|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Боевой путь командира взводаДорога на Сталинград для Ивана Очеретянного началась здесь, на дальневосточной земле. В 1941 году он был студентом института инженеров железнодорожного транспорта. Но началась война, и молодые ребята, жаждущие скорее разбить ненавистного врага, стали учиться в военном пехотном училище. В 1942 году обстановка на фронте сложилась критическая. Верховное главнокомандование формирует новые боевые соединения и перебрасывает их под Сталинград. Так была сформирована отдельная стрелковая бригада, в которую вошли только дальневосточники: курсанты военных училищ и моряки-тихоокеанцы. 10 июня 1942 года был первый бой Ивана Очеретянного и первая его встреча с фашистами. Взвод занял оборону у одной из дорог. Задача — удержать ее. Рано утром показались немецкие мотоциклы (это была разведка). На вооружении взвода — два станковых пулемета и переносные минометы. С мотоциклами справились легко. Против фашистских танков имелись только зажигательные бутылки. Советская тяжелая артиллерия, что вела обстрел с закрытых позиций левого берега, не доставала немцев и не наносила им потерь. Бой был очень тяжелым. До вечера удерживали дорогу, теряя товарищей… К вечеру был получен приказ отступать. За первым боем — второй и третий. Приходилось отступать... Но даже в этих случаях дрались так, что немцы боялись наших солдат и мертвыми. В августе бои шли на окраине Сталинграда. Здесь Иван получил первое ранение. Его вместе с другими ранеными ночью переправили на левый берег Волги. Иван двадцать дней пролежал в госпитале. В сентябре вернулся в свою бригаду. После тяжелых боев уцелели немногие. Остатки дальневосточной бригады влились в гвардейскую стрелковую дивизию. Ивану Очеретянному присвоили звание младшего лейтенанта и назначили взводным. Начались самые тяжелые бои в Сталинграде. Тогда вышел исторический приказ Верховного главнокомандующего "Ни шагу назад". Да и сами бойцы понимали, что нет у них права отступать. Не было привычной линии фронта. Каждое подразделение, каждый взвод, даже порой каждый расчет вел свой бой, держал свой фронт. За каждый дом, за каждый этаж шли тяжелейшие бои, и один и тот же дом не раз переходил из рук в руки. В домах часто завязывался рукопашный бой, здесь уже шли в ход приклады, штыки, кулаки. Свирепствовала фашистская авиация, вражеские самолеты господствовали в небе. Часто от домов оставались одни развалины. Когда кончалась бомбежка, немцы шли вперед, и тогда эти развалины оживали и заливали врага яростным огнем уцелевших стволов. Пришлось Ивану Савельевичу защищать и Мамаев курган. Бои здесь проходили тоже жестокие. Мамаев курган имел большое стратегическое значение. И наши, и немцы стремились овладеть им любой ценой. Много здесь полегло бойцов... Все-таки знаменитый курган немцам не отдали и Сталинград удержали. Волга горела — горело масло и топливо из разбитых цистерн и бочек, и вся эта горящая масса плыла по воде. Горели люди и техника, но беспрерывно каждую ночь работала переправа, город сражался. В боях за Сталинград Иван получил орден Славы и медаль "За отвагу". Стало легче в октябре, когда переправили тяжелую артиллерию, стало больше танков и самолетов. Двенадцатого ноября началось общее наступление. Вот когда пришлось насмотреться на пленных фашистов! Враг был подавлен и морально, и физически. Завершилась битва, после которой сокрушающая все на своем пути немецкая машина стала давать сбои. Был окончательно развеян миф о ее непобедимости. Иван Очеретянный дошел с боями до Чехословакии. Победу встретил в Праге. К его боевым наградам добавился еще один орден Славы и две медали "За отвагу". Когда вернулся домой после Победы, тяжело было смотреть в глаза матерей, чьи сыновья погибли в боях за Родину. Сколько бы ни минуло лет, никогда в нашей стране не будут забыты те, кто отдал свои жизни во имя свободы и независимости своей Отчизны. «Прогресс Приморья», № 31 (345) от 13.08.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |