Быть заводчанином – достойная трудовая судьба
"В четвертом пятилетии в районе поселка Семеновка на базе завода № 515 проводится строительство довольно значительного завода судовой арматуры. По примерным расчетам, стоимость строительства составит 40-50 миллионов рублей. Для указанного строительства будет произведено большое жилищное строительство. Должен быть решенным также к концу пятилетия вопрос со строительством специальной ТЭЦ", – это строки из документа, датированного февралем 1947 года. Далее его автор, уполномоченный плановой комиссии по Приморскому краю Совмина СССР Авруцкий, делает вывод о необходимости прирезки земли "к черте города", тем самым обозначив будущий статус населенного пункта и перспективную роль "Аскольда".
История завода "Аскольд" – это летопись взлетов, потерь и побед, прочесть которую наряду с материалами архивных документов и газетных публикаций позволяют воспоминания ветеранов. Тех людей, кто оставил нестираемый след в достижениях предприятия и сам стал достоянием завода.
Одним из тех, кто внес немалый вклад в развитие "Аскольда", который в настоящее время входит в состав лидеров-предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, является Юрий Смирнов.
Юрий Смирнов
Сродниться с городом, куда в далеком детстве забросила судьба, сделать головокружительную карьеру от рабочего до первого заместителя генерального директора известного на всю страну судостроительного завода. Что для этого нужно? Кто-то скажет — везение, кто-то — связи. И те, и другие окажутся неправы. В первую голову нужно невероятное желание стать специалистом, эдаким профи, владеющим знаниями технологии сложного производства до винтика, до гаечки, "от" и "до". Нужно упорство, готовность раз за разом осваивать операцию, технику, и при этом учиться, учиться...
Среднее образование без отрыва от производства – своеобразная примета послевоенного времени. Призывно звучали заводские гудки. Рабочие профессии были подняты на пик популярности. Парни в рабочих спецовках смотрели с киноэкранов. Рано повзрослевшие дети войны, обделенные, но не ропщущие на судьбы, были готовы заменить не вернувшихся с полей сражений отцов и дедов, в них зрело желание приносить пользу. Наравне со взрослыми подростки стояли у станков шесть дней в неделю. В редкие часы досуга успевали сходить в клуб, погонять на стадионе футбол и, едва повзрослев, на каком-нибудь перекрестке с любовью встретиться своей.
Смирновы приехали из Новгородской области в 1953 году. Незнакомый населенный пункт, мало соответствовавший представлениям о городе, встретил радушно. Улица Октябрьская, открывшая объятия семье, как впоследствии оказалось, не на месяц или год, а на всю жизнь, в ту пору выглядела так: частные дома, бараки, огороды, две школы, роскошное здание ДК завода и несколько массивных каменных двухэтажных домов. Поначалу семья поселилась в общежитии УНР-745 (ныне в здании находится ЦВР), куда поступил на работу отец. Когда же мама устроилась на арматурный завод, дали большую комнату… в бараке. Жизнь налаживалась.
Первым делом — учеба
Юрий пошел учиться в новую школу № 9. После окончания семилетки поступил в ремесленное училище, тоже № 9. В те годы конкурс в "ремесло" был бешеный – парни стремились получить рабочие профессии. С замиранием сердца шестнадцатилетний Юрий Смирнов, электрослесарь по ремонту промышленного оборудования, переступил проходную арматурного завода. Здесь ему было все знакомо, ведь учащиеся на базе заводских мастерских проходили практику. Под зорким оком производственного мастера и первого в жизни наставника Юрия Михайловича Ильющенко они делали слесарный инструмент. Вместе с секретами изготовления молотков и пассатижей мастер передал ученикам любовь к металлу, к профессии, рабочему коллективу.
Однако с первых шагов рабочему 3 разряда стало ясно, что совершенствоваться в профессии без дальнейшей учебы едва ли удастся. Цех № 13 специализировался на сборке сложной судовой приборной техники. Вот-вот в цеха должна была "ринуться" техника нового поколения, завод стоял на пороге ответственного госзаказа. Получив без отрыва от производства аттестат о среднем образовании, Юрий по направлению завода отправился штурмовать вновь открывшийся факультет ДВПИ – "Гироскопические приборы и устройства", сегодня – Инженерная школа ДФВУ, входящая в состав ПРО СМР. Почему именно его? Факультет соответствовал специализации цеха и потребностям завода. Очень скоро студента с опытом работы по специальности заметил деканат, что вполне закономерно привело того на кафедру в качестве механика.
В сентябре 1969 года Юрий Алексеевич вернулся на свой завод. В освоении профессии инженера-конструктора на практике существенную помощь ему оказал начальник конструкторской группы Николай Александрович Пешеков. А спустя всего лишь три года он сам — руководитель конструкторской группы, затем — начальник конструкторского бюро, заместитель главного конструктора. В 1988 г. Юрий Алексеевич вступил в должность главного инженера. Назначение совпало с периодом расцвета завода. Только приборной техники выпускалось 350 наименований, от простых датчиков до сложнейших радиолокационных систем наведения. Через двенадцать лет, когда завод переживал труднейшее время, время утраты госзаказа и конверсии, время нестандартных решений, Смирнов получил новое назначение на должность заместителя генерального директора завода. Рядом с ним, что называется, рука об руку трудилась и шла по жизни Валентина Николаевна Смирнова, начальник бюро информации. Для того ее, выпускницу Борисоглебского техникума, в далеком 1969 году судьба и забросила в таежный городок, чтобы стала она верной спутницей будущего руководителя завода. Если воспользоваться терминологией советского периода, можно сказать — жизненный путь Ю.А. Смирнова типичен для представителя технической интеллигенции страны. Но как бы шаблонно ни выглядела трудовая биография, каждый из ее виражей – это ступени роста, единые с предприятием заботы и достижения.
Пятьдесят лет с заводом…
– Юрий Алексеевич, вас связывают с "Аскольдом" полвека. Когда вы ушли на заслуженный отдых, не было ли ощущения потери смысла, сожаления об утрате связи с предприятием?
– Ни в коем случае! Мне иногда кажется, что за эти полвека я стал частью завода. В силу профессиональной занятости я никогда не имел возможности уделять должного внимания общественной работе, а ведь в свое время я неоднократно избирался на ответственные участки: был секретарем комсомольской организации, членом парткома завода, депутатом горсовета. Сегодня я являюсь членом Совета ветеранов завода и могу с ответственностью сказать, что наша организация работает добросовестно. Результаты ее деятельности заметны и тем заводчанам, кто трудится сегодня, и тем, кто поднимал предприятие в тяжелые послевоенные и непредсказуемые девяностые годы. Главное, что движет активистами совета, – желание проявлять заботу о ветеранах завода, пропагандировать их знания и опыт. Я достаточно часто бываю на заводе по делам совета, так что я в курсе всех перемен и преобразований.
– Скажите, считаете ли вы перемены рубежа 90-х катастрофическими для "Аскольда", и больно ли смотреть сегодня на территорию завода, которая уменьшилась вдвое?
– С того момента, когда я впервые переступил проходную, завод неизменно строился – вплоть до девяностых годов. Это неоднозначное время развала Советского Союза надо было пережить. Если бы нам, тогдашнему руководству, не удалось сохранить завод как таковой, как дееспособную единицу, я бы считал случившееся катастрофой. Однако какими бы катастрофическими ни были на тот момент преобразования, хотя в большей степени в данном случае подходит слово "потери", аскольдовцы вышли из ситуации достойно уже потому, что нашли силы перестроиться на выпуск востребованной сельхозтехники, пусть в меньшем количестве, но все же сохранили человеческий ресурс. В восьмидесятые годы на заводе трудился профессиональный десятитысячный коллектив, сегодня – меньше тысячи. И все же впервые за последние пять лет в два раза увеличился объем заказов, а соответственно, существенно выросли валовые показатели. Заводчане освоили выпуск продукции для нефтегазовой промышленности и теплоэнергетики, это свидетельствует о неуклонном росте профессионализма коллектива. Я верю в "Аскольд"!
– Вам довелось работать в постперестроечное время, вы знакомы со многими сегодняшними заводчанами лично, встречаетесь с теми, кто пришел после. По вашим наблюдениям, изменилось ли отношение людей к труду?
– Безусловно. Прежде помимо зарплаты у каждого заводчанина: рабочего, технолога, руководителя — имелась дополнительная мотивация к труду, относящаяся к духовно-нравственной сфере. Завод в целом, каждый цех и бригада, боролись за переходящее Красное знамя, работники – за личную победу в соцсоревновании. И как бы впоследствии ни усмехались на все лады над производными морального стимулирования, я хорошо помню, как велико было стремление людей к победам. Сегодня единственным стимулом к работе является зарплата. Я не говорю, что это плохо. Я считаю, что с попыткой перехода к капиталистическим рычагам управления мы безвозвратно утратили что-то свое, очень важное.
О наградах и не только…
– Коль скоро мы коснулись побед в социалистическом вчера, расскажите о собственных. Вы ведь неоднократно представлялись к наградам. Какая из них для вас особенно памятна и дорога сегодня?
– Самая памятная для меня первая грамота – за высокие показатели в предоктябрьском соревновании. До нее были благодарности, но так осязаемо, с торжественным вручением перед коллективом отдела, с крепким рукопожатием, замиранием сердца, впервые была вручена грамота в 1971 году. После этого я неоднократно поощрялся, самые весомые из наград: орден "Знак Почета" (1984 г.), медали "Ветеран труда"(1986 г.) и "300 лет Российскому флоту" (1996 г.). Ордена "Знак Почета" за успешное освоение новой арматуры вместе со мной удостоились двадцать пять аскольдовцев. Торжественная часть состоялась в большом зале городской администрации, вручал награды заместитель председателя крайисполкома, а неформальная часть проходила в заводском профилактории в поселке "Минеральный". Незабываемое событие.
– С высоты жизненного опыта, состоявшейся карьеры, звания ветерана и активиста Совета ветеранской организации есть ли у вас пожелания для молодежи завода?
– Прежде чем озвучить свои пожелания, я хочу сказать несколько слов о сегодняшней молодежи. Она не лучше и не хуже нас прежних, она — другая. В жизни ее не было пионерских галстуков, октябрятских и комсомольских значков. Плохо это или хорошо? На мой взгляд, плохо. Воспитание на героических поступках позволяет правильнее формулировать жизненные цели. Те юноши и девушки, что выбирают сегодня заводские профессии, опять же, на мой взгляд, поступают правильно. В наше меркантильное время такой выбор не дает возможности ездить в Египет, куда в последние годы повально рвутся россияне, но можно побороться за поездку на молодежный форум на Селигере, соревнование доминошников в Санкт-Петербурге или кратковременное профессиональное обучение в Москве. Все расходы за счет завода, а впечатлений, уверен, останется еще больше, чем от созерцания пирамид и развалин дохристианского периода.
Быть заводчанином – это достойная трудовая судьба, и сегодняшней молодежи я от всей души желаю разделить ее. Помимо заработной платы, которая год от года все же растет, работать в большом, слаженном коллективе комфортно, интересно – ведь сохранились традиции культурно-массовой работы, профессиональных праздников. Но главное, здесь в полной мере ощущается причастность к созидательному процессу. Не могу себе представить, как работник, к примеру, торговли говорит: "Я горжусь тем, что наша компания возит фрукты из Марокко". Совсем иначе звучит: "Горжусь, что российские боевые корабли укомплектованы арматурой завода "Аскольд!"
«Прогресс Приморья», № 43 (255) от 31.10.2013 г.
Елена Язовких