|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Четыреста боевых вылетов командира эскадрильиВ одном из номеров газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" был опубликован материал о Герое Советского Союза, приморце, военном моряке Николае Ивановиче Сипягине, именем которого названа улица во Владивостоке. Сегодня мы рассказываем о другом Герое, тоже приморце, но военном лётчике. Боксёр юношеской сборной команды Приморья Абрек Баршт родился 2 декабря в селе Старая Збурьевка Херсонской области. В 15-летнем возрасте вместе с родителями переехал во Владивосток. Обучаясь в средней школе № 1, активно занимался боксом, показывал хорошие результаты, недаром с 1934 по 1937 годы ему доверяли место в сборной. В 1938 году Абрек получает в школе аттестат зрелости и продолжает заниматься в аэроклубе. Как и большинство его сверстников, Баршт мечтал стать лётчиком. Он методично, с точностью боксёра шёл к своей мечте и вскоре был зачислен в Читинскую военно-лётную школу. Ему довелось учиться и лично знать будущих бесстрашных Героев Советского Союза: Алексея Маресьева, Петра Харитонова, Григория Дмитрюка, Анатолия Кожевникова. Успешно окончив лётную школу, он здесь же служил инструктором. В первые дни войны получил назначение в действующую лётную часть. В его обязанности входило сопровождение штурмовиков к выходу на цель, охрана их от нападения фашистских истребителей. Выполняя задание в определённой зоне, он не только вёл тщательное наблюдение за врагом, но и в минуты опасности вступал в бой. Баршт внимательно следил за тем, как и где разрываются снаряды. Бывало, они ложились мимо цели. Значит, артиллеристы получали неверную корректировку лётчика, сидевшего в хвосте самолёта. Мгновенно вносить поправки в корректировку огня оперативно не получалось. Молодой комэск выяснил, что Ил просто не успевает за короткий промежуток времени, за время полёта снаряда, приблизиться к цели на близкое расстояние и проследить эффективность огня батарей. Баршт обратился к командиру полка с предложением самим лётчикам вести корректировку, потому что истребители за счёт маневренности могут оказаться недосягаемы для люфтваффе. Предложение получило поддержку в разведке артиллерии фронта. Провели эксперимент. Баршт и его ведомый Д. Шворников, выполняя задание, обнаружили с воздуха груду взрывчатки, ведущий тут же определил координаты цели и сообщил по радио на батарею. Развернув самолёт, он со снижением устремился к цели. Специально летел параллельно снаряду, чтобы определить точные координаты, где он разорвётся. Сделав на карте соответствующие поправки, лётчик оперативно передал их артиллеристам, которые мгновенно накрыли цель. После выполнения задания начальник разведки артиллерии фронта полковник С.Д. Заика сделал заключение, что преимущества истребителя как корректировщика неоспоримы. С той поры Баршт совершил около трёхсот вылетов на разведку и корректировку огня. Часто, находясь со своим ведомым в глубоком тылу противника, лётчики оказывались в казалось бы безвыходной ситуации. Однако всегда высочайшее лётное мастерство, оправданный риск и личное мужество помогали Баршту быть на высоте. Было очень непросто обнаружить замаскированные немцами артиллерийские батареи, танковые колонны, склады с горючим и провиантом. Для точного местоположения того или иного объекта приходилось подолгу "висеть" или кружить над будущей целью. Бывало и такое, когда для полного понимания, что цель не мнимая, а естественная, приходилось барражировать так низко, что, казалось, самолёт вот-вот зацепит макушки деревьев и всё закончится. Зато дальше в эфир летели точные координаты артиллеристам, и мощные залпы накрывали объект. Чем ближе был желанный день победы, тем опасней становились рейды приморского боксёра Бартша во вражеский тыл. Однажды, выполнив задание по корректировке огня, Баршт и его ведомый Сергей Гордадзе увидели немецкие "фоккеры". Лётчики приняли единственно правильное решение — первыми навязали бой противнику, несмотря на то что в количественном составе уступали. Доблестные лётчики люфтваффе просто не ожидали такой дерзости от советских истребителей и, потеряв два самолёта, поспешили ретироваться. За этот день бой стал четвёртым столкновением с вражескими воздушными машинами. За время войны четыреста три раза поднимал Баршт свой самолёт в небо. По его точной наводке было уничтожено двадцать пять батарей, пятьдесят танков, немало другой различной техники и боеприпасов, а также живой силы фашистских завоевателей. Он лично уничтожил восемнадцать вражеских самолётов, в группе — десять самолётов люфтваффе. 10 апреля 1945 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Приморский боксёр Абрек Аркадьевич Баршт после войны окончил военно-воздушную Краснознамённую академию им. Ю.А. Гагарина. Затем служил в авиации Краснознамённого Тихоокеанского флота. В 1965 году в звании полковника вышел в запас. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красного Знамени, двумя — Красной Звезды. Героем Советского Союза прославленный лётчик из Приморья стал в 24-летнем возрасте. Умер 21 марта 2006 года. «Прогресс Приморья», № 24 (338) от 25.06.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |