|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
200 лет адмиралу Г.И. Невельскому"Науке морем ходить — учиться особо…" Эти слова, сказанные Петром Великим, стали путеводной звездой для тех русских людей, кому море и корабельный экипаж — семья и родной дом. Но прежде чем покорять моря и океаны, необходимо иметь определенную базу знаний, без которой работать на судне просто невозможно. Впрочем, будущий мореход должен знать не только устройство судна, например, оснащенного изделиями предприятий, входящих в состав ПРО СМР, но и его историю. Исторический экскурс в систему морского образования России, день рождения которого был отмечен 27 января 2013 года, свидетельствует о ее сложном, порой драматическом развитии, но несомненно одно: сегодня она является одной из лучших в мире. Доказательством тому — востребованность наших моряков на мировом рынке труда, ориентация многих стран на российские методики и технологии обучения, их заинтересованность в подготовке своих специалистов в морских учебных заведениях России. Быстро растущему флоту не хватало специалистов: Петр, хотя и приглашал на морскую службу иностранцев, прекрасно понимал, что стране нужны свои, доморощенные кадры, особенного командного состава. По его указу от 27 (14) января 1701 г. в Москве была открыта школа "Математических и навигацких (то есть мореходных) хитростно искусств учения", куда поначалу приняли 200 человек возрастом от 12 до 33 лет на срок обучения от 4 лет и более. Первое время она находилась в ведении Оружейной палаты, а затем — Адмиралтейской канцелярии, размещалась в Сухаревой башне, ранее служившей Сретенскими воротами Москвы. Это четырехъярусное строение как нельзя лучше подходило будущим мореходам для астрономических наблюдений. Из стен Навигацкой школы вышли первые российские штурманы, гидрографы, инженеры, известные деятели русского флота В. Чичагов, З. Мишуков, Д. Калмыков, П. Кашкин, А. Круз, П. Пушкин, К. Зотов, Г. Муханов, Н. Головин, С. Лопухин, Ф. Соймонов. Штурманы П. Чичагов, С. Малыгин, А. Скуратов, Г. Золотарев, А. Кожин и другие прославились исследованиями морей и побережий. С этой школой связано имя знаменитого ученого Л. Магницкого, создателя "Арифметики", по которой обучались многие поколения учеников и которая содержала ряд мореходных таблиц. О важности этого учебного заведения говорит тот факт, что Петр I сам проводил смотры и экзамены выпускников школы, собственноручно распределял их по назначению. Следующий шаг в развитии морского образования в России — появление в Санкт-Петербурге Морской академии, или Академии морской гвардии. Это было уже настоящее военно-учебное заведение с правильным распределением занятий, соблюдением военного порядка и дисциплин. 200 слушателей из 399 были переведены сюда из старших классов Навигацкой школы. В основном же в Морскую академию принимали детей знати и состоятельных дворян. В 1716 г. в российском флоте было учреждено звание гардемарина (морского гвардейца), переходного от воспитанника Морской академии к чину мичмана, а затем и офицера. Носить это звание считалось честью для молодых людей даже известнейших фамилий. Создатели морского образования в России первостепенное значение придавали таким качествам будущих моряков, как строгое следование дисциплине, выдержка, верность долгу перед Отечеством, храбрость и разумная инициатива. Недаром именно в Морском корпусе воспитывались будущие флотоводцы, морские исследователи, истинные патриоты России: Ф. Ушаков, Д. Сенявин, М. Лазарев, А. Колчак, П. Нахимов, Г. Невельской и многие другие. В то время военные суда обеспечивали и коммерческие перевозки, однако уже в середине XVIII в. началось "разделение труда", появился торговый флот. Рижский магистрат предложил использовать в нем на льготных условиях иностранцев, пожелавших принять русское подданство, однако правительство высказалось за учреждение навигацких школ в российских городах, в том числе и в Астрахани с тем, чтобы у России были собственные судоводительские кадры. Средств для этого не хватало, поэтому решено было проводить обучение индивидуально на купеческих судах с экзаменовкой в Адмиралтействе. Как это ни странно, но первая навигацкая школа коммерческого флота появилась в Иркутске в 1753 г., где готовили топографов, многие из которых по стечению обстоятельств плавали штурманами. В 1783 г. в Санкт-Петербурге, а затем в Холмогорах появились водоходные училища, куда принимали воспитанников на полное государственное обеспечение — будущих учителей морского дела. Однако первые успехи этих заведений были незначительны, они то закрывались, то реорганизовывались. Вопрос о подготовке опытных судоводителей для торгового флота вновь поднял в 1803 г. астраханский военный губернатор, и не случайно. Астрахань с момента присоединения к Российскому государству являлась форпостом южных рубежей, центром пересечения важнейших торговых путей. Необходимо было строить и совершенствовать суда, готовить кадры судоводителей. Все это получило наибольшее развитие в петровское время, особенно в связи с переориентацией государственной внешней политики с северного направления на южное. После Персидского военного похода (1722-1723 гг.) Петра I Россия закрепилась на Каспийском море, что позволило расширить морские торговые операции. Число торговых судов росло, но опытных судоводителей не хватало. Было решено обучать штурманов в Морском корпусе на средства астраханского купечества. На более прочную основу морское торговое образование было поставлено в 1829 г. с открытием в Санкт-Петербурге училища торгового мореплавания. В 1832 г. было построено первое учебное судно. В 1834 г. — открыто Херсонское училище, где наряду с навигационными предметами, учитывая специфику района плавания, изучались турецкий, греческий и итальянский языки. Выпускники училищ освобождались от рекрутства, телесных наказаний и подушного оклада. Попытка учредить навигационные классы при уездных училищах не оправдала себя, и в 1842 г. в некоторых городах были открыты самостоятельные шкиперские курсы. Одним из наиболее одаренных был выпускник Николаевского-на-Амуре мореходного училища, основанного в 1855 году (ныне Сахалинское мореходное училище), прославленный русский флотоводец, океанограф, кораблестроитель, руководитель двух кругосветных плаваний— адмирал Степан Осипович Макаров. Его именем названы высшие морские учебные заведения ТОВМИ (военный флот, г. Владивосток), Морская академия (гражданский флот, г. Санкт Петербург). Именем адмирала Федора Федоровича Ушакова названа Морская академия (гражданский флот, г. Новороссийск). Именем адмирала Павла Степановича Нахимова названы Севастопольское Высшее инженерное морское училище (военный флот), в г. Санкт-Петербурге — Нахимовское училище, которое готовит воспитанников для военных вузов. В 1890 году во Владивостоке открыты Александровские мореходные классы, положившие начало высшему морскому образованию на Дальнем Востоке, Морскому государственному университету имени адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Выпускники морских учебных заведений внесли огромный вклад в укрепление мощи военно-морского и торгового флота России, в развитие морского судоходства, освоение Дальнего Востока, Арктики, Антарктики и Северного морского пути. Их имена увековечены в сотнях названий морских судов и на географических картах. Геннадий Иванович Невельской вошел в историю как исследователь, доказавший островное положение Сахалина и доступность Амура с моря для морских судов. В 1846 году он был произведен в капитан-лейтенанты и таким образом получил право командовать судном. В 1848 году он был назначен капитаном транспорта "Байкал" и отправился в плавание с целью произвести опись юго-западного берега Охотского моря и исследовать лиман Амура. Эти открытия положили начало систематическому изучению и освоению Приамурья и Приморья. В августе 1850 года в торжественной обстановке, в присутствии жителей местных стойбищ, под салют из ружей он поднял русский флаг на мысе Куэгда в 35 верстах от устья Амура, где сейчас расположен Николаевск-на-Амуре. В течение последующих лет по 1855 год включительно, Г.И. Невельской уже как руководитель официально созданной правительством Амурской экспедиции, и его ближайшие помощники Бошняк, Орлов, Березин и другие деятельно обследовали Сахалин, устье Амура, открыли новые гавани на побережье Татарского пролива и Японского моря. Амурская экспедиция основала военные посты на берегах Сахалина и материке. Руководя работами Амурской экспедиции, Невельской фактически закрепил за Россией Приамурский край и Сахалин, положив начало присоединению к ней территории Приморья. Трудами экспедиции были заложены военные посты, ставшие впоследствии городами Николаевском-на-Амуре, Советской Гаванью, Корсаковым, Мариинском. Сподвижники Невельского осуществили его мечту — в 1860 году был основан пост Владивосток, ставший опорным пунктом для закрепления русского влияния на Дальнем Востоке. Богатейшие районы стали кровной частью России. Современники по достоинству оценили заслуги Геннадия Ивановича. "Сделанные Невельским открытия неоценимы для России; множество предшествовавших экспедиций в эти страны могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы в той степени, как исполнил это Невельской", — это слова генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. Благодарные потомки чтят его память. Сегодня именем Невельского названы восемь географических объектов. Первый памятник во Владивостоке, построенный еще в 1897 году по инициативе и на средства, собранные горожанами, был памятником Невельскому. В 1965 году по общему решению коллектива преподавателей и сотрудников Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ДВВИМУ) его имя было присвоено училищу, ныне МГУ. Ежегодно 5 декабря в университете проходит день памяти, посвященный годовщине со дня рождения Г.И. Невельского с торжественным возложением цветов к его памятнику. Более десятка морей омывают берега нашей России. Ее экономическое возрождение во многом связано с расширением внешней торговли, развитием современной морской науки, и учебные заведения играют в этом процессе значительную роль. Современные квалифицированные кадры готовит Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. В настоящее время здесь проходят обучение курсанты из Монголии, Китая, Социалистической Республики Вьетнам; в сентябре 2012 года МГУ посетил президент СРВ Чыонг Тан Шанг в рамках саммита АТЭС, с официальным визитом университет посетила делегация из Даляньского морского университета Китайской Народной Республики, прибывшая во Владивосток на учебном судне "Юкун" во главе с президентом ДМУ профессором Ван Зу Вэнь. На базе университета постоянно проходят Международные мероприятия морских вузов "Молодые капитаны Мирового океана", в которых принимают участие команды иностранных государств (КНР, Сингапура) и России (города Санкт-Петербург, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Владивосток). Роль МГУ в развитии морского образования на тихоокеанском побережье — одна из ведущих в России, о чем говорит богатая и славная история мореходки. От редакции: МГУ всегда гордился своими выпускниками. Они работали и работают на гражданских судах, бороздящих моря и океаны планеты Земля. Кстати, судостроители и судоремонтники — выпускники мореходки востребованы не меньше судоводов, особенно на предприятиях-членах ПРО СМР. «Прогресс Приморья», № 48 (260) от 05.12.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |