|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Итоги первого Восточного экономического форумаВосточный экономический форум, собравший представителей государственных органов России и стран АТР, крупных инвесторов, представителей бизнеса и отраслевых экспертов, прошел с 3 по 5 сентября во Владивостоке. Итоги Восточного экономического форума более чем обнадёживающие, и можно ожидать, что теперь привлекательность нашего региона возрастёт многократно. Природной уникальности и красот здесь и так достаточно, а вот создание современных экологичной и технологичной инфраструктур на уровне лучших евразийских стандартов будет очень своевременным и поможет вдохнуть в эти места новую и совсем другую жизнь. Сегодня много говорится о "человеческом капитале", но сбивает с толку некоторая абстрактность этого понятия. Разве не сам человек и есть главная ценность, требующая к себе максимального внимания и уважения? А вот отношение к людям как к дешёвой, почти даровой силе может лишь загубить любую, даже самую хорошую идею на корню. Инвесторы, прибывшие на Форум из разных стран, прекрасно понимают, что помимо жилья и работы человеку ещё много чего требуется, чтобы он чувствовал себя человеком. У них богатый опыт по созданию Мекки для туристов на азиатских территориях. И они готовы принести свой опыт в Россию. А то, что сам Владимир Путин участвовал в работе Форума, служит надежным залогом серьёзности намерений правительства России сделать Восток страны статусным и престижным регионом, каким он был в царской России, несмотря на то что расстояния измерялись тогда совсем в других категориях, и о такой возможности его преодоления, как сегодня, с помощью современных технологий, не могло быть и речи. Восточный экономический форум прошел впервые, но был проведен в нужное время и в нужном месте. А интерес инвесторов оказался неожиданно высоким. Такой главный итог подвел вицепремьер Юрий Трутнев. ПРЕВРАТИТЬ ИНТЕРЕС В ДЕНЬГИ Форум во Владивостоке вышел особенным – душевным, домашним и, в то же время, эффективным. В отличие от питерского форума, по мнению журналистов, где даются общие обещания об "улучшении инвестклимата", "снижении налоговой нагрузки" и "беспощадной борьбе с коррупцией", восточный "младший брат" оказался куда более конкретным. На Дальнем Востоке уже создали 9 территорий опережающего развития, где инвесторам дают беспрецедентные налоговые и таможенные льготы, а также обеспечивают всей инфраструктурой. Закон об этом принят в конце прошлого года. И вот результат – 80 соглашений на общую сумму 1,3 трлн. рублей. – Мы не ждали такой цифры, – пояснил Ю. Трутнев. – Но это реальные проекты, которые сложились за последние несколько месяцев. Самое главное – интерес у инвесторов работать на Дальнем Востоке есть. Теперь его нужно конвертировать в деньги и рабочие места. Уже заключенные соглашения – совершенно из разных сфер. Самые крупные – это сырьевые проекты с участием российских госкомпаний. "Роснефть" и "Газпром" подписали сразу по несколько больших контрактов. В Якутии будут разрабатывать месторождение олова и строить парк высоких технологий. В Приморье появится завод по производству растительного масла. А на Камчатке – крупный туристический комплекс и теплицы по выращиванию овощей. – У нас помидоры стоят от 700 до 1200 рублей за килограмм, а инвесторы обещают, что, когда комплекс достроят, цены упадут до 150200 рублей, – пояснили на стенде Камчатки. Сельское хозяйство – больная тема региона. Поэтому многие проекты связаны с этой отраслью. К примеру, сахалинские власти и вовсе пообещали компенсировать инвесторам до 90 % стоимости первоначальных вложений, лишь бы продукты производили на острове. Естественно, желающих теперь немало. Вот только один вопрос: почему этого нельзя было сделать раньше? ВОСТОК ТРЕНИРОВОЧНЫЙ Прямо скажем, дела в экономике страны сейчас откровенно плохи. Инфляция высокая, рубль обесценился вдвое, ВВП за год упал почти на 4 %, а прогнозы по цене на нефть пока далеки от оптимистичных. Конечно, за счет новых проектов на Дальнем Востоке дела будут идти неплохо. Но как вытащить из кризиса всю страну? Инвесторам сейчас крайне выгодно приходить в Россию. Рабочая сила (в долларах) подешевела. Налоги (в специальных зонах) ниже, чем в других странах. Но нюанс в том, что все дополнительные доходы от новых проектов будут оставаться на Дальнем Востоке. По крайней мере, в первое время. Казалось бы, для федерального бюджета эффект нулевой, если, конечно, новый опыт не начнут применять и в других федеральных округах. – Кризис – самое удачное время, чтобы реализовывать подобные масштабные проекты, – считает глава Минвостокразвития Александр Галушка. – И Дальний Восток оказался новатором. Создали ТОРы здесь – в других регионах после этого тоже захотели. Теперь готовится общий закон для всей страны. Режим свободного порта, как во Владивостоке, тоже могут распространить на другие порты, причем не только дальневосточные. А санкции и прочие ограничения инвесторов не остановят. Они понимают: если они опоздают, то они проиграют. БИЗНЕС ПРОТИВ САНКЦИЙ Больше всего проекты на Дальнем Востоке интересуют, конечно, наших соседей. Самые большие делегации приехали из Китая, Южной Кореи и Японии. Были гости из Сингапура, Малайзии и даже Европы, в частности, из Германии и Голландии. При этом Форум вышел сугубо экономическим. Вопрос санкций если кто и поднимал, так это журналисты. – Японский бизнес, работающий на территории США, стал заложником американских санкций в отношении России, – посетовал управляющий директор Японского банка международного сотрудничества Тадаси Маэда. Те же европейцы хотят поставлять оборудование для новых производств. А одна из немецких компаний уже подписала контракт на 20 млрд. рублей. Именно она будет строить туристический кластер в окрестностях ПетропавловскаКамчатского. По словам организаторов, в следующем году контрактов должно быть гораздо больше. Ведь часть делегаций приехали, что называется, прозондировать почву: познакомиться с регионом и уточнить нюансы новых законов: мол, правда столько льгот даете? КОНТРОЛЬ ЗА ИНВЕСТОРАМИ Российские власти предлагают не только льготные условия для ведения бизнеса, но и защиту от вездесущих контролеров. По закону все проверки должны проводиться только в присутствии представителей Минвостокразвития. Опасение лишь одно – не будут ли иностранцы снова использовать наши ресурсы, ничего не оставляя взамен? Особенно беспокоит россиян поведение китайцев. Во многих регионах они уже занимаются сельским хозяйством и, как правило, оставляют после себя буквально мертвую землю. – Это же все от нас зависит, – пояснил Юрий Трутнев. – Надо прописать в законах механизмы контроля за севооборотом и состоянием почв при передаче земель в аренду. А потом тщательно следить за этим. – Мы требуем от китайских компаний соблюдать местное законодательство, беречь природные ресурсы и охранять окружающую среду, – заверил заместитель премьера Госсовета КНР Ван Ян. – Мы будем наказывать те компании, которые нарушают российские законы. ЗОЛОТНИК ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ Осваивать месторождения и строить заводы – это прекрасно. Но кто на них будет работать, если отток людей с Дальнего Востока продолжается? Зарплаты здесь не отличаются от средних российских, а вот цены на многие продукты выше в разы. – Например, молоко в средней полосе стоит 40-50 рублей за литр, у нас – 90-100, – сетовали коллеги. – Все овощифрукты, мясо и молочка в основном привозные. Поэтому единственным выходом из этой "вилки" (низкие зарплаты – высокие цены) для многих является отъезд на Запад, то бишь в центральную часть России. В Минвостокразвития хотят обратить эту тенденцию вспять, чтобы было наоборот, и народ из европейской части потянулся бы на Дальний Восток. – Мы для этого специально создали Агентство по развитию человеческого капитала, – рассказал на итоговом брифинге Александр Галушка. – Оно должно объединить в один пакет уйму разношерстных привилегий, которые смогут получать переселенцы: хорошая зарплата, подъемные, льготная ипотека, бесплатная земля. Этих шестеренок вроде много, а золотника, который бы все это объединял в единый механизм, нет. Вот его и хотим как можно быстрее создать. По словам министра, цель – привлечь не вахтовиков, а тех, кто переедет и останется жить на Дальнем Востоке. Сейчас в регионе – 40 % территории и всего 5 % населения страны. «Прогресс Приморья», № 35 (349) от 11.09.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |