Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вторая жизнь российской авиации

"Были мы как-то в Чернышевке, где собираются любители сверхмалой авиации — планеристы и дельтапланеристы. Подходит к нам пацан лет десяти. Ну, я думаю, сейчас начнет расспрашивать о ТТД машин, "потолке", скорости… А он спрашивает: "Сколько такая штука весит?" И тут же поясняет: "Это же алюминий, его сейчас принимают очень дорого, сдать можно". Обычно люди смеются, но ведь это же смех сквозь слезы…"

Эту историю Анатолий Бортник рассказывает ровным голосом, без эмоций. Вот только даже в такой подаче звучит она в его устах горькой истиной, упреком. Тем, кто сумел в сравнительно короткий исторический период вытравить из молодых умов, казалось бы, вечные духовные ценности, заменив их на более осязаемые и сиюминутные. Такие понятия, как патриотизм, воспринимаются молодежью с искренним недоумением. Вот если бы перевести эту странную терминологию в долларовый эквивалент, может быть, тогда…

По счастью, подобные трансформации произошли не со всеми. И те немногие, кто не поддался разлагающему влиянию повсеместной коммерциализации, для кого понятия честь, совесть, долг (не кредитный!) — не пустой звук, пусть и в единичных экземплярах, но остались. Наверное, еще и потому, что меняться им поздно, да и не к лицу. Прожившие достойную жизнь, сумевшие сохранить себя и свои убеждения, они и на пенсии не хотят с безразличием наблюдать за тем, как рушится созданное, в том числе и их руками. А еще их тревожит будущее. Не свое, России!

Перестройка и последовавшая за ней разруха сломали привычный уклад жизни, сменили приоритеты, обесценили цели. Жертвой их стала и молодежь, потерявшая ориентиры, запутавшаяся в многочисленных сомнительных примерах "как жить", вынужденная ежедневно созерцать искаженную картину мира. Вот за нее-то, самую гибкую, легко восприимчивую и столь же легко поддающуюся влиянию часть населения, и болит душа у людей старшего поколения, бывших авиаторов. А еще — за неразумно разрушаемую и безоглядно выбрасываемую на помойку (в буквальном смысле) российскую авиацию. Объединить эти два направления, сохранив то и другое, поставить на службу воспитания подрастающего поколения отслужившие свой срок воздушные машины, стало целью, задачей и моральным обязательством этой группы людей, объединившихся в некоммерческое партнерство под неброским и недвусмысленным названием "Дальневосточный музей авиации".

Первые шаги…

"Из 77-летней истории "Прогресса", ныне лидирующего среди предприятий, входящих в состав ПРО СМР, 42 года на заводе существовал летно-транспортный отряд, — рассказывает непростую историю музея ветеран гражданской авиации, директор некоммерческого партнерства "Дальневосточный музей авиации" Анатолий Бортник. — Летчики отряда выполняли массу задач по доставке грузов, документации, пассажиров, комплектующих изделий. В общем, работали в интересах производства".

Отряд, к слову, был довольно большой — случались времена, когда численность "бортов" в авиапарке доходила до 9 единиц. Были среди машин отряда, помимо привычных Ли-2, Ан-14, Ту-134, Як-40, Ми-8 и "пчелки" Ан-14 и совершенно уникальные. К примеру, Ан-8, без преувеличения, из категории раритетных. Дело в том, что их всего-то было выпущено около 150 машин и на сегодняшний день в мире осталось не более четырех экземпляров.

В 2001 году, по экономическим соображениям, отряд ликвидировали. Но если ставшие ненужными люди худо-бедно как-то устраивались, то отслужившие свой срок машины остались абсолютно беззащитными, мгновенно превратившись в заводской мусор. Неудивительно, что их решено было просто разрезать на металлолом, чего церемониться-то?! Причем говорить о выгоде такой операции не приходилось, прибыль — копейки. Завод избавлялся от хлама таким вот радикальным образом. Бывшим летчикам, отдавшим авиации десятки лет, гордившимся своей профессией и своими самолетами, смотреть на этот разгром было больно.

"И тогда в 2003 году мы решили теми усилиями, какими располагаем, привлечь администрацию города и руководство завода к тому, чтобы не резать все машины, а оставить что-то на память, для потомков", — рассказывает стоявший у истоков музея авиации Анатолий Бортник, имеющий летный стаж более 30 лет. Идею создания такого музея разделили с ним и его коллеги-летчики — М. Сукач, А. Сезик,
В. Погорелов и В. Гордеев.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 31 (243) от 08.08.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно