Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Доброфлот раздвинул дальневосточные горизонты

Российский Дальний Восток в середине ХIХ века привлекал своими просторами. И то, что он активно заселялся русскими людьми, было вполне оправданно — Россия расширяла границы, увеличивала товарооборот. Однако были причины, мешающие процессу освоения территорий в полном его объёме. Если на Чёрном море успешно функционировало Русское общество пароходства и торговли, то на Тихом океане всё обстояло иначе. Трудно себе представить, как развивался бы торговый флот дальше, не случись русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Война закончилась победой России, что было закреплено 19 февраля (3 марта) 1878 года в местечке Сан-Стефано близ Константинополя мирным договором с Турцией. Однако Европа не желала мириться с таким положением дел. В Берлине начался пересмотр договора. Особое недовольство его итогами высказала Англия, эскадра которой близко подошла к Босфору. Действия англичан потребовали усиления русского черноморского флота, не полностью восстановленного после изнурительной Крымской кампании.

В стране развернулось массовое патриотическое движение. В Императорское общество для содействия российскому торговому мореходству со всех концов Москвы поступали заявления о готовности предоставить денежные средства на организацию национального флота, корабли которого должны были в военное время нести крейсерскую службу, а в мироное время служить целям торговли и промышленности. Патриотический почин москвичей нашёл горячую поддержку в обществе. Именно тогда впервые были произнесены слова: патриотический, народный Добровольный флот.

9 марта 1878 года правление Общества обратилось к правительству с просьбой разрешить открыть повсеместную подписку на патриотические народные взносы. Ответ был положительным, уже 22 марта на чрезвычайном собрании Общества принимается постановление об учреждении Главного Комитета для сбора пожертвований на приобретение морских судов Добровольного флота. Для участия в работе Главного Комитета пригласили представителей духовенства, дворян, земств, купечества и города. Очень важным стало то, что предусматривалось создание аналогичных комитетов на местах (в губерниях и областях), что значительно расширяло деятельность общества Добровольного флота.

11 апреля 1878 года император Александр II подписал указ об учреждении "Комитета по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием". На него возлагались приём, хранение и расход пожертвований на приобретение судов; оргнизация использования судов в мирное и военное время; учредительские функции — составление устава и инструкций для "приискания соответствующей формы учреждения, которое могло бы заменить собою временное учреждение Комитета".

Выручили банки

Общество охватило повсеместное патриотическое движение, начались активные сборы денежных средств "от копейки до 100 000 рублей" на приобретение транспортных океанских пароходов. Подписка на устройство флота превзошла все ожидаемые результаты. За сравнительно короткий срок удалось собрать около 4 млн. рублей. И всё же жертвуемых сумм не хватало, чтобы произвести единовременную уплату наличными деньгами за пароходы. Выручили Комитет пять главнейших банков: Волжско-Камский коммерческий, Международный, Русский для внешней торговли, Частный коммерческий и Учётно-ссудный, открывшие Комитету беспроцентные кредиты на 400 тыс. рублей каждый. Заметим, что в июле этого же года он был погашен из продолжающих поступать пожертвований. 

Первые суда

Сегодня трудно кого-то удивить мощными трансатлантическими лайнерами, способными находиться в плавании много месяцев, преодолевая при этом гигантские расстояния по морям и океанам. Такие суда когда-то ремонтировались на верфях старейшего владивостокского Дальзавода, большекаменской "Звезды", входящей в состав ПРО СМР, других судоремонтных и судостроительных предприятий бывшего СССР и России, в частности. Но в конце позапрошлого века приобретение трансатлантических судов стало событием небывалого масштаба, что, несомненно, укрепило авторитет нашей страны на международной арене. Купля-продажа проходила дипломатически тонко и грамотно. Первые суда для Добровольного флота, ввиду нестабильных политических обстоятельств, были приобретены на имя третьего лица с соблюдением больших предосторожностей у Гамбургско-Американского пароходного акционерного общества за 1 604 440 рублей. Так российский флот пополнился сразу тремя крупными пароходами: "Голзацией", "Гаммонией" и "Тюригией". Водоизмещение каждого с полным грузом составляло 5 тыс. тонн, суда имели соответственно машины 300, 2500 и 1900 л.с. и обладали скоростью хода 14,1, 13,9, и 13,5 узла. Впечатляли и размеры судов. Длина пароходов составляла от 320 до 341 футов, ширина — от 40 до 45 футов, осадка с полным грузом равнялась 24-23 футам.

В Кронштадт суда пришли 16 июля и сразу были зачислены в состав военно-морского флота. Первым делом их переименовали: "Гользациию" в "Россию", "Гаммонию" в "Москву" и "Тюрингию" в "Петербург". Команда поднимает военно-морской флаг, однако 1 августа флаг меняют на коммерческий.

Таким образом, Берлинский конгресс посчитал коммерческую сделку купли-продажи судов правильной, претензии по мирному договору России и Турции были сведены на нет, а суда получили предписание двигаться на Чёрное море для перевозки из Сан-Стефано русских войск, возвращавшихся на родину.

В Одессе организуется первое агентство Доброфлота. Общий надзор и попечение над его судами возложили на главного командира Черноморского флота, генерал-адъютанта, в недалёком прошлом одного из учредителей и директора-распорядителя РОПиТа Н.А. Аркаса.

Одесский порт в конце августа ожил с приходом парохода "Москва" с воинскими грузами, затем прибывают "Россия", "Петербург", "Нижний Новгород". Транспортировка войск из Турции, позже новобранцев и отпускников между черноморскими портами Болгарии и России заняли несколько месяцев и продолжались до мая 1879 года.

На Дальний Восток

Появление пароходов Добровольного флота и практическая возможность перемещения грузов морским транспортом из европейской части России на Дальний Восток заинтересовала представителей русских торгово-промышленных кругов, отправляющих свои товары в этом направлении исключительно через посредничество с иностранными фирмами и на иностранных судах. Предприниматели отчётливо увидели открывшиеся перспективы формирования стабильных пассажирских и грузовых потоков, получения необходимой загрузки пароходов и их "постоянного производительного плавания на Восток во имя государственных интересов".

«Прогресс Приморья», № 33 (296) от 21.08.2014 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно