Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Вернуть престиж инженера

В семидесятых годах прошлого века техническое образование пользовалось в нашей стране большой популярностью. Выпускники школ, не сговариваясь, шли учиться в политен, считая, что инженер — это звучит гордо, а точность — вежливость королей.

Постепенно всякая гордость была утрачена, а короли с их приверженностью к точным наукам оказались не у дел. Когда в 2012 году в ходе образования Дальневосточного федерального университета во Владивостоке появилась Инженерная школа, то уже само это название было воспринято технической интеллигенцией на ура. Но есть ли повод для радости? Стоит ли ждать, что в обществе вновь проявится былое уважение к инженерному труду, без которого немыслим научно-технический прогресс, модернизация действующих предприятий, а главное — реализация долгожданных проектов по развитию региона, о которых давно говорит руководство страны? В последние годы вопрос престижа инженерной профессии поднимается на совместных совещаниях приморских промышленных предприятий "Прогресс", "Аскольд", "Звезда", "Дальприбор", "Радиоприбор", "Варяг" и Инженерной школы, входящих в состав ПРО СМР. Тема, как говорится, требует своего решения. Думается, интересно будет услышать мнение об этом компетентного человека, доктора технических наук, профессора ДВФУ Анатолия Штыма.

— Анатолий Николаевич, в последние годы высшая школа была подвержена серьезному реформированию. Что показывает практика, какие проблемы в подготовке профессиональных инженерных кадров были решены, а какие появились?

— Да, действительно, сегодня в высшей школе происходят серьезные изменения. По принятому в последней редакции закону об образовании с сентября 2013 года все вузы РФ перешли на двухуровневую систему подготовки студентов. Первая ступень, бакалавриат, предполагает обучение в течение четырех лет по укрупненному направлению подготовки (к примеру, теплоэнергетика и теплотехника; электроэнергетика и электротехника и другие).

Выпускная работа бакалавра уступает по объему и содержанию дипломному проекту, которым завершалась традиционная подготовка инженера. Само слово "инженер" сейчас исключено из терминологии высшей школы и заменено словом "специалист". Только в исключительных случаях или по целевому набору и по узкому направлению подготовки мы готовим специалистов.

Второй ступенью высшего образования сейчас является магистратура, обучение в которой в течение двух лет завершается написанием магистерской диссертации.

Вузы только набираются опыта подготовки бакалавров и магистров, производя последние выпуски инженеров. Так что реформа высшего образования в соответствии с Болонским соглашением находится на начальном и самом сложном этапе. Предприятия в настоящий момент не устраивает уровень знаний, умений и навыков бакалавров и магистров в области производства. Техническое образование с многолетней традиционной для России подготовкой инженерных кадров переживает не лучшие времена. Крайне трудно в столь сжатые сроки адаптироваться к Болонскому соглашению, в основу которого легла двухступенчатая форма обучения.

— Выходит, престиж инженерного образования продолжает падать?

— Престиж технического образования в 90-е годы резко упал, и только в последнее время, даже несмотря на демографический спад, постепенно увеличивается конкурс на технические специальности. Но если раньше выбор специальности абитуриентов был мотивирован (семейная династия в энергетике, хорошее представление о работе ТЭС и другие), то сейчас прием в вузы формализован и напоминает лотерейный билет.

— Как вы оцениваете подготовку абитуриентов, она становится лучше или хуже? Мы знаем, что некоторые вузы на первом курсе инженерных специальностей вводят дополнительные занятия, чтобы ликвидировать пробелы, допущенные в школьном образовании.

— Подготовка абитуриентов стала значительно хуже, особенно по базовым предметам, таким как математика, физика, химия. Это приводит к самому большому проценту отчислений на первом курсе. Чтобы этого избежать и сохранить бюджетное финансирование в полном объеме, вузы вводят дополнительное обучение для студентов, увеличивают сроки пересдач и их число. Создают условия для сдачи экзаменов во время каникул.

— Как вы считаете, насколько образовательный процесс, подготовка инженеров сейчас отвечают требованиям времени?

— Современный образовательный процесс в вузе имеет две проблемы, от решения которых зависит качество подготовки выпускников. Первая — преподавательский состав. В годы перестройки из вузов ушли самые активные, предприимчивые. На большинстве кафедр вузов страны сейчас работают преподаватели, которые давно перешагнули пенсионный возраст, и молодые, зарплата которых не превышает 20 тысяч рублей, поэтому они вынуждены подрабатывать в ущерб общению со студентами. К слову сказать, программы подготовки бакалавров и магистров основаны в большей степени на самообразовании, и лишь минимальное количество часов отводится на работу преподавателей со студентами.

Вторая проблема при обучении — недостаточное оснащение ряда кафедр современным лабораторным оборудованием, лицензированным программным обеспечением.

— Осуществляется ли у вас, в Инженерной школе ДВФУ, какое-либо взаимодействие в подготовке специалистов с предприятиями, как вы видите такое сотрудничество?

— Одна из главных проблем в подготовке инженерных кадров — это отсутствие хорошей производственной практики. Выпускники доперестроечных лет помнят производственные практики, как правило, на лучших предприятиях страны, где им оказывали должное внимание.

Начиная с 90-х годов в силу ограниченности финансирования вузов средства на проведение практик не выделялись. Доступ студентов к оборудованию акционированных предприятий был ограничен, не говоря о возможности ознакомления с технической документацией, без которой нельзя выполнить полноценную дипломную работу.

Только личные отношения и добрая память выпускников позволяют частично справляться с этой проблемой. К сожалению, не все наши выпускники, которые сейчас занимают высокие должности, оказывают содействие в подготовке кадров для своих же предприятий.

— Как вы считаете, из стен технических вузов выходят востребованные специалисты?

— Парадокс состоит в том, что технические вузы не готовят в настоящий момент инженеров, в которых нуждаются предприятия. К примеру, последний выпуск инженеров-теплоэнергетиков по специальности "тепловые электрические станции" в Инженерной школе ДВФУ был в 2012 году, так как кафедра "Теплоэнергетика и теплотехника" в порядке эксперимента одной из первых перешла на двухуровневую систему подготовки.

Напомню, что ДВФУ имеет необычную структуру даже среди известных федеральных университетов. Он создан на базе четырех вузов Приморского края, но в нем нет привычных для университетов институтов, факультетов, деканатов. Пока сохранены кафедры, но их количество значительно сокращено, и в перспективе их тоже должны упразднить.

Через два года завершится подготовка последних инженеров, и ДВФУ перейдет на выпуск только бакалавров и магистров. Перед учебным заведением поставлена задача к 2020 году войти в число ведущих вузов стран АТР с переходом к международным программам подготовки выпускников. При этом упор делается на подготовку магистров, готовых к научно-исследовательской работе и предпринимательской деятельности с освоением инновационных технологий.

Такой подход, безусловно, не устраивает промышленные предприятия Дальнего Востока, для которых ДВПИ-ДВГТУ, а ныне Инженерная школа ДВФУ на протяжении десятков лет была кузницей кадров.

— Чего не хватает сейчас, с вашей точки зрения, в подготовке инженерных кадров?

— Только для энергетических предприятий нашей кафедрой подготовлено начиная с 30-х годов более двух тысяч инженеров-теплоэнергетиков. Выпуски в разные годы составляли от 20 до 100 человек в год по различным формам обучения. В 2014 и 2015 годах число выпускников-магистров по специальности "ТЭС" составит по 10 человек, и то не все собираются работать в энергетике. Их обучение в течение 6 лет было за счет государства, но обязательного распределения нет, они вольны в трудоустройстве.

Выход из положения есть, и он состоит в согласованном взаимодействии предприятия и вуза в подготовке востребованных специалистов.

По разным причинам кадровый голод предприятия энергетики пока не испытывают, но им следует задуматься о будущем и переходить на целевую подготовку ограниченного количества магистров и большего числа специалистов из выпускников-бакалавров. Одного года обучения достаточно, чтобы из бакалавра сделать высококвалифицированного инженера, при условии содействия в подготовке предприятий Дальнего Востока.

Месяц назад нами подписано соглашение о совместной работе в подготовке инженерных кадров по специальности "ТЭС" для ОАО "ДГК" "Приморская генерация". В успехе реализации этого соглашения сомнений нет, так как имеются все необходимые условия для реализации этого проекта.

Программой развития ДВФУ предполагается создание образовательных центров крупных компаний, объединяющих различные формы, уровни подготовки и переподготовки кадров.

К приоритетным направлениям подготовки относятся энергоресурсы и энергосберегающие технологии. Это направление реализуется совместно с компанией ОАО "РАО "Энергетические системы Востока".

«Прогресс Приморья», № 47 (310) от 27.11.2014 г.

Подготовила Лариса Бекетова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно