Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Полвека у станка

Из своих 72 лет пятьдесят он проработал слесарем-сборщиком летательных аппаратов в авиационной компании "Прогресс". За эти годы успел не только поставить многие трудовые рекорды и неоднократно побить их, но и подготовить себе достойную смену. Имя Валерия Романюка занесено на главную Доску почета машиностроителей страны в Галерее трудовой славы России, а также Зала трудовой славы Союза машиностроителей России.

"Цех у нас механосборочный, здесь изготавливаются детали и узлы на все изделия, которые выпускает завод. Самое основное, что делает наш цех по вертолету Ка-52, — это все узлы и сборки системы его управления. А на вертолете это самая ответственная часть. Непосредственно собирает агрегаты Валерий Романюк, он у нас ведущий слесарь-сборщик летательных аппаратов. Все самые сложные узлы на управлении вертолета делаются под его руководством. Он хоть и в возрасте, но в случае производственной необходимости находится на рабочем месте и по выходным, а если нужно — и сверхурочно работает. Имеет личное клеймо качества", — рассказывает начальник механического цеха Олег Герман.

Он получил такое назначение в 34 года, став одним из самых молодых начальников на ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина". Это, в общем-то, всероссийская тенденция — давать дорогу молодым и умелым, не забывая при этом об опыте старшего поколения.

В ноябре этого года исполнится ровно пятьдесят лет, как Валерий Романюк встал у станка на свой сборочный участок. С тех пор, впрочем, этот участок мало изменился, как мало изменился и сам Романюк, который считает, что основная работа его жизни — еще впереди.
С первых дней он понял, что в его работе главное — точность, что слесарей бывает много, но вот личность среди них видно сразу. "Личность — это тот, кому все дается, потому что он во все вникает, никакой работы не сторонится, берется за новое и всего достигает своим умом, своей напористостью. А есть подражатели — как показали, так и сделают, на самостоятельное мышление не способны", — говорит Валерий Романюк. За годы работы он много видел, и уже десятки лет сам наставляет других.

Рядом с его участком за столом сидит другая легенда "Прогресса" — Сергей Мельников. Один из лучших производственных мастеров авиационной компании, тоже ветеран труда, проработавший в цехе, как он сам говорит, уже тридцать лет "с гаком". Правда, "гак" этот совсем не маленький — почти 12 лет.

"Мы с ним еще запуск в серию вертолета Ми-24 начинали, всю жизнь рядом, в этой группе", — с теп-лой улыбкой отзывается о друге герой нашей публикации. А вот к ним торопится председатель цехового комитета профсоюза, начальник бюро труда и заработной платы механического цеха Галина Позднякова. Она — тоже ветеран труда, работает на заводе "Прогресс" уже 40 лет. "Мы гордимся, что работник именно нашего цеха представлен в Галерее трудовой славы России.

Романюк пользуется уважением в коллективе, за предприятие болеет душой. В трудные времена, когда мы были вынуждены переводить рабочих на более низкую оплату труда, он с пониманием относился к заводским проблемам. Всегда работал с высокой отдачей. На сборке самое главное — качество продукции. И он его обеспечивает. Представьте: детали собираются в один агрегат, каждая из них должна идеально подойти, чтобы этот агрегат работал надежно. Если детали сделаны качественно, Романюк собирает их по сборочному чертежу. Это очень сложно", — рассказывает она.

В цехе сильная профсоюзная организация, Романюк является членом дисциплинарной комиссии, и к этой работе подходит ответственно, не просто сидит "для массовости", как отметила Галина Позднякова, а занимается воспитательной работой. Вот и его нынешний ученик, Леша, обещает стать перспективным сборщиком.

"Когда он пришел, я ему сразу сказал: "Леша, работай своей головой, разбирайся в чертежах, технологиях. Не надо вопросов: "как делать здесь, что делать там". Разбирайся сам, а где трудно, непонятно — подойди и посоветуйся. Только самостоятельно вникнув в дело, можно понять, что и как работает, чтобы добыть знания и опыт", — отметил мастер. Своих учеников он фактически сразу зачисляет в категорию слесарей-сборщиков: хотя и молодых, но по-настоящему рабочих, без периода профессионального младенчества. И такая методика дает свои плоды. "В 2012 году цех свои производственные задачи успешно выполнил. Объем продукции по всем позициям выполнен на 102% при увеличении объемов производства, по сравнению с предыдущим годом, практически в два раза. И это несмотря на огромный объем номенклатуры — 15 тысяч наименований различных деталей", — рассказывает начальник механического цеха Олег Герман.

Все это стало возможным благодаря слаженной работе профессионалов — свыше трехсот мастеров и рабочих, многих из которых подготовил Романюк. Впрочем, сам мастер своей заслуги в этом не видит, а списывает все на эволюцию. "Ведь эволюция на производстве — вещь такая же естественная, как и в природе", — замечает он.

В будущее своего родного предприятия он смотрит с оптимизмом. Скоро пойдет новая модификация вертолета — морской вариант. Начнется серийное производство. Работы будет больше, и не терпится посмотреть, что будет представлять собой новая модификация.

Освоение — это всегда самое интересное и насыщенное время. Так что 50 лет трудового стажа, похоже, действительно, — не срок. И впереди у Романюка, как и у всех авиастроителей, самый расцвет!

Из личной карточки Валерия Романюка

"...родился 5 марта 1941 года, слесарь-сборщик летательных аппаратов 6 разряда. Непрерывный трудовой стаж на данном предприятии с 29 ноября 1963 года. В 1978 году награжден орденом Трудовой Славы 3 степени, в 1974 – 1976 годах присваивались нагрудные Знаки победителя социалистического соревнования. В 1980 году присвоено звание "Отличник качества Министерства авиационной промышленности".

От редакции
При подготовке материала о Валерии Романюке использованы тексты и фотоиллюстрации специального выпуска бюллетеня Союза машиностроителей России №8, август, 2013

«Прогресс Приморья», № 37 (249) от 19.09.2013 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно