Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Наш старый знакомый, судостроительный…

Что ни говори, а осень в Приморском крае богата на праздники предприятий, являющихся составной частью Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Так, например, недавно машиностроители края поздравили с 40-летием коллектив завода "Варяг". Его движение вперед продолжается. Как, впрочем, продолжает свою уверенную поступь другой осенний именинник, давний партнер союзмашевцев – Владивостокский судостроительный техникум. И если "Варяг" по человеческим меркам молод, то ВСТ, имея 105-летний опыт подготовки специалистов для судоремонтных и судостроительных предприятий, находится, как говорится, в очень преклонном возрасте. Но, как выяснилось преподаватели и студенты нисколько не ощущают давление возраста, наоборот, они гордятся богатой историей своего учебного заведения.

Коммерческое училище

Ничего удивительно нет в том, что техникум обязан своим существованием Коммерческому училищу. Это среднее учебное заведение было открыто во Владивостоке осенью 1908 года с целью подготовки кадров для промышленности и торговли. Размещалось оно вначале в доме Коморского по ул. Суйфунской (ныне – Уборевича). В 1909 переехало в здание мужской гимназии по ул. Светланской, 25, с 1913 – в собственное здание, построенное по проекту С.А. Венсана на углу ул. Нагорной и Прудовой (ныне – ул. Суханова, ДВФУ).

В училище было принято 95 человек. Они изучали предметы: коммерческую арифметику, географию, товароведение, бухгалтерию, историю торговли, немецкий, китайский языки, общеобразовательные предметы. В 1916 году число учащихся сотавляло 396 человек. Плата за обучение составляла в год 80-120 руб. Попечительский совет учредил пять именных стипендий для способных учащихся, освобождая ежегодно от платы за обучение 40-50 своих питомцев. Была открыта дача-колония вблизи села Шкотово для организации летнего отдыха и общественно полезного труда.

Преподавали в училище: В.Е. Глуздовский — географию и естествознание, П.С. Гончаров — математику, Е.А. Ермолинская обучала немецкому языку… Директорствовал в коммерческом училище с 1908 по 1923 годы Е.И. Луценко, бывший преподаватель Московской практической академии торговли.

В 1913 году училище участвовало в выставке Приамурского края в честь 300-летия дома Романовых  – коллектив учебного заведения удостоился золотой медали за хорошую постановку учебного дела. 1923 год стал судьбоносным — 1 января Коммерческое училище преобразовано в Промышленно-экономический техникум (ПЭТ).

Владивостокский судостроительный техникум

Промышленно-экономический техникум функционировал до 1928 года, когда произошло переименование ПЭТ во Владивостокский индустриальный техникум (ВИТ). Он готовил специалистов для судостроения, угольной промышленности и экономистов. Затем две специальности – горная и экономическая – стали базой для создания новых учебных заведений, а ВИТ реорганизован во Владивостокский судостроительный техникум. Обучение велось по специальностям: обработка материалов на станках и автоматических линиях; судокорпусостроение; судовые машины и механизмы; монтаж электрооборудования и автоматических судов; радиоаппаратострение.

Долгие годы ВСТ являлся единственным техническим средним специальным учебным заведением, сравнительно доступным для получения образования на базе неполной средней школы, что имело большое значение после Гражданской войны, во время Великой Отечественной войны и после нее. В 1948 году открыто вечернее отделение.

В 60-е годы быстрыми темпами развивалась судостроительная промышленность, один за другим вступили в строй четыре крупных завода только во Владивостоке. В том числе и предприятия, сегодня входящие в состав ПРО СМР. Появилась необходимость увеличения подготовки специалистов среднего звена. Бригадирами, мастерами назначались хотя и опытные работники, но не имеющие необходимой теоретической подготовки. Поэтому было открыто заочное отделение. В 1965 году принято решение о строительстве для техникума нового учебного комплекса. В оснащении вновь созданного комплекса приняли участие все заводы судостроительной промышленности Владивостока. Безвозмездно оснащались лаборатории по радиоприборостроению, судостроению, предоставлено станочное оборудование.

Владивостокский судостроительный техникум продолжает подготовку специалистов по традиционным специальностям: судостроение, техническое обслуживание судовых машин и механизмов, радиоаппаратостроение, технология машиностроения, транспортное оборудование, экономика и другим. В учебном заведении создана современная учебно-материальная база и условия для интересной культурной и спортивной жизни студентов.

Выпускники – гордость ВСТ

Среди выпускников Владивостокского судостроительного техникума много известных людей. Это и А.Н. Асташкевич, бывший директор завода "Радиопорибор", предприятия, которое входит в состав ПРО СМР, и М.Ф. Лариошин, бывший заместитель министра судостроительной промышленности, и Ю.К. Шубин, В.А. Якунин, И.М. Лохов, В.М. Успенский, О.В. Гуськов, спортсмены, чемпионы мира и Европы. Особой гордостью учебного заведения является чемпион токийских Олимпийских игр 1964 года по гребле Степан Ощепков. На стене дома, в котором жил знаменитый выпускник ВСТ, установлена мемориальная доска.

«Прогресс Приморья», № 46 (258) от 21.11.2013 г.

Подготовил Владимир Алексеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно