Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ветеран, не стареющий душой

Отметивший в этом году свое 75-летие Юрий Иванович Герасименко руководит заводским Советом ветеранов войны, труда и тружеников тыла. Практически вся его сознательная  жизнь связана с заводом "Прогресс". Биография ветерана — это, несомненно, богатейшая биография и история развития и становления нашей авиакомпании, которая сегодня по праву является лидером среди предприятий, входящих в дружную семью Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Наш рассказ — и о ветеране, и о заводе, который стал его судьбой.

После службы — на завод

В жизни всегда бывает так, что вначале всему у более опытных людей учимся мы, а затем уже учим молодежь сами, передавая им не только свой производственный, но и жизненный опыт. Отслужив срочную военную службу в Советской Армии, еще только вступающий в настоящую взрослую жизнь Юрий в ноябре 1961 года пришел на завод "Прогресс" слесарем в цех № 25. Первым его наставником стал заместитель начальника цеха и квалифицированный специалист по тепловым коммуникациям Анатолий Чигрин. Являясь достаточно опытным работником, Анатолий Яковлевич был уважаемым в трудовом коллективе человеком, трудился на предприятии с перспективой, постоянно стремился к повышению профессионального уровня. Все пять лет он был старостой в той же группе Приморского авиационного техникума, где занимался и Юрий. Понимая, что без необходимых знаний мастером своего дела не стать, молодой Герасименко учился в техникуме с настойчивостью, упорством и желанием, о чем свидетельствует присвоение ему в период учебы пятого разряда сварщика.

Авиационный техникум

После окончания Приморского авиационного техникума Юрий Иванович был принят в сварочную лабораторию отдела главного металлурга. Руководителем здесь в то время был Анатолий Петрович Орешников — человек во всех отношениях очень грамотный и принципиальный. Его требовательность и, на первый взгляд, придирчивость были непривычны и в первое время по-настоящему обидны. Однако впоследствии пришлось много раз убеждаться в справедливости практически всех его требований и решений, когда по несколько раз переделывались как составляемые технические документы, так и выполняемые работы. Это была учеба, реальная производственная школа. Много полезной работы было проделано коллективом под руководством Анатолия Петровича: в сварочном цехе — автоматическая сварка баллонов, плазменная резка толстостенного алюминия — в цехе оснастки, обучение поступающих на завод сварщиков.

Агрегатный цех

Новым местом  работы стал агрегатный цех, где Юрий Иванович возглавил планово-диспетчерское бюро.  Начальником цеха тогда был Виталий Алексеевич Баранов, а начальником технического бюро — Антонина Савельевна Печура, ныне ведущий инженер-технолог ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина", чье имя занесено в Зал трудовой славы Союза машиностроителей России. Антонина Савельевна отмечена  государственными и ведомственными наградами. Это и медаль "За трудовую доблесть", и диплом лауреата премии им. Н.И. Сазыкина, и звание "Заслуженный ветеран Труда"…

Работники цеха Николай Панфилович Дрозд, Николай Павлович Лобынцев, Иван Иванович Терентьев, Войтюк Надежда, Мария Иванова, Борис Броварник, Алексей Хоменко и многие другие представляли собой сплоченный и дружный коллектив. Все они хорошо знали свое дело и при этом никогда не считались с личным временем, если дело касалось выполнения производственных планов.

Юрий Иванович вспоминает: "Памятен мне такой случай. В то время завод выпускал самолеты Як-18 и Ан-14. А жалюзи клепала и регулировала Мария Иванова. И вот когда она уходила в отпуск, то получалось, что без нее никто не мог эти жалюзи регулировать, и поэтому практически из каждого отпуска ее приходилось вызывать. На Ан-14 мы клепали входные створки. Такая тонкая это была конструкция, что кроме Бориса Броварника никто другой не мог их правильно отрегулировать при установке на самолет. Вот такими незаменимыми были эти специалисты".

Так получилось, что на вышестоящую должность в планово-производственный отдел  Юрий Иванович был переведен одновременно со своим начальником цеха. Тогда Виталий Алексеевич Баранов стал начальником отдела, а Герасименко — одним из его заместителей.
70-е годы…

В 1977 году наш герой становится начальником цеха защитных покрытий и термообработки. Так получилось, что до него здесь сменилось сразу несколько руководителей. Коллектив цеха встретил настороженно: во-первых, молодой, во-вторых — надолго ли? Оказалось, надолго. Безусловно, на новом месте было очень нелегко, поскольку пришлось не только знакомиться с людьми, сплачивать коллектив и укреплять трудовую дисциплину, но и осваивать новое производство — химическое, термическое, лакокрасочное. Не стеснялся учиться у работников цеха, где было много настоящих мастеров своего дела: заместитель начальника подготовки производства Александр Петрович Миронов, начальник ТБ Виктор Павлович Высочин — неутомимые труженики, не считавшие зазорным самим "засучивать рукава" и не оставлять рабочее место, пока не пойдет качественный производственный процесс. Энергетик цеха Анатолий Евгеньевич Зубченко, механик цеха Александр Иванович Зайцев совместно с производственными мастерами трудились с полной отдачей и со знанием своего дела. А работали так для того, чтобы не простаивало оборудование, и это у них, конечно, получалось. Основная нагрузка по выполнению заданий ложилась на производственных мастеров: Валентину Никитину, Ольгу Попову, Наталью Литовченко, Любовь Голикову, Виктора Моисеева.

"Мой приход в цех, — рассказывает Юрий Иванович, — совпал с проводимой здесь глобальной реконструкцией почти всех участков производства, приемкой нового корпуса окончательной окраски изделий и освоением новых условий труда. А условия по тем временам были замечательные: напольная вытяжная вентиляция с очистными сооружениями, комната отдыха, столовая. Особенно много сделал в отладке оборудования — приточной и вытяжной   вентиляции очистки воздуха в помещении и влажной очистки воздуха на выходе в атмосферу — Иван Семенович Яковлев. А в термическом отделении шло внедрение нового технологического процесса вакуумной термообработки металлов. Для этого были установлены три новые вакуумные печи, что потребовало дополнительного обучения мастеров. И с этим мы справились. Проходила реконструкция и в гальваническом отделении. Внедрили механические операторы, которые управлялись гальваником с пульта управления за рабочим столом. При этом значительно улучшились условия труда гальваников и техника безопасности. В малярном отделении корпуса установили два конвейера для покраски деталей. Ранее красили и сушили в печах при их полной загрузке, и включались они на ночь. Так что детали выходили через сутки. При установке же конвейера с терморадиационной печью — уже через час-два. При покраске панелей из алюминиевых сплавов для химической фрезеровки ранее красили на четыре слоя, и каждый слой необходимо было выдерживать 12 часов. Детали выходили под химфрезеровку через четыре дня. А после установки конвейера с терморадиационной печью детали выходили уже через четыре часа под разметку. Цикл по времени сократился в четыре раза! Было внедрено и много других техпроцессов".

Так что сегодня можно уверенно говорить о том, что наша авиакомпания — это предприятие, где технический прогресс, внедрение новых технологий и современного оборудования присутствовали всегда.

Вся реконструкция цеха проходила под руководством талантливого инженера, заместителя начальника цеха по реконструкции Анатолия Алексеевича Гиренко. Очень много помогали заводские инженерные службы, возглавляемые Михаилом Семеновичем Лубенским, Сергеем Семеновичем Масловым, Юрием Николаевичем Кудрявцевым, Юрием Васильевичем Иглиным и др. Особая, наиболее действенная помощь в работе оказывалась заместителем  начальника производства по заготовительно-штамповочному производству Андреем Михайловичем Фомичевым. Он практически "не вылезал" из цеха, не только требуя и жестко спрашивая, но и действенно помогая, а иногда и защищая. Юрий Иванович рассказывает: "На ежедневных совещаниях при директоре и начальнике производства, где всегда задавалось множество вопросов и, как правило, "снималась стружка", я всегда чувствовал поддержку и защиту со стороны Андрея Михайловича. Помню: не идет у нас качественное обезжиривание молокомеров. Работаем сверхурочно в субботу, в выходные. И он рядом, не отходит от нас, подсказывает. Иногда кричит, ругается — обида берет до слез! Но проходит час, другой — подойдет и обнимет: "Не обижайся, все  ведь для дела, пойдем чайку попьем". И обиды как не бывало! После ухода на пенсию Андрей Михайлович  часто приходил в цех  и интересовался работой.

Окончание следует.

«Прогресс Приморья», № 50 (262) от 19.12.2013 г.

Елена Ефимова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно