Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Инженер нужен всегда и везде

С главным технологом, начальником технологического центра завода "Изумруд" Александром Рузиным и с помощником генерального директора завода по кадрам Людмилой Пронягиной корреспондент газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья" встретился в ДВФУ на Дне открытых дверей, спустя время разговор продолжился в редакции. Специалисты завода — прямые участники этого мероприятия — внимательно изучали потенциальных абитуриентов, кадровый менеджмент других заводов и работу организаторов этого события — преподавателей и сотрудников Инженерной школы.

Мы посчитали, что мнение Александра, который сам является выпускником машиностроительного факультета Института автоматики и передовых технологий по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств" ДВГТУ 2005 года, сумевшего уже сделать серьёзную карьеру, будет интересным для читателей "Прогресса Приморья".

Александр Рузин: "В первую очередь, как руководитель технологической службы, я заинтересован в приливе "свежей крови" в свое подразделение. Моё мнение: молодёжь не идёт активно работать на заводы, поскольку в приоритете другие направления. Было интересно понять ситуацию именно в вузе: как он сам участвует в этом процессе, как там прислушиваются к промышленникам, сколько специалистов готовят. Нужно было посмотреть участие в мероприятии других промышленных предприятий.

Большой ажиотаж

Порядка 5000 — такое количество абитуриентов прошло в течение 3 — 4 часов через открытые двери ДВФУ. Приезжали целыми автобусами. Естественно, кампус достаточно красив и современен в плане архитектуры, а для ребят это тоже имеет значение. Были такие, которые буквально с открытыми ртами заходили, и для них это большое дело — учиться в таком замечательном месте. Многие сразу начинают мечтать поступить сюда, а задача вуза — набрать себе хороших студентов.

Я и сам сейчас учусь в магистратуре ИШ и, пересекаясь со своим куратором А.Г. Боровиком по многим вопросам, вижу, что университет в этом направлении работает и стремится к взаимодействию с промышленными предприятиями, чтобы наладить конвейер кадровой работы.

Без инженеров как без рук

Были представлены абсолютно все заводы региона. Это и арсеньевский "Прогресс", лидер ПРО СМР, и владивостокские предприятия, и большекаменский завода "Звезда". Прибыли специалисты Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода. В принципе, большие градообразующие предприятия все участвовали. Я считаю, что вузы как раз и должны ориентироваться на запросы этих предприятий: никто другой так хорошо не знает, какие нужны специалисты и чему их учить. Инженерная школа ДВФУ активно работает в этом направлении, постоянно присылает ребят на практику, делает распределение по заводам. Какие-то ребята затем и остаются на заводе. Вуз работает в этом направлении, но хотелось бы, чтобы ДВФУ в целом больше упор делал на "технарей", а не на гуманитарные профессии, поскольку тех же экономистов, гуманитариев и другие вузы готовят, а вот технических специалистов мало где выпускают.

Срабатывает такой психологический момент: молодое поколение выбирает профессии более высоко оплачиваемые на рынке труда, а не то, что более востребовано и перспективно. Естественно, выпускник с хорошими баллами имеет возможность делать выбор по направлению, куда бы он хотел пойти учиться. Поэтому промышленники должны делать упор на то, что уровень заработной платы и жизни инженеров-технарей стал более высоким. Когда экономист или юрист получает больше, чем конструктор или технолог — это неправильно.

Инженер — это основа промышленности, основа государства, основа обороноспособности. Большинство наших заводов выполняют оборонные заказы. У предприятий, которые выпускают продукцию гражданского назначения, — другая ситуация, там нет такой проблемы с кадрами. У нас же молодёжь работать побаивается, потому что ответственности больше. Нас контролируют, мы зажаты в определённые рамки.

Место под солнцем

Любой, желающий работать после школы на заводе, может прийти и найти здесь своё место под солнцем. Очень много рабочих профессий крайне востребованы, и на них существует сумасшедший "кадровый голод": это координатчики (токари-расточники), многостаночники, шлифовщики, токари-фрезеровшики и т. д. Людям этих профессий с 5 — 6 разрядом, с "золотыми руками" уже по 65 — 70 лет, и их число сокращается. И если на заводе остаются всего один-два координатчика, нужно очень серьёзно призадуматься, готовить им замену, а по времени это не год и не два. Чтобы подготовить серьёзного слесаря-ремонтника или многостаночника, координатчика или шлифовшика, или зуборезчика, потребуется 5 и более лет. При этом человек ещё должен быть склонен к этому труду, иметь определённые способности. Среди тех, кто готов учиться, тоже определённый отбор происходит.

На заводе ученик закрепляется за наставником, который получает за него небольшую доплату, и он в короткие сроки должен в максимальном объёме перенять опыт учителя.

Рабочие династии

Лучше всего перенимать опыт от своего же отца или деда, это более близкий контакт ученика с наставником.

На предприятиях существует практика подготовки специалистов по целевому набору. В основном учиться по набору идут дети самих работников завода, обычно это два-три места в год. Завод оплачивает обучение своих студентов с перспективой на то, что они вернутся сюда работать уже в качестве специалистов. Когда сын рабочего приходит на завод, ему гораздо легче влиться в коллектив и получить ответы на все вопросы. Преемственность поколений, династии рабочих профессий — это большой плюс любого предприятия, и на "Изумруде" они тоже есть, и мы надеемся, что их будет ещё больше. Когда родители рядом, молодому человеку психологически легче, хотя не обязательно его профессиональное направление совпадает с их профессией.

Кадровый менеджмент

В советское время были профучилища, где студентам давали базу рабочих профессий. Правда, туда шли не самые сильные старшеклассники. Конечно, было бы здорово, если бы и сегодня у заводов были свои училища, но это требует больших ресурсов. А вот брать шефство и работать с лицеями, училищами, техникумами — это любой работодатель может себе позволить. Можно посещать эти заведения, вести пропаганду. Это тоже определённый кадровый менеджмент.

Круглый стол

В День открытых дверей директор Инженерной школы ДВФУ провёл Круглый стол, куда пригласил всех представителей работодателей. Александр Беккер сказал: "Мы готовим для вас специалистов, но и вы должны принимать активное участие в этом процессе". Он прекрасно понимает необходимость такого взаимодействия.

В последнее время целевые наборы стали основой подготовки кадров для предприятий, и стало больше шансов, что такие специалисты действительно пойдут работать на завод, который их направил на учёбу.

Стать инженером не так просто, потому что, как минимум, надо иметь набор базовых знаний: по физике, химии, математике. Если ты конструктор или технолог, ты должен понимать чертёж. Всё это требует определённого склада ума и усилий. Есть такая молодёжь, которая с детства любит ковыряться с изделиями, что-то строить, конструировать, вот её бы и не растерять в качестве будущих инженеров.

Перспективы роста

Но круг этих людей сужается за время учёбы, и, соответственно, ещё меньше ребят приходят на заводы. Поэтому экономика должна быть так построена, чтобы инженеры получали достойные заработные платы, имели дополнительные социальные льготы в плане жилья и другие возможности.

У нас почти на всех заводах сходная ситуация в плане нехватки кадров. С 90-х годов промышленность стояла, и поэтому "технари" уходили в бизнес, выживали, как могли, и теперь работников среднего возраста на производстве нет — есть люди после 60-ти и сразу "зелёный молодняк". Образовался некий разрыв. Все руководители заводов понимают, что нужно готовить свои кадры, и сегодня мы наблюдаем период, когда молодёжь в той или иной мере начинает заменять старых спецов. Любой директор понимает перспективу такого омоложения, поскольку лет через 5 "стариков" уже можно будет по пальцам пересчитать. Должна быть и достойная им замена, особенно в такое время, когда нестабильный курс и нестабильные заказы, перепады поставок комплектующих, но, несмотря на это, надо выживать и получать прибыль.

В Советском Союзе была межзаводская кооперация, комплектующие были отечественного производства. Сегодня везде импорт, плохо обстоят дела с отечественными комплектующими. Заводам нужна гибкость в производстве и небольшая инерционность, а это зависит от грамотных специалистов, которые могут оперативно обрабатывать заказы, правильно оценить их с точки зрения рентабельности, дать заключение, проработать техническую сторону.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 6 (320) от 19.02.2015 г.

Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно