|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Аскольдовец навсегдаДмитрий Иванович Мартынов отдал заводу "Аскольд", входящему в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, десять лучших лет своей жизни. Сегодня он пенсионер, но о заводе вспоминает с теплом и любовью. Пришел он на предприятие в 1977 году — приехал из маленького поселка Дерсу, что в Красноармейском районе Приморья, погостить к брату в Арсеньев и — остался: понравился молодой город энергичных людей, машиностроителей. По образованию водитель, Дмитрий Иванович устроился в заготовительный цех № 19 станочником. В их цехе, который насчитывал около 150 человек, женщины работали на токарно-револьверных станках, а мужчины орудовали пилами-гейлерами. Цех заготавливал детали для основных производственных цехов: кузнечного, литейного. Они поставляли трубы, прутки из цветных, черных металлов — латуни, бронзы, титана, — способные выдерживать воздействие агрессивных сред; из их заготовок делались гирокомпасы, изготавливалась запорная арматура. Производство это было очень опасное, и постоянно требовалось соблюдать большую осторожность. Тем не менее работа Дмитрию Мартынову очень нравилась: дружный коллектив, хорошее начальство. Его наставниками были главный бригадир Анатолий Тимофеевич Жеребкин, бригадир Виктор Михайлович Буданов. За добросовестный труд Дмитрий Иванович неоднократно награждался грамотами: краевой, городской, цеховыми. Коэффициент трудового участия, который было принято высчитывать на предприятии для определения реального вклада каждого участника рабочего процесса в производство, у Дмитрия Мартынова всегда был высоким. Работал он, как говорили в те времена, за себя и за того парня. "Нашей бригаде неоднократно вручалось переходящее Красное Знамя. Получали вымпелы, девчата — красные косынки. Любовь Цудикова из нашей бригады постоянно ездила на пленум ЦК КПСС в качестве депутата", — делится воспоминаниями Дмитрий Иванович. Чтобы быть удостоенным такой чести, от человека требовались большая самоотдача, высокий уровень квалификации, проявление лидерских качеств. — За хорошую работу бригада награждалась путёвкой в Дальнегорск. Были и просто дружеские коллективные поездки на отдых — всем цехом: на Шамору, в бухту Зазеркальная Кавалеровского района. Завод выделял транспорт, обеспечивал питанием. Ездили и на уборку капусты, свёклы, и это тоже было весело. Вместе отмечали День 7 ноября, Первомай. От проходной "Аскольда" двигались колоннами на площадь. Массово и дружно — в целом на заводе работало 10–12 тысяч человек. Администрация завода всегда в эти дни делала сотрудникам ценные подарки, выдавала премию; вручались грамоты". Сейчас цеха № 19 нет, да и на самом "Аскольде" работает далеко не такое количество людей, как раньше, человек 700, — после лихих 90-х завод еще не восстановился, слишком сильно по нему ударило. Но Дмитрий Иванович ушел не в 90-е, а немного раньше. "Жилья не было, из-за этого и ушел", — рассказывает он. В городе началось строительство водохранилища, и людям, задействованным в строительстве, обещали квартиры. За три года работы он получил квартиру. Успел. Семья — это большая ответственность. В 90-е годы Дмитрий Иванович уехал на рыбообработку, чтобы не только прокормить детей, но и дать им образование. "Это была самая тяжелая работа, — вспоминает он. — Потом была поездка на заработки в Лучегорск, на электростанцию. Но главное я сделал — вырастил достойных сыновей. Квартиру заработал. Осталось только посадить дерево", — улыбается Дмитрий Иванович. Сегодня сыновья Дмитрия Мартынова — состоявшиеся взрослые люди: старший окончил ДВГУ, сейчас — директор компании средней руки, ему 35 лет; младшему — 29, он окончил ДВГТУ, работает в торговле. Хобби Дмитрия Ивановича — работа в гараже, уход за любимой машиной. Конечно, всегда рад в меру сил понянчиться с трехмесячным внуком Ярославом. "Старший сын возит в Дерсу — на малую родину. Там рыбачим понемногу, но больше просто отдыхаем, — говорит он. — Часто вспоминаю о нашем заводе, о людях, с которым там работал: "Аскольд" — самое любимое место работы. У нас был самый дружный коллектив, самые теплые, товарищеские отношения, и это было самое интересное время. Хочется верить, что завод обретёт былую мощь, ведь для этого есть все предпосылки, и в первую очередь — поддержка государства, обеспечение производства оборонными заказами". «Прогресс Приморья», № 17 (280) от 01.05.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |