Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

С Днем рождения, товарищ генерал!

10 июня Якиму Янакову исполнилось 70 лет

Сегодня Яким Иванович занимает должность первого заместителя управляющего директора Арсеньевской авиакомпании "Прогресс", а за своими плечами имеет богатейший опыт руководства авиационными подразделениями и серьезную летную практику.

По долгу своей работы, а больше, пожалуй, по складу своего характера Яким Иванович постоянно бывает в подразделениях предприятия, вникая в ход производственного процесса, отчего его прекрасно знают все работники нашего огромного завода. Руководители знают его требовательность и крутой нрав, а рабочие и специалисты — умение выслушать и докопаться до самого корня тех или иных производственных проблем. Многих поражает то, что Яким Иванович (которого на заводе за глаза уважительно называют не иначе, как "генерал") умудряется держать в голове тысячи дел, которые происходят на предприятии, помнит мельчайшие подробности производственных операций — и не просто помнит, а еще и вовремя спрашивает за сроки исполнения.

Было время, когда Яким Иванович в должности советника директора с блокнотом и карандашом в руках ходил по цехам завода, присматриваясь к людям, изучая производство. К моменту назначения на должность первого заместителя генерального директора Яким Иванович уже прекрасно знал, что такое завод. Это был год, когда на производство был поставлен опытный образец вертолета Ка-52. Сроки выполнения заказа были предельно сжатыми, а трудовой коллектив, после долгих лет вынужденного простоя, буквально разводил руками, не веря в успех.

И в этот момент Яким Иванович сыграл роль своеобразного локомотива, заражая своей неисчерпаемой энергией, вовлекая в производственную гонку все новых и новых энтузиастов. Он говорил: "Нашей армии нужны вертолеты!". Результат нам сейчас известен — к нужному сроку вертолет взлетел. Но тогда многие не понимали или не хотели понимать его стремление "взбодрить" коллектив, нацелить людей на результат.

Жизнь связал с авиацией

Яким Иванович Янаков родился в 1943 году в селе Гумбат Цалкского района Грузии. В Тбилиси, еще в годы учебы, он связал свою судьбу с небом — в январе 1961 года будущий авиационный генерал выполнил свой первый прыжок с парашютом.
Твердо решив посвятить себя авиации, Яким Янаков поступает в Ейское высшее авиационное училище летчиков. На самолете Як-18А, изготовленном на Арсеньевском "Прогрессе", молодой летчик начал свою авиационную карьеру. Много позже, уже будучи первым заместителем директора "Прогресса", Яким Иванович в шутку скажет, что как ни крути, а с "Прогрессом" он связан с юности…

В 1965 году он уже самостоятельно пилотирует новейший в те времена реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Почему упомянут этот самолет? Да потому, что учебно-боевого (двухместного) варианта этой машины не существовало. Научиться им управлять, овладеть особенностями пилотирования можно было только в воздухе, подвергая себя высокому риску. Поэтому полет на этом тяжелом скоростном самолете (без инструктора!) мог выполнить только по-настоящему смелый и грамотный летчик, способный совладать с собой в критической ситуации.

После отличного окончания училища молодой лейтенант Янаков в качестве летчика-инструктора остался обучать летному мастерству молодых курсантов. Позже в одном из интервью Яким Иванович скажет, что для него это стало настоящей школой жизни.

В 1972 году он заканчивает Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, после чего проходит службу на командных должностях: командир эскадрильи, командир учебного авиационного полка, начальник Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

В 1987 году Яким Иванович назначается первым заместителем командующего ВВС Приволжского военного округа, а в 1989 году переводится в столицу на должность заместителя начальника военно-учебных заведений ВВС. Будучи уже генералом, он не оставил летную практику — "крайний" самолет, который он освоил, был легендарный истребитель Су-27.

За время службы ему довелось освоить самолеты Як-18, МиГ-17, Л-29, Л-39, Су-7Б, Су-17, МиГ-21, МиГ-23МЛД, МиГ-29 и Су-27, налетав в общей сложности 4500 часов. Выполняя обязательную программу, он совершил 30 прыжков с парашютом. Удостоен почетного звания "Заслуженный летчик СССР", имеет ряд государственных наград. Кандидат военных наук.

Говорит Яким Иванович:

— Моя жизнь в авиации — с юношеских лет и до сегодняшнего дня. Всю жизнь был связан с небом, летал в армии, сейчас в производстве согреваю свою душу. Стараюсь что-то положительное сделать для отечественной авиации. Сейчас наша задача — восстановить ее. Авиационная наука не стоит на месте, авиастроение будет развиваться, будут строиться летательные аппараты, они будут летать. Надеюсь, что мы найдем в себе силы добиться возрождения авиации в России. Я прошел большой путь безаварийной летной работы. Любовь к небу осталась у меня навсегда!

До 1998 года генерал-лейтенант Яким Янаков возглавлял Управление высших учебных заведений ВВС России, продолжая, по возможности, летать.

С 1999 по 2003 год, если верить открытым источникам, генерал-лейтенант Янаков проработал в Эфиопии в должности главного советника командующего ВВС этой страны. Об этом периоде жизни Яким Иванович по понятным причинам не распространяется, но также известно, что в то время Эфиопия вела войну с Эритреей, и поставленные в Эфиопию истребители Су-27 отработали свои задачи на "отлично".

Личность неординарная

Практически все заводчане считают, что Яким Иванович — личность неординарная. Его энергии и работоспособности завидуют даже молодые специалисты и руководители. Так, года два назад на одном из совещаний встала начальник отдела кадров и сказала, что некоторые руководители завода игнорируют предоставленное им право на отпуск. Самым главным "нарушителем" оказался… Яким Иванович — у него накопилось что-то больше сотни дней отпуска. Первый заместитель улыбнулся и пообещал, что обязательно отгуляет положенные ему дни. А сам обернулся и тихо сказал соседу: "У нас график горит… как же я буду отдыхать?". В этом он и есть. Такое складывается впечатление, что Яким Иванович целенаправленно уклоняется от покоя… наверное, потому, что в покое нет покоя.

В авиации есть непреложное правило — когда из сборочного цеха выкатывают первый самолет или вертолет, в нем обязательно должен сидеть его создатель. И поэтому, когда в июне 2008 года из ворот цеха окончательной сборки выкатывали на летное поле первый предсерийный Ка-52, в нем по праву сидели два человека — директор по производству Вячеслав Кащаев и первый заместитель управляющего директора Яким Янаков.

Уважаемый Яким Иванович! Примите от всего коллектива авиакомпании "Прогресс" самые душевные поздравления! Желаем здоровья, неиссякаемой энергии, успехов и благополучия!

«Прогресс Приморья», № 24 (235) от 13.06.2013 г.

Алексей Суконкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно