Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Престиж рабочей профессии

Газета "Бизнес-Арс" в одном из номеров обратилась к насущной, животрепещущей теме — возрождению начального профессионального образования. Поколение 60-х помнит, как в прежней стране СССР ПТУ, СПТУ, ТУ готовили специалистов "младшего" звена, ориентируя будущих токарей, фрезеровщиков, плотников, сантехников, механизаторов, машинистов и представителей других профессий на важность получения рабочей профессии. Проще говоря, в "ремеслухе" (по-народному) приучали работать руками.

Что важно, в школах учителя могли советовать ребятам, куда пойти учиться, потому что они знали способности каждого воспитанника. Понятно, что не всем было по плечу после школы поступить в техникум или технический вуз. Все получали одинаковое среднее образование, однако способности каждый имел разные. Недаром труд рабочего ценился, всячески пропагандировался и поощрялся. Рабочий имел возможность получить приемлемое жильё от завода или фабрики, создать семью и при необходимости расширить квадратные метры. Создавались такие стимулы, которые считаются жизненно важными и не обсуждаются. И многие семьи тех рабочих уже в новой России продолжают трудиться на тех же предприятиях, которые обеспечили их всем необходимым — работой, жильём, правом на отдых. Более того, в те далёкие времена отличившимся рабочим предлагалось за счёт предприятия учиться в вузе по направлению. И не каждый принимал предложение, оставаясь на своём трудовом участке до пенсии, а то и после неё. Каждый знал своё место и на производстве, и в жизни в целом. Главным оставался принцип трудового примера — так не прерывалась семейная преемственность. Это дорогого стоит, как принято сегодня говорить. По этой причине и вызвал определённый резонанс материал, опубликованный в еженедельнике. Он выбивается из общепринятых рамок, привлекая тем, что журналисты вовлекают в беседу разные поколения работников, имеющих принадлежность к союзмашевскому предприятию "Прогресс".

Та заводская проходная, что в люди выведет меня

"В продолжение проекта "Б-А", — сообщает газета, — "На завод бы я пошёл" — встреча с выпускниками технического класса, готовящего токарей и фрезеровщиков из числа школьников. В рамках совместной работы учебного центра завода "Прогресс" и управления образования при участии учебно-методического центра свою первую профессию по рабочим специальностям получили сотни арсеньевских юношей и даже девушки. Сегодня с двумя учениками техкласса, их родителями и мастерами производственного обучения мы говорим о престижности обучения рабочим профессиям и работе на заводе.

— Как вы думаете, что такое рабочая профессия?

Геннадий ПАНЧЕНКО, токарь, мастер производственного обучения учебного центра:

— Это ручной труд, физический.

— Это верно, но очень часто считают, что это низкоквалифицированный труд. Вас это не обижает? Что можете сказать на это?

Елена ПОПОВА, мама ученика техкласса, сотрудник ААК "Прогресс":

— Я не могу с этим согласиться. Есть такие рабочие профессии, что и инженеры завидуют. Например, сейчас у нас на "Прогрессе" труд рабочего не так уж и тяжёл, поскольку стоят современные станки с ЧПУ, электроника везде. Токарь работает за компьютером… Кстати, работают здесь парни только с высшим образованием.

— Чем сейчас привлекает молодёжь рабочая профессия в нашем городе? Когда-то заводчанам давали квартиры, предоставляли различные льготы…

Е. Попова:

— Сейчас у них хорошая зарплата.

Г. Панченко:

— Сейчас это стабильность в профессии, конечно, зарплата. Удобный режим работы на заводе, социальные гарантии.

— Молодёжь, сейчас арсеньевская образовательная система на старшей ступени обучения предлагает профили различных направлений — гуманитарный, социально-экономический. Но вы выбрали технический, то есть техкласс. Почему?

Владимир ПОПОВ, окончивший школу № 8, выпускник техкласса по специальности "фрезеровщик":

— В жизни это всегда может пригодиться.

Надежда КОРЧЕВСКАЯ, окончившая школу № 4, выпускница техкласса по специальности "токарь":

— Интересно.

— Девушка и техника — это немного удивляет…

Оксана КОРЧЕВСКАЯ, мама выпускницы техкласса, сотрудник ААК "Прогресс":

— Ну есть же у нас знаменитая женщина Щетинина, которая была капитаном корабля. Значит, техника — не только мужское дело… Сначала мы были в шоке, когда Надя сказала, что пойдёт в токари. Там ведь были и секретари, и педкласс, и медицинское направление, парикмахеры… С первого занятия пришла довольная: такой большой станок и так интересно им управлять… А потом приносила детальки, которые сама выточила.

Г. Панченко:

— У неё папа был токарем, учился у меня. Дедушка тоже с этим был связан. Династия!

— А мне понравилась экскурсия на завод в 10-м классе, когда нам представляли профили на выбор. И больше всего впечатлил фрезерный станок.

Г. Панченко:

— Да, мы часто проводим экскурсии по заводу и для восьмиклассников и девятиклассников, чтобы было понятно, чем занимаются рабочие.

— Когда приходят в техкласс "новобранцы", с чего начинаете работать с ними? Сразу за станок?

Н. Корчевская:

— Сначала — техника безопасности.

Г. Панченко:

— Конечно, техника безопасности — прежде всего, чтобы не было несчастных случаев. Затем показываем станок, на котором ребёнок будет работать. Крутить ручки пробуем, не включая станок, затем через пару занятий мастер показывает станок в работе, и только после этого ученик производит первые манипуляции за работающим станком сам.

— А задатки и способности к работе вы можете увидеть? Что должно быть в этих ребятах?

Сергей ПРИЩЕПА, фрезеровщик, мастер производственного обучения учебного центра:

— Научить можно каждого, лишь бы были целеустремлённость, желание и, конечно, трудолюбие. Естественно, что кто-то быстрее осваивает эту науку, кто-то — медленнее. Тот, кто понимает, что работа за станком — это "не его", тот к нам и не пойдёт, а будет искать себя в другой профессиональной области.

— А как вы считаете, есть у молодого поколения тяга к рабочей профессии? Или больше стремятся в "модные" сферы — в офисы, банки?..

С. Прищепа:

— Ну вот у нас учатся три года. И, конечно, те ребята, которым это интересно. И раз уж они три года отучились у нас, получили разряд, значит, это им нужно.

— Надежда, Владимир, вы действительно связываете своё будущее с рабочей профессией? И планируете ли вы оставаться в Арсеньеве?

В. Попов:

— Скорее всего, уеду. Не знаю, как получится, но профессию хотелось бы получить инженерную.

Н. Корчевская:

— Я планирую получить высшее образование у нас в городе и остаться здесь. Поэтому, думаю, этот опыт вполне может мне пригодиться.

— А как может выпускник техкласса прийти завод, где современное оборудование, если его учат в техклассе работать на станке советских времён?

С. Прищепа:

— Это не совсем так. У нас в учебном центре есть два станка с ЧПУ — токарный и фрезерный. И ребята, которые прошли обучение на универсальном станке (так мы называем старые станки), получили разряд, могут пойти на переобучение на станок с программным управлением.

— Учебный центр с каких пор существует?

Г. Панченко:

— Он появился ещё в 1971 году при Сазыкине. Тогда ребята после службы в армии приходили обучаться. А затем появился договор, чтобы в учебном центре занимались не только заводчане, но и школьники. Сначала это была только школа № 8, затем присоединились школы №№ 1, 3, 5 и все остальные. Что же касается прихода ребят на завод, то я считаю, наша задача как мастеров производственного обучения — не сделать ученика токарем или фрезеровщиком, а привить интерес к рабочим профессиям. Чтобы он был дисциплинированным, чтобы знал, что такое ручной труд. И, конечно, я бы хотел, чтобы все ребята получили высшее образование.

— А если не перехваливать оснащение наших заводов? Всё-таки до 80 % станков — 40—50-летней давности. И хочешь не хочешь 70 % рабочих работают именно на них. Но высокие технологии внедряются. И можно прогнозировать, что через 10—20 лет не будет фрезерного станка или токарного, сверлильного, а будут, условно говоря, обрабатывающие центры и т.д. И вот эти многооперационные станки не потерпят просто 10-классников…

С. Прищепа:

— Не все работы можно сделать на станках с числовым программным управлением.

Г. Панченко:

— Наш станок не зря называется универсальным. Базовые знания, умения и навыки ребята получали и получают на нём, чтобы всё почувствовать собственными руками.

— Как развито наставничество на заводе? Как заводчане к этому относятся?

Г. Панченко:

— Тут однозначно не скажешь. Есть наставники ответственные и заботливые, а есть… Ну вот есть заводские ученики, которые обучаются у нас 2—3 месяца в учебном центре и 4 месяца — на заводе в цехе № 20, на специальном участке. Затем их уже распределяют по цехам. И там уже всё зависит от мастера и наставника. Одному наставнику всё время некогда, не до новичка, тогда молодой специалист сбежит и будет искать другую работу. А в другом цехе — наоборот, мастер хороший и наставник, и тогда парень работает, ему нравится профессия.

— Надя, ты одна в таком большом мужском коллективе. Комфортно тебе? Работа за большим станком, с железом, вокруг — мужчины и юноши…

Г. Панчеко:

— У неё всё хорошо. Ребята даже за ней тянулись. Она ещё быстрее и лучше парней справлялась с заданиями. Была победительницей профессиональных конкурсов среди токарей.

— Мы тут говорим, что молодёжь теряется, когда уходит в высшие учебные заведения, средние специальные… Но ведь есть возможность работать на заводе "Прогресс" и заочно учиться в нашем филиале ДВФУ?

Г. Панченко:

— Завод даже оплачивает обучение!

— Оксана Александровна, вы рады, что ваша дочь планирует работать на заводе?

О. Корчевская:

— Ну, если вы были на заводе у нас, вы могли увидеть цех, где 80 % — это девушки-револьверщицы, работают за станками. Они работают в синеньких косыночках, красивеньких халатиках… Ну, а потом получают заочно высшее образование и переходят на другие работы.

И потом, когда ты всё уже видел и чувствовал у станка, легче работать тем же инженером.

— Арсеньевские заводы "Прогресс" и "Аскольд" — это фундамент города. Предприятия развиваются, руководство ведёт производственную политику так, чтобы люди шли на заводы и оставались там надолго. Так, может быть, не надо уезжать из города в поисках счастья?

Г. Панченко:

— Это правильно. Юрий Денисенко хорошо сделал, когда принял решение учить арсеньевских учеников бесплатно. И по сегодняшний день приходят школьники, мы их одеваем, предоставляем станки, мыло даём, воду, материалы…

О. Корчевская:

— Ну, и руководитель учебного центра заключает договоры с институтами Иркутска, Новосибирска и других городов, чтобы наши дети учились и возвращались на "Прогресс", где их обеспечивают работой. Но только учиться в таком случае нужно хорошо. Но это прекрасный вариант привлечения молодёжи в город.

Е. Попова:

— Вот сейчас у нас 33-й цех — это наша боль. Это цех сборки. Нет слесарей, сборщиков электрооборудования… Жалко, что таких специалистов учебный центр не готовит у нас.

— Скажите, молодёжь, многие из ваших сверстников хотят пойти в профессии технической направленности?

В. Попов:

— Да, многие идут. Сейчас многие сдают ЕГЭ по физике, больше половины нашего класса.

— А чем занимаетесь в свободное время?

В. Попов:

— Я на каникулах ездил на военные сборы. Состою в клубе "Спецназ", готовлюсь к службе в армии.

Н. Корчевская:

— А я фотографией увлекаюсь.

Е. Попова:

— Да у них и нет свободного времени. 11 класс — это постоянная подготовка к экзаменам.

О. Корчевская:

— Консультации, репетиторы…

— Сколько выпускников в техклассе в этом году?

Г. Панченко:

— Из 143-х обучающихся в нашем центре девятиклассников — 109, десятиклассников — 22, одиннадцатиклассников — 12. Из них 10 сдали квалификационный экзамен.

Е. Попова:

— В этом году вообще очень мало выпускников, потому что школу заканчивает поколение рождённых в 90-х, а это был спад уровня рождаемости.

— Были времена, когда на заводах работали за буханку хлеба. Тогда сложилось мнение, что завод — это плохо. А сейчас как в молодёжной среде относятся к работе на заводе?

О. Корчевская:

— Ну, если родители работают на заводе, родители родителей, братья и сёстры — все заводчане, то ребёнок прекрасно видит стабильность, удовлетворённость…

Е. Попова:

— Мода на бизнес, на офисность постепенно уходит. Многие завидуют заводчанам — стабильности, надёжности, возможности карьерного роста. Сейчас очень трудно устроиться на "Прогресс" просто из ниоткуда. И дисциплина на заводе строгая.

Г. Панченко:

— Максимально на "Прогрессе" работало приблизительно 17 200 человек, это в советские времена. На сегодняшний день — это около 6 500. А было время, когда было 1 500—2 000 человек. И все в городе живут заводом "Прогресс". И многие из тех, кто когда-либо ушёл с завода, теперь жалеют об этом, а вернуться уже не могут. (ОАО "Прогресс" возглавляет Ю.П. Денисенко, председатель ПРО СМР, который начинал свою трудовую биографию с рабочей профессии. — Ред. "ПП").

— Горожане часто говорят, что "Прогресс" — это частичка советской жизни: и в стиле взаимоотношений между людьми, и в стиле работы, в сплочённости, в гордости за своё предприятие… Это правда?

О. Корчевская:

— У нас очень хорошо работает Совет молодёжи заводской. Привлекают молодые кадры. Выезжают на слёты, на море. Едут семейные пары, молодёжь. Постоянные спартакиады. Это всех объединяет. Очень весело. Жизнь кипит. А когда года четыре назад после долгого застоя у нас подняли вертолёт, слёзы были у всех.

Е. Попова:

— И каждый год 18 августа открывают ворота в музей, и мы, как будто никогда не видели эти вертолёты, идём и смотрим.

— Скажите в завершение разговора главные слова нашим молодым людям, чтобы они захотели вернуться после учёбы в город и остаться на заводе.

Г. Панченко:

— Прежде всего, желаю всем поступить в высшие учебные заведения и закончить их, чтобы потом с багажом знаний продолжать традиции завода.

С. Прищепа:

— Пусть все мечты наших детей сбудутся. И если они мечтают трудиться на заводе — мы их ждём.

О. Корчевская:

— А мы бы хотели поблагодарить мастеров-наставников. Потому что всегда у ребёнка радость после занятий, всегда есть что рассказать. За то, что всегда готовы помочь в учебном процессе нашим детям".

«Прогресс Приморья», № 24 (287) от 19.06.2014 г.

С гостями беседовали Виктор ДЕБЕЛОВ, Евгения СУРИЦ, Юлия КУЛЕБА, материал подготовил Марк Сергунин, фото Владимира ЯКИМОВА

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно