|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Вторая жизнь российской авиацииНачало в номере за 8 августа Одним из немногих на тот момент, кто оказал серьезную поддержку, стал депутат ЗакСа Владимир Хмель, который сразу понял, какую пользу морально-этического характера принесет это дело обществу: ведь воспитание подрастающего поколения на базе такого музея, на достижениях предыдущих поколений может стать более эффективным. Откровенно говоря, много Хмель не успел (им всерьез заинтересовались компетентные органы, и он был вынужден уехать за границу), но сделал главное — дал импульс всему делу, которое имело все шансы тихо угаснуть без сторонней помощи. И она пришла. Что приятно отметить, было это не благотворительностью, ни сомнительным спонсорством или саморекламой. Все оказалось гораздо важнее, глубже и дальновиднее. "Спасибо Юрию Петровичу Денисенко, он — молодец! — продолжает свой рассказ Анатолий Бортник. — Он столкнулся с серьезной нехваткой кадров, а я как раз в это время ознакомил его с основными задачами музея: пропаганда и популяризация авиации, профессиональная ориентация. Признаемся себе, ведь пацаны по большому счету ничего не знают о профессиях, связанных с небом". Проблема, если совсем откровенно, гораздо шире. С нехваткой кадров в отдельных (по большей части, промышленных) сферах столкнулись уже не отдельные предприятия — российское государство в целом! Что говорить о профориентации, когда закрываются учебные заведения, хиреют некогда цветущие регионы, исчезают целые отрасли. И если государство еще только "раскачивается", заводам ждать некогда — работать завтра там будет, в буквальном смысле, некому. Поэтому и был проявлен столь повышенный интерес к проекту "старых" авиаторов — на реальных примерах, на самых настоящих самолетах показать ребятам, на чем летали авиаторы! А еще — проектировать, строить, "ставить на крыло" могучие машины. "И вот в 2006 году мы официально зарегистрировались, — вспоминает Анатолий Бортник. — Основными учредителями стали лидер ПРО СМР завод "Прогресс" (в лице Ю.П. Денисенко), а от ветеранов авиации — я. Меня же выбрали и директором партнерства, и позже переизбрали на новый срок". Чуть позже в музее появился и первый экспонат, красавец Як-40. Любопытно, что он прилетел на отведенную ему площадку… своим ходом. Откликнувшийся на просьбу "музейщиков" руководитель "ВладАвиа" Владимир Сайбель распорядился передать в распоряжение "партнерства" подошедший по срокам к списанию самолет. Но легендарная надежность советского авиапрома подтвердилась и на этот раз — самолет "добрался" до нового места дислокации и занял свое место на площадке. "Третий год на самолет "ходят" школьники, и я им о многом рассказываю, — говорит ветеран авиации Анатолий Бортник. — Да, с ними непросто. Меня предупреждали, что слушать они не будут. Так и случилось. Чем же их "взять"? Тогда я спрашиваю: "Кто из вас катается на велосипеде?" Лес рук. Так вот, говорю, на несколько порядков интереснее управлять самолетом. Тут и эмоции, и впечатления, и желание узнать больше. Вижу — заинтересовались…" Да и то сказать — самолет-то не нарисованный (как и стоящий рядом вертолет Ми-24, переданный музею "Прогрессом"). И рассказывает о нем настоящий Летчик. За плечами которого сотни тысяч километров небесных трасс, тысячи часов в небе. Рассказывает и водит экскурсии, к слову, совершенно бесплатно — этот пункт оговаривался отдельно, поскольку работа эта для директора "Дальневосточного музея авиации" — "моральный долг перед собой, своими товарищами". "Все выше, выше, и выше…"Слова известной песенки авиаторов…увы, не характеризуют дальнейшее продвижение проекта, поскольку несмотря на всемерную поддержку "Прогресса" и его исполнительного директора Юрия Денисенко, многое зависит от других обстоятельств. И хоть завод выделил площадку под стоянку будущих "экспонатов", хранит в "запасниках" ожидающие своего часа машины, на то, чтобы музей заработал в полную силу, требуются "живые деньги". И, надо признать, весьма ощутимые. "У нас в наличии на сегодняшний день десять единиц техники, — говорит директор некоммерческого партнерства "Дальневосточный музей авиации" Анатолий Бортник. — Стоят они в дальнем конце аэродрома. Чтобы их не стыдно было показывать, им требуется хотя бы косметический ремонт. Плюс, нужно довести до ума площадку, выделенную под стоянку самолетов". Сумма "на первое время", озвученная экономистами, — 20 миллионов рублей. Понятно, что взяться ей просто неоткуда. Завод — не частная лавочка, и при всем интересе к проекту финансировать его не в состоянии. Частные спонсоры отнюдь не стремятся вкладываться в будущее — им бы с настоящим разобраться. Единственным выходом для отцов-основателей музея могло бы стать включение в краевую программу. Такое изменение статуса позволило бы внести ясность в финансовую составляющую дела, вплотную заняться земляными работами, "косметикой" имеющихся машин и поисками новых. Кстати сказать, только настойчивость председателя (сумевшего "пробить" подписи "випов" под обращением в МО) дала возможность музею начать работу по "перетягиванию" в музей еще пяти машин — двух вертолетов (Ка-27 и Ка-29) и трех "отлетавших" истребителей (Су-27, МиГ-31, Су-24). Излишне говорить, что вся "пятерка" требует немалых вложений. Вот под эти-то цели деньги и нужны, под это благое и важное дело и просят у "казны" бывшие летчики. "Тут важно понять, что прибыль и польза от музея не материальная, она в большей степени морального плана, — говорит Анатолий Бортник. — Во-первых, это фундаментальная подготовка будущих кадров. А второе, что должно заинтересовать (и заинтересовало) — развитие логистической всесезонной составляющей Арсеньева. Гора у нас есть максимум четыре месяца, а остальное время привлечь город ничем не может. И музей может стать тем, что заставит к нам приезжать. Кстати, к нам уже третий год привозят школьников, в том числе и из Владивостока. Турбюро за эти два года людей повозили и о нас уже знают…" Во многом именно интерес в качестве "туристической жемчужины" Приморья подтолкнул к мысли участвовать "партнеров" в конкурсе инвестиционных проектов "Дальтур-2011". Результатом стал выход в финал и резолюция: "…проект заинтересовал членов жюри конкурса, внимательно изучен департаментом международного сотрудничества и туризма ПК и включен в перечень инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию объектов туристической инфраструктуры ПК". Увы, на этом радостные новости и закончились — в бюджете края денег на развитие "Музея авиации" не нашлось. И хоть разочарование от случившегося было велико, опускать руки еще рано. "Я сейчас опять составил обращение на имя губернатора и попросил уделить внимание нашему проекту, — рассказывает председатель некоммерческого партнерства "Дальневосточный музей авиации" Анатолий Бортник. — Если губернатор согласится придать статус краевой программы, то совместное финансирование с заводом позволит что-то сделать. Если не получится, остается одно — искать хорошего спонсора. И не здесь, в Москве. Но у меня на это уже нет ни сил, ни энергии. И главное — денег..." Надежда на положительный ответ губернатора сохраняется. Бывший ректор ДВФУ, член Союза машиностроителей России, сторонник развития промышленности Владимир Миклушевский не может не осознавать важность поставленной задачи — популяризация, привлечение внимания, развитие самодеятельного технического творчества у детей. Что, в свою очередь, приведет их в стены Инженерной школы, для которой "Музей авиации" не просто экскурсионная площадка, но и учебно-прикладная база для студентов авиастроительного факультета филиала ДВФУ. "Я понимаю, что большинству это не нужно, — говорит на прощание Анатолий Бортник. — Но я напоминаю взрослым, что этот проект имеет острую социальную направленность. Мы можем предложить ребенку какие-то иные ценности, кроме денег — развитие его внутреннего мира…" «Прогресс Приморья», № 32 (244) от 15.08.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |