Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Бригантина поднимает паруса

Наверное, нет такого арсеньевца, который не отдыхал бы на побережье нашего не всегда ласкового, но теплого и красивого Японского моря. Нет такого прогрессовца, который не знал бы о существовании заводской базы отдыха "Бригантина" и не постарался бы там побывать. Многие поколения авиастроителей ежегодно проводят свои отпуска и выходные на берегу бухты Песчаной Амурского залива, но мало кто знает об истории создания "Бригантины", которая не так давно встретила свой уже 45-летний юбилей.

А ведь история этой морской жемчужины, как и многого другого в Арсеньевской авиакомпании, связана с легендарным именем ее прославленного руководителя Николая Ивановича Сазыкина. Именно он, еще в далеком 66-м году прошлого столетия, загорелся идеей построить на море заводской лагерь отдыха для детей. Сам выбирал место, решал вопросы выделения земли и согласований на строительство с местными и краевыми властями, а также выделения средств и разработки проектной документации. Сам строго контролировал ход строительных работ, которые сразу велись хозяйственным способом и были связаны с большими трудностями, поскольку не было тогда на пустынном берегу мыса Песчаного ни дороги, ни воды, ни электричества.

Первые стройматериалы завозились зимой по замерзшим болотам. Потом, уже с началом строительства дороги к лагерю, на железнодорожном разъезде "Барсовый" заводчанами был оборудован специальный заезд-тупик, куда прогрессовцами из Арсеньева отправлялось всё необходимое для стройки. Строительные работы велись масштабно и не прекращались даже тогда, когда лагерь уже вовсю функционировал. Количество авиастроителей, задействованных на строительстве, в отдельные периоды доходило до сотни человек.

Сегодня, конечно, уже и не вспомнить всех тех, кто принимал активное участие в возведении "Бригантины", но есть имена, не назвать которые мы просто не можем. Это Петр Федорович Анохин — первый руководитель строительства объектов пионерского лагеря, Анатолий Александрович Часов, сменивший его позже; руководители цехов и отделов завода: Иван Семенович Яковлев, Александр Иванович Сухоруких, Александр Александрович Загребельский, Михаил Сергеевич Самойленко, Анатолий Михайлович Шевкопляс, Михаил
Семенович Бублик, Иван Андреевич Колесник, Иван Семенович Яковлев, водители: В.И. Ольхович, П.Ф. Василенко, А.Н. Черепанов, И.С. Маркин и др. Ну, и, безусловно, председатель профсоюзного комитета Николай Семенович Зятина.

Первую смену в "Бригантине" летом 1968 года открывали начальник лагеря Александр Парфёнович Криволапов и старшая пионервожатая Галина Герасимовна Булгакова. 87 мальчишек и девчонок из Арсеньева во Владивосток привезли автобусами, а в "Бригантину" они прибыли уже морем, на катере. Разместились двумя отрядами в первом построенном домике, а питались в только что открытой столовой. Правда, столовая эта по инициативе детворы, с первых дней ощутившей себя моряками, стала называться кают-компанией, а жилые помещения — экипажами, пионерская дружина — пионерской эскадрой, вожатые — мичманами. Начальник лагеря — командующим эскадрой.

Всего в лагере было построено 17 домиков. По мере ввода их в строй увеличивалось и количество принимаемых детей. В 1969-м — 150, в 1970-м — 320, потом 420, 550, 650 человек. Каждый житель Арсеньева и работник завода считал большой честью отправить ребенка в "Бригантину". В лагере отдыхали дети и из других населенных пунктов Приморского края, а также из Магадана, Якутии и Камчатки.

Устанавливались свои традиции. Администрация завода для организации торжественных мероприятий закупила для детворы морскую форму: белые рубашки, брюки для мальчиков и юбки для девочек, бескозырки, на ленточках которых значилось "Бригантина".
В 1970-м было закончено строительство собственного причала. Это позволило пионерской эскадре обзавестись собственным внушительным флотом, состоявшим из двух катеров на подводных крыльях, десяти прогулочных катеров "Амур", баржи-плоскодонки, мотобота и более 90 весельных лодок. А заведовал этим хозяйством И.И. Соболев.

В том же 1970-м на смену ставшему председателем профкома завода Александру Парфёновичу Криволапову пришел новый командующий эскадрой Григорий Павлович Бондажевский — настоящий энтузиаст и великий труженик. Коллектив прогрессовцев под руководством Григория Павловича: В.З. Березина, Л.Я. Стреколовская, А.П. Гребенюк, Л.Е. Карпушина, С. Киричкова, А.П. Тарпеха, С.М. Ермаков, Ю.П. Плаутина, В.И. Москаленко, В.К. Спесивый, В.М. Чижов, Ю.И. Хоменко, В.Н. Мустафин, В.М. Жук и др. не оставляли детворе ни минуты свободного времени. Каждая смена была заполнена работой кружков, спортивными соревнованиями, туристическими походами, гонками и прогулками на катерах, весельных лодках и катамаранах. Вечером — непременно танцы под баян.

Проводились товарищеские встречи по футболу и волейболу с командами соседнего пионерского лагеря "Портовик"; военизированная игра "Зарница" со стрельбой, сборкой и разборкой автоматов, строевой подготовкой совместно с военнослужащими из близлежащих гарнизонов. Особенно красочно и ярко всегда проходил праздник Военно-Морского Флота с участием морского владыки Нептуна и его свиты. В нём участвовал абсолютно весь персонал лагеря. Для победителей состязаний, первенств и конкурсов, для лучших отрядов организовывались прогулки на катерах по акватории Амурского залива. Дети были в восторге.

И в перестроечные шторма, и в лихолетье 90-х благодаря мудрому руководству авиакомпании и многолетнему по-настоящему самоотверженному труду коллектива лагеря, длительное время возглавляемого Антониной Ивановной Маун, "Бригантина" не спустила свои паруса. Преобразованная в заводской оздоровительный комплекс, она живет и сегодня. И в наши дни в летний сезон здесь всегда многолюдно, весело и шумно от детского смеха. Заявки на отдых в оздоровительный комплекс "Прогресса" начинают подавать уже в марте. В летние месяцы пробиться сюда уже невероятно сложно. При этом отдыхать приезжают люди из Иркутска, Биробиджана, Сковородино, Хабаровска, других городов Сибири и Дальнего Востока. Бывают и заморские гости.

Руководство авиакомпании и профсоюзный комитет оказывают помощь заводчанам, выделяя автотранспорт для следования к месту отдыха и обратно. Частично компенсируется стоимость проживания в домиках-экипажах базы, которая по сравнению с предложениями других организаторов отдыха на море сама по себе достаточно скромная, хотя в неё входит пользование постельным бельем, посудой, холодильником, электричеством. Отдыхающих всегда доброжелательно и приветливо встречают работники оздоровительного центра, практически каждого из которых по праву можно назвать ветераном производства.

Конечно же, прошедшие годы, а это уже 46 лет, дают о себе знать: ветшают деревянные строения, изнашиваются и портятся во влажном морском климате металлические конструкции. Работ по благоустройству с каждым годом становится всё больше, и они постоянно и настойчиво проводятся персоналом оздоровительного центра. Идет капитальный ремонт зданий; установлена современная детская игровая площадка со спортивным уголком; во все помещения проведена пожарная сигнализация. В ближайших планах — начать строительство нового здания экипажа и приобрести прогулочный катер.

Уверенно глядя в будущее, динамично развивая и постоянно наращивая производство, лидер ПРО СМР ОАО "ААК "Прогресс" не жалеет средств на обеспечение нормальных социально-бытовых условий для своих сотрудников и их семей. Не за горами то время, когда база отдыха авиастроителей обрастет новыми корпусами и развитой современной инфраструктурой. В это верит сегодняшний хранитель "Бригантины", Оксана Александровна Мишина, и возглавляемый ею коллектив. Верим в это и мы.

«Прогресс Приморья», № 39 (302) от 02.10.2014 г.

Подготовила Ольга Мишковец

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно