Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
30 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

День моряка-надводника

Военно-Морской Флот России. Его славная летопись началась много столетий назад. За этот период были придуманы и построены глубоководные аппараты, которые получили название подводных лодок. И всё же основой основ был, есть и будет надводный флот, куда входят военные корабли разных классов и модификаций. Поэтому праздник моряков надводного флота отмечают особо торжественно.

30 октября на всех российских флотах, включая и Тихоокеанский, который приморцам очень близок, отметили профессиональный праздник. Многие машиностроители тоже не остались в стороне. Это и понятно, ведь подавляющая часть предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, выпускает различные изделия для боевых надводных кораблей.

История Военно-Морского Флота нашей страны началась в октябре 1696 года. По повелению Петра I Думой было принято решение о создании в России военно-морского флота на постоянной основе. Однако первые военные корабли появились у нас до этого решения. А в мире — еще раньше.

Зарождение мореплавания и флота произошло в Древнем Китае, Египте, Финикии, а также в ряде других рабовладельческих государств. Изначально суда начали строить исключительно в торговых целях. Они позволяли преодолевать огромные расстояния по рекам и морям. Со временем появились и военные суда, которые сначала представляли собой гребные корабли. Наибольшее развитие они получили в Древней Греции и Риме. В те времена единственным назначением военного флота являлось уничтожение вражеских кораблей. Тогда основу морской тактики составляло применение таких приемов ведения боя, как использование метательного оружия, абордаж и таран.

В VII веке венецианцы существенно усовершенствовали гребные корабли. Новый тип судов получил название "галера". Этот вид со временем вытеснил все остальные типы гребных кораблей. К концу раннего Средневековья он являлся уже основным боевым кораблём. В ряде стран Средиземноморья с X–XI веков начали появляться парусные суда, которые назывались нефами. Именно от них и взяли свое начало военные флоты таких европейских государств, как Англия, Голландия, Франция, Швеция и Дания. В XVII веке в Великобритании, Испании, Франции и Голландии были созданы регулярные военные флоты. С целью постройки судов были созданы верфи, для управления флотом появились адмиралтейства. Тогда же была впервые установлена классификация кораблей, были определены их задачи.

Что касается нашей страны, то зарождение ВМФ у нас произошло еще в VI–VII веках. Но флот не получил особого развития до XVII века, а именно до 1696 года. Без преувеличения, историческое решение царя-реформатора подарило России новые возможности, позволило резко изменить отношение к себе во всем мире. И речь здесь не только о более эффективной обороне государства и наступательных сражениях. Наши моряки-надводники сумели сделать большое количество важных географических открытий. Среди этих открытий можно выделить основание Петропавловска-Камчатского, Николаевска-на-Амуре, кругосветные путешествия к берегам Северной Америки, а также многие другие, которые получили имена в честь их первооткрывателей. Среди самых выдающихся русских мореплавателей того времени можно назвать Ф.Ф. Беллинсгаузена, В.М. Головнина, Е.В. Путятина, М.П. Лазарева и многих других.

Еще во времена Петра I в России началось активное военное кораблестроение. Причем практически повсеместное: суда строили в Петербурге и Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Благодаря такой массовости появились новые флоты и флотилии на Азовском и Балтийском морях, на Тихом океане и в северных широтах. Уже во второй половине XVIII века Российский военно-морской флот занимал третье место в мире по количеству боевых кораблей. При этом осуществлялось постоянное совершенствование тактики проведения на море боевых действий и различных маневров.

В годы Великой Отечественной войны нашему флоту пришлось выдержать самые тяжелые испытания. Моряки внесли огромный вклад в общее дело победы над фашистами.

В послевоенное время Советский Союз продолжал достаточно активно развивать ВМФ, при этом обязательно учитывался боевой опыт. Преимущество тогда начали отдавать созданию крупных надводных кораблей. Велись работы по усовершенствованию ракет, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей.

Специалисты для ТОФ

В университетах Приморского края, где действуют военные кафедры, тоже празднуют День моряка-надводника. К таким вузам относится и Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. В его стенах готовится высокопрофессиональный кадровый состав морских специалистов. Среди общего числа факультетов учебного заведения наиболее значимое место занимает факультет военно-морского обучения, которому 26 ноября исполняется 70-лет.   

В нём, наряду со специальными дисциплинами, курсанты получают и качественную подготовку. В соответствии с требованиями учебных программ большая часть занятий, проводимых с курсантами, направлена на приобщение к флотской службе. И предъявляемые к обучающимся требования — такие же, как и к военнослужащим. В процессе учёбы каждый из них должен уяснить: для того чтобы уметь командовать людьми, необходимо и самому научиться подчиняться.

В этот день хочется отметить, что курсанты, проходившие военные сборы в 165-й бригаде надводных кораблей, внезапно попали и на военные учения "Восток-2014". Об этом сообщала газета ПРО СМР "Прогресс Приморья". Вот здесь по тревоге в реальной обстановке курсанты 10-й роты отрабатывали поставленные задачи в качестве штурманов БЧ-1 на Малом противолодочном корабле (МПК) по корректуре карты, пособий. Находились на боевом дежурстве по противоподводной диверсионной обороне, в течение 10 дней были в море и обеспечивали защиту и охрану кораблей внутреннего района от диверсантов. Всего попали на учения 17 курсантов: в экипажи Малого ракетного корабля (МРК) — 6 человек, Базового тральщика (БТ) — 5 человек, Малого противолодочного корабля (МПК) — 6 человек.
Командиры кораблей положительно отзываются о военной морской подготовке, знаниях курсантов, которых хотели бы видеть у себя на службе после окончания университета: А. Емельянова, В. Раповка, М. Гордиенко, А. Помахина, Р. Березина, А. Лотанова, Р. Константинова, Н. Черепанова, И. Цыс, Е. Шаулина и др. Сами курсанты в составе экипажей прошли "боевое крещение" и приняли военную присягу на верность Отечеству.

Отдельно стоит отметить достойную службу и работу офицерского корпуса. Это люди непростой судьбы, после окончания высших военных училищ многие были направлены для дальнейшего прохождения службы на Краснознамённый Тихоокеанский флот. Проходили службу на военных кораблях ТОФ и других флотах, принимали участие с дружественными визитами в иностранные государства, отдельные офицеры занимали различные командирские должности и исполняли интернациональный долг, участвовали в походах по борьбе с пиратством. Проректор по военному обучению капитан 1-го ранга Виктор Иванов поблагодарил офицеров за порядочность, компетентность, ответственное отношение к выполнению поставленных задач, умение чувствовать настроение в коллективе, строить свои отношения с курсантами и как с подчинёнными, и умение видеть в них личность.

В Морском университете продолжают работать такие замечательные офицеры, служившие на надводном флоте, как начальник ФВО Я.Л. Виткалов, старшие преподаватели ВМК-2 В. Вирченко, ВМК-3 Ф. Григоренко, начальник ОРСО А.И. Тарасенко, помощники начальника ОРСО В.В. Протасов, С.Д. Грудин, командиры рот: А.А. Рычков, В.П. Евсеенко, С.А. Сасонов, О.Н. Ершов, А.А. Гладченко. 

Этот год был весьма отмечен знаковыми событиями, деловыми визитами в МГУ имени Г.И. Невельского высокопоставленных лиц. Участие курсантов, офицеров и сотрудников в ответственных мероприятиях всегда начинается встречей Роты почётного караула, строевых смотров, посвящением в курсанты. Все это было отмечено руководителем администрации Президента России, руководством Минтранса и Федеральным агентством морского и речного флота, а также зарубежными гостями из Социалистической Республики Вьетнам, Франции, Японии, Китая, Кореи, Голландии, Канады, США и всех регионов бывшего СССР, которые посетили университет. Всем офицерам и курсантам-надводникам желаем успешной службы, учёбы и надёжного тыла!

«Прогресс Приморья», № 43 (306) от 30.10.2014 г.

Подготовил Пётр Пузин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно