Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…»

Так поэт сказал о женщине прошлого. Если говорить о роли женщин в современном обществе, то примером может стать многократная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина. Она и семье уделяет время, и труду, и общественной работой занимается активно. Есть и другие примеры, но, к сожалению, пока мы не видим тех женщин, которые трудятся на заводах, а свободное время посвящают общественной работе. Они, конечно же, есть, но на просторах большой страны, увы, теряются, и о них мы или знаем мало, или вообще ничего не знаем. И здесь непаханое поле для деятельности российских СМИ.

Паша Ангелина оказалась в истории отечественного производства единственной, кому первой удалось перевыполнить норму производительности труда, за что она удостоилась государственных наград. Хотя следом многие женские бригады повторили её достижение. Но это было потом. Она на все времена осталась первой.

Если взять, например, наших лётчиц, совершивших посадку в дебрях дальневосточной тайги недалеко от села Керби в 30-х годах прошлого века, то, без сомнения, имена Марии Расковой, Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, о подвиге которых в прошлые годы ни однажды на своих страницах рассказывала газета "ПП", учредителем которой является Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России, остались в памяти надолго. Никто не будет спорить о том, что они первые рекордсменки полётов на дальность.

Много позже Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом. И если в прошлом женщину можно было представить хранительницей очага, то в наши дни не всегда. Слабый пол сегодня сам берёт бразды правления в свои руки. Представьте себе, но уже давно не редкость женщина-директор крупной компании, фермерского хозяйства, а то и небольшого завода. Впрочем, современные бизнес-леди вряд ли назовут вам имена Екатерины Невельской, Надежды Крупской, Нины Лебедевой-Кияшко, многих других женщин, чья заслуга в том, что они не только были прекрасными "боевыми подругами" и верными жёнами, но и обладали организаторскими способностями. Нина Лебедева пошла на эшафот вместе с командиром Красной Армии Сахалинской области Яковом Тряпицыным, Елена Невельская разделила все невзгоды и трудности морской походной жизни со своим мужем Геннадием Невельским, снискавшим себе славу на просторах Амура, Тихого океана и Охотского моря. Она ни на шаг не отходила от него. Или другой пример — жена всемирно известного русского писателя Ф. М. Достоевского, Анна Сниткина, ставшая надежной опорой в самые тяжёлые времена для автора многих классических литературных произведений. Она не оставила писателя до самой его кончины, доработав и переиздав за границей практически все произведения мужа. Анна всегда и во всём была ему верной помощницей и другом.

Это те примеры, которые известны широкому кругу наших граждан. Но есть и такие, о которых мы узнаём спустя столетие. И слава Богу, что узнаём!

"Михаил Николаевич Смолко"

Если в фильме "Гусарская баллада" храбрый корнет на поверку оказывается женского пола, и об этом узнают гусары, то ничего удивительного здесь нет, кино оно и есть кино, великая иллюзия, не более. Да и сюжет сценарист может придумать. Но в том-то и дело, что в прошлые века патриотически настроенные женщины в русской армии непременно рвались на передовую. И "Гусарская баллада" тому подтверждение.
История жизни героини-дальневосточницы Елены Михайловны Постоноговой-Козак похожа на легенду, но есть документы, которые опровергают скептические мнения. Судите сами. Родилась Елена Михайловна во Владивостоке в 1878 году. Её отец, николаевский солдат, служил верой и правдой царю-батюшке четверть века. Дочери он дал мужское воспитание. Научил её верховой езде, владению шашкой, бесстрашию. Это пригодилось девушке на разных фронтах. Заметим, что Елена, не желая выдавать своего истинного имени, придумала себе псевдоним. Она была известна на фронте как "Михаил Николаевич Смолко". Видимо, хотела иметь равные права с мужчинами. Официально она числилась кавалеристом-разведчиком 3-ей сотни 2-го Нерчинского полка. Впрочем, ей удалось получить хорошее образование. Елена владела китайским, японским, корейским, маньчжурским, польским и немецким языками. Она участвовала в "боксёрском" восстании в Китае в 1900 году. В Амурском казачьем полку не без труда, но стала переводчиком с китайского языка. Не зная, что перед ними девушка, казаки запросто называли её "Миша-переводчик".

Вместе с отрядом Смолко гонялась за разбойниками-хунхузами, грабившими русские обозы, вырезавшими посёлки в полосе отчуждения КВЖД. Знание языков выручало при встрече с местными жителями. Однажды отряд принял бой, но благодаря Елене больших потерь удалось избежать. Причиной стала её беседа с одним из китайцев, который и предупредил о готовящемся нападении хунхузов на расположение казаков. Это позволило предотвратить нападение и ликвидировать противника. Командование по достоинству оценило действия Елены – ей была вручена сабля с серебряной рукояткой, на которой красовалась надпись: "За храбрость под Кайгой переводчику Смолке". За поход в Китай она была награждена медалью.
Но не всё выходило гладко. В одной из непродолжительных стычек Елена получила штыковое ранение в шею.

Мирная жизнь продлилась недолго. Началась русско-японская война. Елена Смолко подаёт прошение о принятии её на воинскую службу военному губернатору Владивостока, генерал-губернатору Колюбакину. Следует категорический отказ. Но Елену это лишь раззадорило. Она без всякого на то разрешения едет в Харбин, добивается аудиенции временно командующего войсками генерала Волкова. Не приняв ухаживаний стареющего генерала, казачка, переодевшись в военную форму, прибывает на передовую и попадает в самое пекло войны. Как и прежде, она становится переводчиком китайского языка, а затем и 3-ей сотни 2-го Нерчинского полка кавалеристом-разведчиком, и тоже "Михаилом Николаевичем". Участвуя в одной из разведывательных операций под командованием подъесаула Вишнякова с 20 казаками, Елена использовала проверенный приём. Когда отряд прибыл в городок Киндинсян, полагая, что удалось совершить рейд скрытно от врага, Смолко расспросила одного из крестьян о наличии здесь японских войск, что позволило сохранить жизни товарищей по оружию.

Следует отметить, что казачка участвовала в жестоких схватках под Лун-ваном и Дан-ваном. Она отличалась в бою жестокостью, не щадила врага. Отлично плавала, ныряла, без устали скакала на лошади. Но была по-женски сентиментальна, подолгу любовалась цветами и наблюдала за птицами. Были случаи, когда отдавала последнюю порцию риса крестьянам. И снова беда не обошла её стороной. В окрестностях селения Фундялузы Смолко была ранена в грудь. И что интересно, в самом конце войны она снова вернулась в строй. И снова пошла в разведку. За ряд удачных операций в составе отряда полковника Мадритова Елена Михайловна получила ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней. Эти сведения о ней стали последними. И лишь в 1910 году судьба приводит её в Санкт-Петербург.

Гражданская война стала завершающим этапом интересной биографии Смолко, когда ей пригодились переводческие знания. Тогда она служила в Белой армии адмирала Колчака. По некоторым данным, жизнь её оборвалась летом 1920 года, когда красные обвинили переводчицу в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу.

Несмотря на трагическую судьбу, Елена Михайловна Смолко оставила о себе добрую память.

«Прогресс Приморья», № 8 (322) от 05.03.2015 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно