Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В небе, на воде и на суше…

Авиация

Самый массовый вертолет

В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин, свыше 12 тысяч (около 8 тыс. в Казани и свыше 4 тыс. в Улан-Удэ), вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса. Знаменитая фирма "Сикорский" со своими многочисленными дочерними предприятиями построила полторы тысячи вертолетов S-61 "Си Кинг" и свыше двух тысяч S-70. Могущественная "Боинг" совместно с японскими компаниями выпустила только 740 вертолетов V-107 "Си Найт". Французы и китайцы построили всего-навсего 105 аппаратов "Супер Фрелон" SA-321. По количеству изготовленных машин Ми-8 уступают только легким (максимальная взлетная масса 5,5 т, масса конструкции 2,75 т) американским вертолетам типа "Белл" 204/205/212, которых было построено около 14 тысяч. Но по суммарной массе конструкции (произведение массы конструкции на число построенных машин), а также суммарной полезной нагрузке программа Ми-8 превосходит все известные вертолеты в истории мирового вертолетостроения. Это же можно сказать и о степени распространения Ми-8 в мире. В настоящее время практически уже нет страны, в которой бы не эксплуатировался бы знаменитый "летающий грузовик" Миля.

Самый мощный серийный авиатранспортник на планете

Военно-транспортный самолет Ан-124 имеет максимальный взлетный вес 405 т. при скорости более 800 км/ч. Чтобы самолет-гигант выдерживал нагрузку, пол в его грузовой кабине сделали из титанового сплава, а шасси снабдили 12 парами колес.

Самый большой грузовой самолет в мире


Самолет Ан-124, он же "Руслан" — самый большой грузовой самолет в мире. Сконструировано это воздушное судно грузоподъемностью 120 тонн в 1973 году. Размах крыла – 73 метра. В "Руслане" могут запросто разместиться четыре вертолета или целая рота солдат. Это воздушное судно служит для перевозки грузов и поставки гуманитарной помощи к местам стихийных бедствий. Ан-124 и его гражданская модификация Ан-124-100 до сих пор пользуются популярностью.

Рекорд дальности полета среднемагистрального самолета

Коллектив Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени Горбунова создал среднемагистральный самолет Ту-214 с рекордной дальностью полета свыше 10 тысяч километров. Ни один самолет аналогичного класса в мире не имеет такого показателя, дальность полета базовой модели 7200 км повышена в полтора раза. Причем рекордная дистанция достигнута на том же двигателе. Но не за счет снижения веса, а благодаря улучшенной аэродинамике. В конце марта 2011 года первый Ту-214 новой модификации передан государственной авиакомпании "Россия".

Самый мощный и высокотехнологичный истребитель

Истребитель пятого поколения Е-50 обладает свойствами малозаметности, развивает крейсерскую сверхзвуковую скорость 2,2 Маха при дальности полета 2000 км, высокую интеграцию систем управления. В пушечное вооружение входит
30 мм пушка (модернизированная ГШ-301), имеет десять точек подвески в закрытых бомбоотсеках и возможность установки пилонов внешней подвески с увеличением ЭПР. Максимальная высота полета истребителя 20 тыс. м, максимальная взлетная масса 37 т.

Самый быстрый в мире боевой самолет

Истребитель "Микоян МИГ-25" способен перемещаться в пространстве со скоростью 3,3 Маха (т.е. в 3,2 раза выше скорости звука), что равняется 3395 км/ч. МИГ-25 – это высотный перехватчик, набирающий высоту 35 тыс. м за 4 минуты.

Самый тяжелый в мире действующий бомбардировщик

Бомбардировщик "Туполев Ту-160 Блекджек" имеет максимальный стартовый вес 275 т и достигает максимальной скорости 2,05 Маха (2200 км/ч).

Флот

Самый крупный в мире боевой корабль на воздушной подушке

Ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239, или "Самум", предназначен для нанесения ракетных ударов по кораблям противника. По своим характеристикам он не имеет аналогов в мире. Располагая водоизмещением свыше 1000 тонн, этот корабль способен развивать крейсерскую скорость до 100 км/ч. Корабль имеет на вооружении восемь ракет типа "Москит", предназначенных для нанесения молниеносных ударов по морским и береговым целям. Среди средств, предназначенных для отражения нападения противника, выделяются 20 зенитных управляемых ракет комплекса "Оса", универсальная артиллерийская установка, скорострельный пулемет и комплекс постановки помех. "Самум" имеет полностью алюминиевый корпус. Несмотря на относительную легкость, он отличается высокой мореходностью – до 8 баллов. Корабль может действовать автономно до 10 суток. Дальность его плавания на одной заправке топливом составляет 2500 миль. Экипаж корабля насчитывает 68 человек.

Самый большой боевой корабль России

Авианосец "Адмирал Кузнецов" разработан в Невском проектно-конструкторском бюро. Полное водоизмещение авианосца составляет 67500 т при длине корпуса в 305 м, осадке 11 м и ширине полетной палубы 72 м. Судовая энергетическая установка в 200 тыс. л.с. позволяет развивать скорость в 29 узлов при дальности плавания в 8 тыс. миль.  Экипаж в 1960 человек обслуживает авиагруппу из 52 самолетов и вертолетов, а также многочисленное бортовое вооружение.

Самые большие в мире ракетные крейсеры

Атомные ракетные крейсеры типа "Адмирал Ушаков" имеют длину корпуса 252 м, ширину – 28 м, осадку – 11 м. Полное водоизмещение — 24300 тонн. Имея ядерную энергетическую установку мощностью 140 тыс. л.с., крейсер при неограниченной дальности плавания развивает скорость до 31 узла.

Самое выносливое спасательное подводное судно

Уникальное спасательное водолазное судно ВМ-569 для глубоководных работ проекта 11980, разработанное ЦКБ "Алмаз" и построенное Рыбинским судостроительным заводом получил в июле Северный флот России. Оно способно погружаться на глубину до 300 метров. Судно укомплектовано телеуправляемыми аппаратами, специальной системой связи с водолазами, оборудованием для подводой сварки и резки, а также спецсредствами для размыва грунта. Мощность главных двигателей составляет 150 л.с. Судно способно находиться в автономном плавании до 10 суток и выдерживать шторм до 5 баллов.

Самые быстрые в мире подводные лодки

Российские субмарины класса "Альфа" развивают максимальную скорость 45 узлов (83,4 км/ч). Благодаря использованию титанового сплава эти лодки спосбны погружаться на глубину до 762 метров.

Самая бесшумная в мире подводная лодка

Не имеющая аналогов в мире подводная лодка, построенная в Санкт-Петербурге и разработанная в ЦКБ МТ "Рубин", — гордость генерального конструктора Игоря Спасского. Субмарину, названную в честь "северной столицы" "Санкт-Петербург", услышать во время ее движения под водой практически невозможно. Она имеет прочный корпус из сплава принципиально новой марки и новую энергетическую установку. Боевая система позволяет наносить удар сразу по нескольким целям. Подводную лодку уже окрестили универсальным морским охотником. Ее заложили в честь 300-летия российского флота, а спустили на воду в год 300-летия верфи, основанной еще Петром Великим.

Самые большие в мире подводные лодки

Атомные ракетоносцы типа "Тайфун" спроектированы Ленинградским Центральным конструкторским бюро "Рубин". Длина их корпуса составляет 172,8 м, ширина — 23,3 м. Судно энергетической мощностью 100 тысяч л.с. развивает скорость до 13 узлов в надводном положении и 27 — в подводном. Внутри такой субмарины есть не только жилые и служебные помещения, но и зубоврачебный кабинет, тренажерный зал, сауна и даже плавательный бассейн.

Самый быстроходный в мире катер

Российский катер "Гарпун" развивает крейсерский ход до 110 км/ч. Разгоняясь, судно буквально выныривает из воды: площадь соприкосновения с поверхностью – всего пара метров! В подводной части корпуса выдвигаются своеобразные закрылки, которые и поднимают катер над водой. Закрылками управляет компьютер, соединенный с датчиками на корпусе. Катер создан в конструкторском бюро "Агат" холдинга "Сухой", где проектируются знаменитые истребители. Оригинальная система умирения качки позволяет суденышку длинной всего 19 метров в трехбалльный шторм идти как по штилевому морю. Алюминиевый корпус сделан вместо стального. Электронный автопилот способен поспорить в мастерстве с самым опытным рулевым.

Не трудно заметить, что среди рекордсменов, попавших на страницы книги "Россия. Рекорды и достижения", немало предприятий, входящих в Союз машиностроителей России. Заметим, что в Приморском крае тоже есть заводы, чьи рекорды могли бы быть зафиксированы в книге. И на первом месте, без сомнения, стоит, конечно же, лидер ПРО СМР ОАО ААК "Прогресс", чей вертолет Ка-52 "Аллигатор"  поразил наблюдателей своей неповторимой маневренностью во Франции в Ле Бурже.

«Прогресс Приморья», № 33 (245) от 22.08.2013 г.

Подготовил Леонид Соболев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно