Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Дальзавод» во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны в Приморье было законсервировано строительство заводов, не имевших первостепенного значения в условиях военного времени. Все усилия были брошены на введение в строй оборонных предприятий, сооружение которых было начато до войны, а также на перепрофилирование уже существующих производственных мощностей на работу для нужд фронта.

Обеспечение потребностей обороны страны стало основной задачей предприятий Приморья. Ускоренными темпами строились заводы оборонного значения, базы горючего, аэродромы, рубежи, подземные убежища, производилась реконструкция цехов по выпуску боеприпасов и т.п.

Из данных, предоставленных Приморским музеем им. В.К. Арсеньева, следует, что в 1941–1943 годах на реализацию этих задач было освоено 1 млрд 133 млн рублей капитальных вложений.

Значительная часть этих средств была направлена на развитие базы Военно-морского флота, имевшей огромное стратегическое значение ввиду возможной агрессии милитаристской Японии, — около 20% от общего количества.

На укрепление основных предприятий судостроительной промышленности приходилось 9,2% этих средств, обороны — 8,7%, угольной промышленности — 8,6%, морского флота — 5,9% и путей сообщения — 5,4%.

Первым делом самолеты

Предприятия оборонной промышленности в годы войны были наиболее молодыми в Приморье. Многие были построены незадолго до начала войны, некоторые продолжали строиться в ее годы. Заводские цеха ускоренными темпами вводились в строй по мере готовности. При этом процессы модернизации и производства часто проходили одновременно.

Так, в мае 1941 года авиационный завод № 116 в Арсеньеве, на котором еще продолжались работы по обустройству и оборудованию помещений, не прекращая начатый перед войной ремонт самолетов и моторов, перешел к серийному выпуску авиационных машин УТ-2. Окончательно авиационный завод был принят государственной комиссией в эксплуатацию только 26 апреля 1942 года.

Также в 1941 году был открыт механический завод № 1 Владлага НКВД, выпускавший мины.

Огромное значение для Приморского края имело развитие и укрепление судостроительной и судоремонтной баз.

В числе ведущих предприятий Приморья, безусловно, стоял "Дальзавод" во Владивостоке, который в 1941 году возглавлял Борис Евгеньевич Клопотов. Начатая в предвоенные годы реконструкция завода продолжилась и в период войны, хотя ее темпы ощутимо замедлились.

Одновременно с постройкой и ремонтом боевых кораблей "Дальзавод" выполнял большой объем работ по модернизации кораблей, оснащению их современной техникой и вооружением. Работники завода преодолевали технические и технологические трудности, применяя нестандартные ходы и решения при выполнении государственных задач.

Так, работники завода впервые установили уникальную ледовую защиту на корабли северной экспедиции (эсминцы, крейсера, лидеры). Кроме того, завод вел самостоятельные исследования по достижению бесшумности подводных кораблей, разработке новых средств ведения войны. Инженером "Дальзавода" А.П. Соловьевым было предложено бортовое минное устройство для подводных лодок, повышавшее их боевые качества. Испытания устройства прошли успешно, и оно было принято на вооружение советского подводного флота.
Всего в 1941-1943 годах работники "Дальзавода" построили и сдали в эксплуатацию 3 эсминца, 9 подводных лодок, 4 транспортных средства вспомогательного флота. Кроме того, в доках завода прошли ремонт 77 судов ТОФ.

Все для фронта — от снарядов до лыж

Помимо строительства и обслуживания крупных боевых единиц, приморские заводы активно выпускали боеприпасы.

Производство боеприпасов осуществляли на "Дальзаводе", на заводе "Металлист", механическом заводе № 1, Спасском цементном, паровозовагоноремонтном заводах, в артемовских мастерских и других предприятиях.

В течение 1942, 1943 и пяти месяцев 1944 года в Приморье было произведено 510,6 тысяч штук 76 мм и 96,8 тысяч штук 12 мм снарядов, 12,2 тысячи штук 120 мм и 623,6 тысяч штук 82 мм мин.

Кроме того, предприятия края направили на фронт 20240 штук авиабомб ФАБ-100 и 35566 штук авиабомб АО-10, более 1,8 млн штук корпусов и 517,5 тысяч штук запалов к гранатам Ф-1, 199,1 тысяч штук учебных цементных авиабомб.

Океанский фанерный завод к ноябрю 1941 года наладил выпуск ранее ввозившихся аккумуляторных шпонов, авиационной фанеры, противотанковых мин, телеграфных катушек и прессовку пробковых плит. Уссурийский лесокомбинат № 1 обеспечил изготовление лыж, выдавая по 750 пар в сутки, спецупаковку разных видов, разборные казармы, передвижные ремонтные мастерские.

С начала Отечественной войны по ноябрь 1941 года местная промышленность Приморского края выполнила военных заказов на 7,5 млн рублей.

«Прогресс Приморья», № 18 (332) от 14.05.2015 г.

Подготовила Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно