|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
День памяти и скорби22 июня 1941 года – самая скорбная дата в многовековой истории нашей Родины. Ровно 72 года назад началась Великая Отечественная война. В этот день около четырех часов утра немецко-фашистские войска без объявления войны перешли границу Советского Союза, вероломно нарушив подписанный ранее Пакт о ненападении. Начался первый из 1418 дней самой страшной в истории человечества войны. Война принесла горе в каждый дом. Она унесла жизни почти 27 миллионов наших сограждан, погибших в боях и замученных в концлагерях, — мужей, отцов, братьев, сыновей и дочерей. Ценой нечеловеческих усилий и огромных, небывалых потерь наш народ сумел защитить свою Родину, свое право на свободу и независимость. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года – 8 июня 1996 года вышел указ первого президента РФ Бориса Ельцина, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. В этот день на территории Российской Федерации приспускаются государственные флаги. Всем учреждениям культуры, каналам телевидения и радиостанциям рекомендовано в этот день не включать в программу развлекательные мероприятия и передачи, а также рекламу. 22 июня отмечается в Белоруссии (официальное название "День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны") и на Украине ("День скорби и чествования памяти жертв войны"). В этот скорбный день мы вспоминаем всех, кому не было суждено вернуться с той великой войны. Помянем же павших защитников Брестской крепости, Минска и Киева, Смоленска и Орла, Севастополя и Керчи, столицы нашей Родины непокоренной Москвы и выстоявшего в суровой блокаде Ленинграда. Вспомним тех, кто сложил свои головы под Сталинградом и на Курской дуге, тех, кто не добрался до правого берега Днепра и погиб, освобождая Белоруссию и Прибалтику, тех, кто сбросил иго фашизма с растоптанной Гитлером Европы, водрузив Знамя Победы над поверженным Берлином. Вспомним всех поименно… Тихоокеанский рубежВеликая Отечественная война 1941-1945 годов носила широкомасштабный характер. Гитлеровская Германия вела наступательные бои на земле, в небе и на бескрайних морских просторах. Центральные районы СССР подвергались массированным атакам врага, Дальний Восток находился под постоянной угрозой нападения Японии, которая усиленно вооружалась и увеличивала свой численный состав, ожидая команды к открытию второго фронта. И вот тут немаловажную роль сыграли тыловые мероприятия, когда сначала на военные рельсы был переведен завод "Прогресс", а затем и создан завод "Аскольд" (1943 г.), который в короткие сроки освоил выпуск мин для фронта. Сегодня два градообразующих предприятия города Арсеньева являются надежными представителями Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Уместно вспомнить и танковую колонну "Приморский комсомолец", в память о которой во Владивостоке установлен легендарный танк Т-34. Если говорить о море и моряках, то здесь важную роль сыграло Дальневосточное морское пароходство. Мирные суда были в экстренном порядке оснащены корабельными пушками, зенитными установками, пулеметами и отправлены в далекие рейсы по ленд-лизу. Атакованные японскими самолетами, подводными лодками и торпедами, российские моряки-тихоокеанцы выстояли и после доставки грузов вернулись в порт приписки. Однако потери оказались значительными. Многие ленд-лизовцы так и остались в морской пучине. Именно в память о них установлен мемориальный комплекс в центре Владивостока. Новое поколение приморцев, изучая историю Великой Отечественной "тезисно", знает о ленд-лизе мало. И это притом, что живут в краю далеком, но нашенском дети и внуки тех погибших моряков. Поэтому нелишним будет привести такие исторические данные. По ленд-лизу — через океанО ленд-лизе в СССР сложилось устоявшееся мнение: из-за океана нам присылали тушенку, джипы да "Студебеккеры". Все остальное — так, по мелочи. Увы, все было иначе. Поскольку помощь "из-за океана" была не только крайне важна для Красной Армии, обескровленной и потерявшей в начале войны почти всю свою "материально-техническую часть", это был без преувеличения вопрос жизни и смерти. Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил, но осенью 1941 года, когда Советский Союз находился в тяжелом положении, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, трудностей могло быть больше. Напомним, что по официальным данным, к середине июля 1941 года были сожжены или захвачены до 6000 советских самолетов, 10000 танков, 60 тысяч автомобилей. А к декабрю того же года безвозвратные потери РККА составили 20,5 тысяч "единиц бронетехники", 17,9 тысяч самолетов, 101,1 тысячу орудий и минометов... Эта эпопея началась более 70 лет назад. Первый караван судов с грузом помощи пришел к нам 31 августа 1941 года из Великобритании. Это был так называемый вторичный ленд-лиз: англичане поделились с СССР тем, что им присылали американцы, кроме того, добавили еще и свою продукцию (с марта по декабрь 1941 г. США отправили для британских королевских ВВС в Египте 2400 самолетов, больше 1000 танков, свыше 13 000 грузовиков, тысячи тонн продовольствия, оборудования и материалов). Энтузиазм тогда на Британских островах царил небывалый: как только их жители поняли, что отныне угроза разрушительных бомбардировок стала значительно меньше, поскольку главный удар гитлеровских войск приняла на себя Россия, они готовы были поделиться с Советами буквально всем. Американцы подписали с Советским Союзом соглашение о ленд-лизе только в мае 1942-го. А до того красноармейцы получали английскую помощь — истребители "Харрикейн", танки "Валлентайн" и "Матильда" (они участвовали в битве за Москву), грузовики, мины, бомбы, каучук… Много было пожертвований от простых жителей. Например, в танках лежали "посылочки" для их будущих экипажей: шерстяные носки, варежки, коробки с печеньем… А в дула пушек бронированных машин предусмотрительные британцы упаковывали "нелегальный груз" для русских — запихивали туда бутылки виски и затыкали дула ветошью… Закон о ленд-лизе в Штатах приняли еще весной 1941-го, а всего в этом международном проекте участвовали 44 страны — те, кто давал, и те, кто получал: помимо Америки и СССР еще Канада, Австралия, Польша, Египет, Китай, Иран… Но почему именно кредит и аренда, а не продажа? Дело в том, что закон запрещал продавать оружие другим странам. Вот американцы и давали по принятому закону о ленд-лизе свое вооружение как бы "взаймы" тем странам, которые воевали против Гитлера и его союзников. Но после победы всю технику, которая уцелела, нужно было вернуть в Штаты. Ленд-лизовские грузы шли в Россию в основном морем — в Архангельск, во Владивосток, по Севморпути до Таймыра… Часть самолетов перегоняли с Аляски в Сибирь своим ходом, другие крылатые машины добирались еще более дальним путем: через Южную Америку, Африку и Иран. Общий объем поставок союзников для СССР потянул, как сейчас подсчитали, на 140 миллиардов долларов — в современном масштабе цен. Везли нам из Америки самую разнообразную технику и материалы. Порой совершенно неожиданные. К примеру…обычные металлические пуговицы для советской военной формы. На одной стороне, как и положено, звезда, серп и молот, а на обратной… название фирмы из Чикаго. Миллионы пар обуви в США изготовили специально по нашему крою — чтобы удобно было надевать на солдатские обмотки, принятые в Красной Армии. Для обеспечения поставок продовольствия по ленд-лизу американцы построили дополнительно несколько заводов, которые выпускали консервированные продукты: тушенку, сухое молоко, яичный порошок… А для наших разведчиков и десантников из Америки присылали калорийные рационы: брикеты "индейка в шоколаде" и даже "сало в шоколаде"! Много грузов было и из Канады — торпедные катера, вагоны, рельсы, теплая одежда, оружие… К примеру, в Сталинграде немалой популярностью пользовался канадский пистолет-пулемет "Томпсон". Понятно, что убойности ППШ и точности "Дегтяря" он не давал, но такой факт известен. К Владивостоку эпопея с ленд-лизом имеет самое прямое отношение. Хотя бы потому, что на первом этапе перемещение грузов из США осуществлялось исключительно через порты Дальнего Востока. Так, пять районов порта Владивосток могли принять под разгрузку до 15 пароходов. Еще до десяти транспортов могли встать под полную или частичную разгрузку в Нагаево, Находке и в Николаевске. А вот все остальные (Петропавловск, Посьет) требовали огромных дополнительных работ для подключения к общему транспортному узлу. Сложность заключалась в том, что Находка, Николаевск и Петропавловск не имели выхода к железной дороге. Работу порта Нагаево зимой должны были обслуживать ледоколы. Малые глубины Посьета не позволяли заходить океанским судам. Но самым большим недостатком этих портов была их удаленность от фронта. Сравнительно быстро доставленные в Россию грузы на две-три недели застревали на единственной Транссибирской железной дороге. Нельзя было не учитывать и отношений с Японией, особенно после ее присоединения к Тройственному пакту. Что, собственно, и решило судьбу этого маршрута — практически сразу после начала войны с Японией Америка отказалась от "дальневосточного пути". Дальнейшие поставки осуществлялись исключительно через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. А вот возвращались "студеры" и "валентайны" (согласно договору) "на родину" уже через Владивосток, где еще целые и рабочие машины для компактности и экономии места плющили и уже в таком виде грузили на суда. И все же это не вся история. До сего дня так и остается до конца не ясным вопрос — а насколько выгодным был этот "коммерческий проект" союзникам?! Да, в пределы СССР были поставлены миллионы тонн грузов (если точно — 17,5 млн т) на космическую сумму (к слову, сразу после войны поставленные в СССР грузы были оценены в $13,3 млрд, при том что стоимость всех промышленных предприятий США в 1939г., по оценке НКИД СССР, составляла около $50 млрд), но союзники взамен получали ослабление давления гитлеровцев на своем направлении. Другими словами, эта помощь нужна была Советскому Союзу ровно настолько, насколько союзники нуждались в "русском фронте". Так что ленд-лиз был нужен и тем, и другим. Памятью жив человекБорис Тимофеенко учится 11 классе школы №57 и хорошо помнит, как участвовал в городском краеведческом конкурсе "Приморье в годы Второй мировой войны". В 2010 году он только-только прикоснулся к ленд-лизу и с той поры всерьез заинтересовался этой темой. И не важно то, что он стал победителем конкурса, поразив жюри своим докладом "Дни войны и мира на Тихом океане", главное — в другом: подросток прикоснулся к памяти своих дедов, судьба которых сложилась по-разному, но объединило их одно — тихоокеанский ленд-лиз… Вот что писал тогда владивостокский школьник: "Почему меня заинтересовала тема войны на Тихом океане? Мой прадед, Евгений Васильевич Соколов, и двоюродный дед, Андрей Иосифович Матяш, были участниками военных событий. В нашей семье хранится несколько историй на данную тему: гибель п/х "Ильмень", на котором ходил мой прадед Евгений, рейсы п/х "Ильич" и "Двина", где служил 18-летним юношей дед Андрей, полет японского самолета-камикадзе над Владивостоком — детские воспоминания моей бабушки, и, наконец, мое участие в поисковой группе "Дни мира на Тихом океане". И мне захотелось подробнее узнать, почему и как началась и закончилась эта война. Курс Японии на войнуИюль 1940 года. Активное проведение политики военизации внутри страны и за её пределами. Факты: ликвидация политических партий; создание монархической организации "Ассоциация помощи трону"; разгром профсоюзов, рабочих и демократических организаций, в том числе "Содомэй" — японская федерация труда; японская экономика полностью подчинена интересам крупного государственного и монополистического капитала, т. е. интересам войны; проект "Великой восточно-азиатской сферы взаимного процветания" (под руководством Японии), притязания на экономическое господство в Китае, Индонезии, Таиланде, Малае, Бирме, на Филиппинах и др.Итог — 27 сентября 1940 г. подписан Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией. Япония на Тихом океане, Германия и Италия в Европе. Японо-американские отношенияОказание помощи Японии. Политика "подталкивания" японской агрессии на север. Притязания США на господство на Тихом океане. Соперничество. Затянувшиеся переговоры с Японией. (конец 1940 г., 9 мес.) Политика "умиротворения" агрессора. Готовность сотрудничать с Японией "против коммунизма в Китае" Итог — нападение военных сил Японии на Пёрл-Харбор, в/морская база США на Гавайских островах. Война с США. Апрель 1941 года — пакт о нейтралитете. Что повлияло? Сражения у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Сокрушительный удар Советской армии. Заключение сов.-германского договора о ненападении 23 августа1939 года. Расчет Японии на переброску сов. войск в связи с начавшейся войной с Германией. Квантунская армия, ее действия. Помощь союзников (ленд-лиз)Победил бы СССР в Великой Отечественной войне без американских поставок? Ответ Хьюьерта Ван Туула, автора книги "Корм для медведя: помощь США Советскому Союзу в 1941-1945 году" Опасные рейсы судов ДВ пароходстваКнига Г.А. Руднева "На морских дорогах войны". Признание Чарльза Локвуда в книге "Топи их всех". История гибели одного из судов ДВ пароходства "Ильмень", на котором был мой прадед — Соколов Евгений Васильевич. "…и военный помощник Е.В. Соколов…. попытались открыть дверь радиорубки, где находился начальник рации А.А. Спиров…". Воспоминания моего двоюродного деда о рейсах в 1941-42 годах… Решение Ялтинской конференции относительно Японии4— 11 февраля 1945 года — конференция глав правительств трех союзных во Второй мировой войне держав. Решение обустройства Европы после войны, среди которых и обязательство СССР через 2-3 месяца вступления в войну с Японией. Причины: постоянные факты нарушения границы между СССР и Китаем, действия японской военной авиации, связанные с нарушением границы; снабжение гитлеровской Германиии разведывательными данными экономического, политического, военного характера; создание препятствий советскому судоходству на Дальнем Востоке — задерживали, обстреливали и топили торговые суда. Численность Квантунской армии в 1942 году доведена до 1 100 000 чел. Советский Союз вынужден был держать на границе десятки дивизий. 26 июля 1945 года Потсдамская декларация США, Англии, Китая о безоговорочной капитуляции Японии. Последовал отказ. СССР объявил себя в состоянии войны с Японией с 9 августа 1945 года. Впервые в 2010 году прошли официальные торжества по поводу окончания второй мировой войны. По инициативе библиотеки им. И. У. Басаргина я вместе с нашим классом участвовал в марш-броске "Дни мира на Тихом океане". Презентация и комментарийБорис Тимофеенко — ученик 9-го класса в 2010 году участвовал в краевом конкурсе "Приморье в годы Второй мировой войны", занял первое место. Конкурс проходил в лицее №1. К этой теме Борис обращается неоднократно, два его прадеда участвовали в событиях войны. У Бориса есть мечта-пожелание организовать встречу правнуков тех, кто погиб или остался в живых. "В нашей семье традиция: 9 мая мы идем с цветами, как мы говорим, к "дедушкиному памятнику". И в 2013 году Борис не изменил себе. Накануне Дня памяти и скорби вместе с бабушкой Натальей Евгеньевной, членом СоюзМаш России, он посетил мемориальный комплекс моряков торгового флота, где на памятной плите изображен теплоход "Ильмень" и выбиты имена погибших моряков, оставивших свой след в истории отдельно взятой семьи, родного города, края и государства в целом. И очень важно, что в жизни Бориса Великая Отечественная война не просто "тезисное" прохождение материала, а знание истории своего прошлого, которое не затеряется в повседневной суете бытия. Оно будет надежно защищено и бережно передано следующему поколению. Поверьте, это не просто слова журналиста газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья" — это реалии сегодняшнего дня. Что не может не радовать, особенно в период, когда кто-то считает подрастающее поколение "Иванами, не помнящими родства". Поверьте, не всегда и не везде это так... «Прогресс Приморья», № 25 (236) от 20.06.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |