Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Как подготовить материаловеда?

В понедельник, 16 сентября, в Ганновере открылась международная выставка металлообрабатывающего оборудования "EMO HANNOVER".

Неизменно привлекающая широкую мировую аудиторию, выставка, без преувеличения, считается событием № 1 в мире машиностроительных выставочных мероприятий. Об уровне говорит тот факт, что,  например, в 2011 году выставка EMO Hannover привлекла около 140 000 посетителей из более чем 100 стран мира. Главные участники выставки —  изготовители металлообрабатывающего оборудования со всего мира.

Компании с мировыми именами в очередной раз имеют возможность подтвердить свою силу и инновационную мощь. Высококвалифицированные специалисты из разных стран могут посмотреть здесь весь спектр металлообрабатывающего оборудования, и в первую очередь — станки, производственные системы, средства автоматизации потоков материалов, компьютерную технику, электронное оборудование и комплектующие промышленного назначения. Именно то, с чем в ближайшем будущем придется работать выпускникам Инженерной школы ДВФУ. Тем, кто придет на промышленные предприятия, кто станет ковать "щит и меч" России.

Насколько крепкими, надежными и эффективными окажутся эти оборонные "инструменты", зависит и от материалов, из которых они будут "выкованы". Но готовы ли молодые "кузнецы" к решению грядущих непростых задач? Об этом и шел разговор корреспондента газеты ПРО СМР  "Прогресс Приморья" с заведующим кафедрой "Материаловедение и технология материалов" ДВФУ, доктором технических наук, профессором Юлбарсом Набиевичем Мансуровым.

— Каковы основные принципы подготовки специалистов вашего профиля?

— Сразу скажу: обеспечивать качество специалистов возможно только в том случае, если специалист получает фундаментальное образование, которое в процессе обучения в вузе, увы, не получается. Поскольку, кроме научной составляющей, нужна и производственная. И тут без связи с предприятиями не обойтись.

— Как тут быть?

— Обратите внимание: любая технология, любой процесс без хороших материалов невозможен. Это очевидно. Но почему-то люди этого не понимают… Как пример, в этом году нет ни одного набора на кафедру "Материаловедение и технология материалов". А ведь это основа основ! Я был в Арсеньеве, на ведущих союзмашевских предприятиях "Прогресс" и "Аскольд", посмотрел, как работают заводы, изучил тип проблем и понял, что материаловеды очень востребованы, и их нужно готовить тщательно. При хорошей материально-технической базе кафедры и хорошей фундаментальной подготовке выпускаемого специалиста это очень возможно. Почему я уверен, что они востребованы? Возьмем конкретное предприятие – "Прогресс". Здесь сегодня выпускаются новые машины, в планах — выпуск еще более современных – предприятие развивается стремительно. Закуплено импортное оборудование, сюда для решения проблем приглашают иностранных специалистов. Я не говорю, что это плохо, но при мне сидит французский специалист и смотрит структуру материала. А ведь это же позволяет расшифровать технологию его изготовления… И в то же время есть множество российских ученых, специалистов в этой области, которые готовы решать все насущные вопросы. Но почему-то на заводы приглашают иностранцев и платят им большие деньги. А ведь проблемы можно решать здесь, на месте, собственными силами. И решив их, обеспечить новые рабочие места.

— Вероятно, есть причины, что вопрос с материаловедами решается именно так?

— Я понимаю, что в России есть монополист, но, может быть, пришла пора поменять правила игры? Чтобы не только через ВИАМ искать пути выхода из кадрового лабиринта, а обращаться в какую-то другую организацию. В тот же ДВФУ, который и создан для того чтобы развивать экономику края. Причем развивать не на голом месте. Ведь известно, что в край пошли денежные потоки, всевозможные ресурсы, планируется активно расширять производство. На том же "Прогрессе" планируется выпускать по 245 тонн литья магниевых сплавов, значит,  создается новое производство, а с ним –  и рабочие места.  В частности, для специалистов-материаловедов, которые знают, как лить, плавить, обрабатывать и готовить. И обратная ситуация. ДВФУ готов сегодня все эти  проблемы решать. На сегодняшний день в университете сложилась благоприятная ситуация по причине того, что кафедры "Технология сварочного производства", "Технологии промышленного производства", "Материаловедение и технология материалов" создают научно-производственный комплекс (НПК). Для того чтобы одновременно шел и образовательный процесс, и работа на промышленном производстве. Совершенно понятно: чтобы готовить материаловедов, нужна экспериментальная база кафедры. Потому что материаловедение (неважно, металлы или неметаллы) невозможно изучать вслепую, необходимо  "пощупать" все это руками, провести эксперимент, поменять режимы и посмотреть, что же из этого получится. Но для этого материальную базу необходимо осовременить, привести к требованиям сегодняшнего дня. В результате пока мы выпускаем специалистов не того уровня и не того качества. И мы свой грех понимаем. Поскольку теорию мы даем, а вот практика (разработка новых сплавов, улучшение свойств, оптимизация технологии обработки и изготовления деталей) невозможна без материально-технической базы.

— Насколько учебная база отстала от промышленности? Может, современное состояние оборудования существующих предприятий как раз и соответствует уровню подготовки выпускников?

— Не соглашусь. К примеру, "Прогресс" имеет отличную итальянскую линию. Они готовят прекрасную оснастку, в том числе и на полимерной основе. Но при таком количестве оснасток производство становится материалоемким. И здесь, видимо, возникает необходимость подумать о том, как использовать эту оснастку более рационально.Если взять нашу кафедру материаловедения, мы не можем ни изготовить полимерную оснастку, ни показать студенту, как это делается, ни продемонстрировать современное литье (к примеру, в вакууме). Или взять термическую обработку. Чтобы проводить качественную термическую обработку (которая обеспечивает структуру), нужны хорошие печи, с широким диапазоном температур. Которых у нас, увы,  тоже нет.

— Не "просядете" за тот год, что не будет студентов-первокурсников?

— Сегодня на кафедре мы еще имеем дополнительный людской резерв, и год продержимся. Но через год мы просто обязаны начать прием. И процесс этот должен быть непрерывным. Если я готовлю аспиранта, который занимается кандидатской диссертацией, у него должен быть последователь в виде магистранта, который бы готовил "кусок" кандидатской. У магистранта должен быть специалист (бакалавр), кто готовит аналитику по этой же, единой, тематике. Чтобы эта система работала, перерыв в наборе абитуриентов на первый курс – нежелательный фактор. Но этот год ни на что не может повлиять. Более того, я надеюсь, что в этом году  мы выправим свою материально-техническую базу.

— Поговорим о качестве обучения. Дайте, пожалуйста, оценку абитуриентам и выпускникам. Каков уровень подготовки тех и других?

— Основной дисциплиной при поступлении на инженерные специальности является физика. И мне совершенно непонятно, почему средние школы не дают необходимый уровень знаний по этому предмету. Соответственно, физика снижает планку по ЕГЭ, и готовить инженеров в этом случае сложно. Мы пошли на вариант усиления подготовки по физике в вузе. И если сопоставить абитуриента и выпускника, то я могу гарантировать качество знаний.

— Существуют ли проблемы с набором?

— Конечно, существуют, и факторов такого положения множество. Самый главный, который меня удивил, состоит в том, что ни один технический вуз региона не уменьшил план набора. А вот ДВФУ отчего-то уменьшил, и именно в Инженерную школу. И это при том, что экономика требует инженерные кадры! Понятно, что в этом случае придется регулировать отношения между кафедрами, и тогда обязательно будут недовольные. Вторая сложность состоит в самой системе набора. Я бы предложил ее изменить и набирать не на кафедру "Материаловедение и технология материалов" или направление "Нефтегазовое дело", а зачислить просто определенное количество студентов на первый курс. Поскольку вступительные экзамены (если говорить по старинке) одни и те же. А вот уже в процессе изучения фундаментальных дисциплин устроить "рынок" для кафедр: кто уговорит, кто сумеет объяснить, кто сумеет заинтересовать. Ситуация переломилась бы в корне! Ведь абитуриенты не ориентируются в направлениях, кафедрах, дисциплинах. Ему хочется, к примеру, освоить нефтегазовое дело  (что объяснимо), но он не понимает того,  что по окончании вуза он может попасть в какие-то отдаленные места и такие неуютные условия… А вот в процессе, когда будет прослушан  курс "Введение в специальность", представится реальная картина. И совсем хорошо, если бы этот курс читали профессионалы, и никто другой. Поскольку они посвятили этому делу жизнь, много увидели и могут об этом доходчиво рассказать. Сегодня информация, посредством тех же коммуникаторов, в молодежной среде распространяется мгновенно. И если школьники узнают, что здесь преподавание на уровне, они будут выбирать наш университет. И значит, не будут уезжать.

— Вопрос напрашивается сам собой: что в будущем ждет ваших выпускников?

— Сказать, что их ждет большое будущее, — значит покривить душой. Но перспектива в крае для них хорошая. Ведь что такое выпускник? Это, условно говоря, "товар", который должен быть востребован рынком. Рынок развивается, вместе с ним развивается экономика края. Примером тому может служить тот факт, что две корейские и одна китайская компании готовы инвестировать в промышленное производство, ориентированное на переработку металлолома. Плюс создаются новые предприятия по литью цветных металлов, к примеру, на территории лидера ПРО СМР ОАО ААК "Прогресс". То есть рынок формируется, пусть и не очень быстро. Но любую работу на этих и других предприятиях делает человек, а значит, выпускники будут востребованы рынком. И уже сегодня выпускникам-отличникам представители наших предприятий (в частности, ДЦСС, "Соллерс") вручают приглашения на работу. Это — начало процесса, когда промышленность просит специалистов определенного, нужного ей, направления.

— Вы ищите новые формы работы и с предприятиями, и с потенциальными студентами?

— Конечно. Один такой вариант мы сейчас прорабатываем с "Прогрессом" и "Аскольдом". В Арсеньеве есть средние специальные учебные заведения. Давайте готовить там целенаправленно специалистов, которых бы вы запланировали себе на много лет вперед. Ведь в СССР было так: окончил вуз  — и по распределению поехал туда, куда направили. Сегодня этот механизм не работает. Что делать? Пример правильного отношения к вопросу демонстрирует "Прогресс". Они говорят: "Вот 13 молодых людей готовы получить магистерское образование по тем направлениям, которые нам нужны. Вы сможете нам их подготовить?". Я сегодня же готов! Потому что у меня есть соглашение с национальным исследовательским технологическим университетом (МИСИС), и я готов направить студентов туда, они, в свою очередь, готовы приезжать сюда, и мы все готовы читать в Арсеньеве нужные дисциплины. И зачем в этом случае специально для Арсеньева направлять людей, к примеру, из Находки, когда необходимые молодые люди уже есть непосредственно у них? Может, лучше к ним процесс приблизить? В этом случае нужно быстрее решать вопрос с созданием базовой кафедры непосредственно на предприятии. Возможно,  научно-производственного и научного комплекса, который бы "говорил", какой специалист нужен.

— Вы, скажем так, отслеживаете дальнейший путь своих выпускников? Каковы основные "сценарии" их дальнейшей трудовой биографии?

— Что касается материаловедов и технологов, их ждет тот же "Прогресс". Вроде бы неплохие перспективы в ДЦСС: компания развивается. Но опять же – перспективы… И потому приходится признать: сегодня на производство идут считанные единицы. И я скажу почему. Те, кто может и хочет работать,  уезжают на Запад — несмотря на повышенную востребованность здесь, условия пока лучше там. Они, кстати, уезжают и в Китай. Я знаю выпускников, кто изучал, помимо технических дисциплин, китайский язык. Все для того, чтобы по окончании уехать туда, благо наш диплом это позволяет.

— Картина, нарисованная вами, лишена дежурного оптимизма. Получается, несмотря на то что вроде производство расширяется, число студентов сокращается. Что же делать?

— Мне пока и самому не понятно, почему при такой острой востребованности инженеров сокращается набор. Думаю, показателен пример, когда главный технолог одного из предприятий на вопрос, как определить точность изготовления детали, очень уверенно… говорил не по теме. Если мы сегодня доходим до того, что в промышленном производстве планка исполнителей падает, то как-то грустно думать о том, что же будет дальше. И все же необходимо  обновить материально-техническую базу университета, поскольку без нее практические навыки мы дать будущему инженеру не сможем. И завтра начнут страдать предприятия.

«Прогресс Приморья», № 37 (249) от 19.09.2013 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно