уезжают. Потому что они — лучшие. А еще потому, что занимаются любимым делом. И значит, они счастливые люди.

"Потребность занятия техническими видами спорта в крови у человека, — говорит директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей "Станция юных техников" Виктор Мандрыка. — Как в любом виде спорта желание добиться высоких результатов, быть первым, лучшим в своем классе, оно стимулирует творческий процесс. Ведь кто такой счастливый человек? Тот, кто находится в процессе творческого поиска, кто живет творчеством. У кого есть потребность, что-то творить, изобретать новые конструкции и модели. И постоянно совершенствоваться…"

При такой мощной интеллектуальной и физической нагрузке вопрос улицы в клубе вообще не стоит на повестке дня.

«Прогресс Приморья», № 21 (232) от 23.05.2013 г.

Продолжение следует

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно