Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Один из союзмашевской обоймы

В семье приморских машиностроителей — именинник! Одному из самых "молодых" промышленных предприятий нашего края, объединенных под знаменем Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, прославленному заводу "Варяг" скоро исполнится 40 лет. Накануне дня рождения предприятия газета машиностроителей "Прогресс Приморья" организовала ряд публикаций, посвященных главному достоянию — людям "Варяга". Герои зарисовок и интервью — наши современники, старше или младше, но все — работники машиностроительного предприятия с таким гордым и звучным названием "Варяг". И этим все сказано.

Человеческий подход

В отличие от многих "старожилов" предприятия, Виталий Ионович Алешин пришел на завод уже сложившимся человеком. Наверное, потому и причины, побудившие его отдать предпочтение именно "Варягу", были далекими от романтических устремлений более молодых инженеров.

"Раньше работал в экспедициях, потом приехал во Владивосток и пошел на этот завод. Почему именно сюда? Прочитал объявление и узнал, что завод обеспечивает жильем. В то время устроиться на предприятие было просто, людей требовалось очень много, шло развитие".

Инженер-конструктор Алешин сходу включается в работу, которой тогда хватало. Завод (тогда еще не "Варяг") только-только искал свою нишу, "настраивал" серийное производство. По этой причине выпускал лишь опытные образцы по чертежам и схемам, присланным из "центра". Надо ли говорить, что ленинградские специалисты не всегда могли учесть все нюансы далекого — по географическим меркам — завода. И трудились не покладая рук конструкторы будущего "Варяга" над доработкой полученных документов. Искали ошибки, вносили изменения, давали рекомендации. Поэтому были частыми поездки в Ленинград (сегодня — Санкт-Петербург) с целью поиска, доказательств и утверждений приемлемых решений.

"Было непросто, — признает Виталий Ионович. — И хоть все было сделано грамотно, кое-что приходилось доделывать-додумывать. Под себя, под специфику нашего завода…"

Перспективного и толкового инженера заметили. Назначение начальником бюро новой техники прибавило не только статуса и зарплаты, но и забот. Как раз в то время на "Варяге" происходило внедрение робототехники, встраивание ее в технологический процесс. На отдел Алешина легла ответственная задача — закупать (читай — доставать, выбивать) новую технику и внедрять ее в производство. А значит, уже не просто сидеть в бюро, разбираясь в тонкостях функционирования того или иного станка или агрегата, но ездить по стране, смотреть, выбирать, договариваться… И проблем в этом деле хватало!

"Станки устанавливали тогда свои, отечественные, — рассказывает Виталий Ионович. — Но основное оборудование, станки с ЧПУ, закупали за границей — в Италии, Германии, Японии. Качество наших станков было намного ниже зарубежных — точность не та. Но что делать, подстраивали процессы под те параметры, что у них были. В то время внедрение новой техники было политикой государства — необходимо был поднимать технический уровень предприятия. А вот как это происходило на практике — отдельный разговор. Обычно — только на бумаге. Станок приходит, мы как будто внедряем — подключаем, начинаем работать. И отсылаем ребятам из центра отчет — уровень поднялся на столько и на столько. В общем, советский способ "повышения".

Наверное, еще и из-за "совкого" подхода к делу Алешин оставляет начальственное кресло и уходит в рядовые конструкторы-технологи. Сам объясняет просто — там была реальная работа. Написание техпроцессов для изготовления той или иной детали — дело не простое, требующее досконального знания производства. Но даже приобретенные навыки, наработанный опыт помогали не всегда. Как нередко бывает, реальная жизнь плохо укладывалась в "прокрустово ложе" чистой теории. Романтика созидания нередко подменялась обычной рутинной работой, выполняя которую приходилось постоянно учиться.

"Сказать, что мы были великие профи, нельзя, — спокойно рассказывает о том времени Виталий Алешин. — Никогда не будет все понятно. Естественно, приходилось что-то додумывать, домысливать из того, что не было написано и учтено сотрудниками научных институтов. Они пишут теорию, а мы на месте дорабатываем под практику. Процесс отнюдь не творческий — обычная, местами рутинная работа. Но производство технологам нужно было знать досконально. На заводе ведь и литье, и штамповка, и механообработка, и малярка, и гальваника. И по каждому направлению свои технологии".

По счастью, СССР отличался стабильностью во всем, в том числе и в производстве. Технологии менялись нечасто. Но вот учитывать все вносимые изменения, своевременно реагировать на них, корректировать производственный процесс — работа тоже не для каждого.

Но Алешин справлялся. И, может, остался бы в этом качестве и поныне, если бы не пришла она — перестройка!

О том "черном" времени на предприятиях оборонного комплекса вспоминают неохотно. Да и то сказать — за год-два рухнуло все, что создавалось десятилетиями. Резко упали объемы производства, зарплату не платили месяцами, исчезла такая привычная уверенность в завтрашнем дне. Можно ли упрекать людей за то, что стали уходить с предприятия? Но Алешин остался.

"Может, ушел бы и я, — признается он. — Но поузнавал, пообщался — ситуация везде одинаковая. И я остался. Все же привык (работал-то долго), да и чего искать-то?!".

Действительно, искать было нечего. Специалисты его профиля и уровня были не нужны. А "купи-продай" для глубоко советского человека было совершенно неприемлемо. Но жить как-то было нужно, и Алешин, как и многие из советской технической элиты…пошел в грузчики. Понятно, что в свободное от "работы" время. И вот так тогда жили многие, поскольку завод жил лишь волей его руководителя.

"Трудно было — завод стоял порядка десяти лет, но потом потихоньку стали подниматься, — говорит Виталий Ионович. — И тут спасибо Евгению Николаевичу — директор предприятие удержал. Может, был бы другой руководитель, и не выжили бы. А так поднимаемся потихоньку. Конечно, медленно, но уже чувствуется, уже видно. Сегодня уже закупаем новое оборудование, заказы появляются, надеемся, будет легче".

Но сделать еще нужно очень много. За годы простоя устарело оборудование, обветшали здания, прохудились коммуникации. Все требует заботы, ремонта, а то и замены. Кое-что из этого ложится сегодня на плечи Виталия Алешина. Ведущий инженер отдела управления имуществом ОАО "Варяг" Виталий Ионович Алешин к своему делу относится серьезно. О том, что предстоит сделать, рассказывает деловито и основательно. Все же конструктор в нем живет и поныне, хоть он сам и отрицает сугубо технический подход. На вопрос "вы на вещи смотрите как конструктор или как администратор?" отвечает не раздумывая — смотрю как человек. И никак иначе…

«Прогресс Приморья», № 41 (253) от 17.10.2013 г.

Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно