|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
В офицеры — с именем Макарова"Кадры решают всё" — лозунг советского времени, который не потерял своей актуальности и в наши дни. Неудачное реформирование армии и ВМФ в 90-е годы прошлого столетия сильно подорвало обороноспособность государства, оголив в разных местах не только сухопутные, но и морские границы. Страна в одночасье лишилась значительной части грамотных, высококвалифицированных специалистов, которые остались без средств к существованию по причине сворачивания воинских частей, подразделений ПВО, морских баз, распродажи по бросовым ценам военного имущества. Такое понятие, как защитник Отечества, исчезло на многие годы из лексикона россиян. Американизация катком прокатилась по нашей "несокрушимой и легендарной родной армии". Удар был так силён, что и предприятия "оборонки" чуть было не оказались в нокауте. Жёсткий пресс безвременья испытали на себе в полной мере и заводы, входящие сегодня в состав ПРО СМР, — "Прогресс", "Аскольд", "Дальприбор", "Радиоприбор" и другие. Пожиная плоды того периода, руководители нашей большой страны в настоящее время делают всё, чтобы армия, флот, а, значит, и предприятия, выполняющие оборонный заказ, шагали широкими уверенными шагами к одной общей цели — укреплению границ Российской Федерации. И здесь главный ресурс — конечно же, люди, без которых военная техника — гора металла, предприятия — неживые здания. По этой причине кадровый потенциал страны, имеющий большой опыт прошлого и передающий его по наследству новым поколениям профессиональных военных, инженеров, рабочих, важен как никогда. Особенно в пору геополитических перемен и стремления некоторых стран к развязыванию Третьей мировой войны. Вот почему современный сплав армии, флота, предприятий "оборонки" так важен на новом витке развития российского государства, когда на дворе стоит благодатное время собирания камней. "Армия, флот, народ" — вот, пожалуй, актуальный слоган дня сегодняшнего, да и завтрашнего, вероятно, тоже. И если так, то с большой радостью на всём Тихоокеанском флоте было воспринято сообщение о возврате Тихоокеанскому высшему военно-морскому училищу прежней, такой близкой и знакомой аббревиатуры — ТОВВМУ. И, что не менее важно, этому учебному заведению было возвращено имя адмирала Степана Осиповича Макарова, погибшего на боевом капитанском посту во время Русско-японской Жизненная необходимостьВспомним историю. Именно флот понес особенно тяжелый урон в годы Гражданской войны: он лишился большей части корабельного состава, большинства баз, многих квалифицированных специалистов. Поэтому в 20-е годы прошлого столетия началось восстановление, а в 30-е — и строительство нового мощного флота. При этом развитие морских сил на Дальнем Востоке форсировала сложная международная обстановка. Здесь активно готовились к войне японские милитаристы. В 1931 году они захватили Маньчжурию, а с 1937-го вели войну, направленную на захват всего Китая. Возник опасный очаг войны на тихоокеанском направлении. Для обороны огромных территорий советского Дальневосточного региона 21 апреля 1932 года были созданы Морские Силы Дальнего Востока, переименованные три года спустя в Тихоокеанский флот. В сжатые сроки формировались соединения надводных кораблей, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии. Как решалась кадровая проблема? Единственное в стране ВМУ имени М.В. Фрунзе уже не справлялось с этой задачей, решили создавать новое училище во Владивостоке. 19 ноября 1936 года на основании Постановления Совета народных комиссаров о расширении сети военно-морских учебных заведений была издана Директива о формировании 3-го Военно-морского училища. А 18 октября 1937 года уже был издан первый приказ его начальника. Место расположения училища выбрали на окраине города, на Саперной сопке, где с 1905 года располагались казармы саперного батальона, а после революции и Гражданской войны жили железнодорожники. Строительный батальон флота и личный состав, направленный в училище, приступили к работам. Под учебные, жилые и административные помещения переделывались солдатские казармы, на них достраивались третьи и четвертые этажи, делались пристройки. Проект реконструкции создали архитекторы КЭО "Военпроект" ТОФ М.С. Смирнов и В.И. Извеков. К концу января 1938 года были подготовлены к приему курсантов три этажа южной части учебного корпуса, вступили в строй учебные аудитории и лаборатории, столовая, санчасть, типография, телефонный коммутатор, сформирована кадровая команда. Для семей офицеров и сверхсрочников построили несколько домов. Теперь училище могло принимать первых курсантов. Для их обучения были отобраны наиболее подготовленные командиры ТОФ, которые стали учителями и наставниками будущих офицеров. Морозным утром 30 января1938 года после окончания 1-го семестра первокурсники ВМУ имени М.В. Фрунзе специальным поездом из Ленинграда прибыли к берегам Тихого океана. Их было 329 человек, влюбленных в море, оставивших позади бескрайние просторы Родины: седой Урал и раздольную Сибирь, священный Байкал и тайгу Приамурья. Наконец в окна поезда блеснула гладь Амурского залива. Дальше — только море. На территории училища произошел незапланированный митинг с участием командующего Тихоокеанским флотом флагманом 2 ранга Николаем Герасимовичем Кузнецовым. Его речь очень взволновала курсантов, и они с необычайным воодушевлением взялись за учебу. Помимо усвоения азов военно-морской науки, будущие офицеры занимались кладкой кирпичных стен, малярничали, плотничали — словом, доводили до ума училище. Никто не жаловался на долгий рабочий день, личный состав горел желанием учиться в новых классах и лабораториях. Первый курс, куда кроме приезжих из Ленинграда курсантов были зачислены и лучшие старшины и матросы флота, состоял из восьми групп, каждая из которых делилась на два класса. Готовили штурманов, артиллеристов и минеров. Наряду со специальными дисциплинами, изучались и общеобразовательные предметы, занятия по которым вели преподаватели местных высших и средних учебных заведений. Учеба будущих морских офицеров была организована с учетом дальневосточной специфики; изучался не только театр плавания, но и языки вероятных противников — японский и английский. Становление воинского коллектива шло в неспокойной социально-психологической обстановке. 17 декабря 1938 года был снят с должности и репрессирован начальник 3-го ВМУ полковой комиссар А.Д. Баруздин. Его заменил начальник курсов А.А. Поскотинов. Со второго полугодия 1939/40 учебного года здесь начался переход на четырехлетнее обучение. Это было вызвано насущной необходимостью: отказавшись от специализированной подготовки, готовить офицеров широкого профиля, способных занять на корабле любую командную должность, с присвоением квалификации "вахтенный командир". Училище становится высшим и получает название "Тихоокеанское высшее военно-морское училище" (ТОВВМУ). В феврале-марте 1941 года в стенах вуза прошли первые государственные экзамены. На экзаменах по кораблевождению присутствовал командующий ТОФ вице-адмирал И.С. Юмашев. На его вопросы курсанты дали грамотные и исчерпывающие ответы. По результатам испытаний первым по всем статьям стал выпускник О.М. Мачинский, которому была вручена золотая медаль. Ему по распределению выпало служить на Тихом океане, во время войны совершить переход на Север, служить там на эскадренных миноносцах, пережить гибель эсминца "Деятельный". После войны офицер командовал различными кораблями, служил в штабах, получил звание контр-адмирала. Сейчас в центральном вестибюле учебного корпуса висят мраморные доски, на которых выбиты имена выпускников — золотых медалистов, и первое среди них — имя Мачинского. — В годы Великой Отечественной войны многие выпускники училища попали служить на сражающие флоты, — рассказывает заведующий военно-историческим музеем вуза Иван Федорович Команицын. — Ведь 22 июня 1941 года застало курсантов на стажировке на кораблях Тихоокеанского флота и Амурский флотилии, часть их находилась на Балтике. Выпуск произвели досрочно 24 июня, многие погибли при обороне Либавы, так и не получив дипломы. Осенью того же года, досрочно получив офицерские звания, на защиту Москвы, Ленинграда и Мурманска убыли 140 лейтенантов 2-го выпуска, 98 старшин-курсантов 2-го курса и 99 старшин 1 статьи — первокурсников. Они были направлены в формирующиеся морские стрелковые бригады в качестве младших командиров. И куда бы ни забросила судьба выпускников училища — на флоты или на сухопутные фронты, — везде они воевали мужественно. Так, летом 1942 года совершил свой бессмертный подвиг матрос роты обеспечения Михаил Паникаха, отправленный под Сталинград вместе с другими моряками ТОФ. Во время ожесточенного боя воин израсходовал все свои гранаты, оставались лишь две бутылки с зажигательной смесью. В тот момент, когда он пытался бросить бутылку в ближайший танк, пуля разбила ее, и огонь охватил человека. А он и не стал сбивать пламя. Его боевые товарищи увидели, как из окопа выскочил горящий боец, подбежал к фашистскому танку и ударил второй бутылкой по решетке моторного люка. Языки пламени и огромные клубы дыма поглотили героя вместе с подожженным им танком. В 1990 году Михаил Паникаха был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Имя его, как и имена Героев Советского Союза Василия Быкова, Ивана Авеличева и других, навечно внесено в списки училища. Боевые традиции старших поколений живут и по сей день, на них воспитываются все последующие поколения наших курсантов. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 48 (311) от 04.12.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |