Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Новые горизонты стратегического партнёрства

Корпорация "Вертолёты России" и  Дальневосточный федеральный университет стали стратегическими партнёрами не только на региональном, но и на федеральном уровне. Минобрнауки утвердило новые совместные  проекты университета и предприятий оборонного комплекса края.

Представители Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России  приняли участие в мероприятиях, которые предшествовали этому событию. Специальный  эшелон высоких российских и зарубежных гостей во главе с министром образования и науки Дмитрием Ливановым прибыл в ДВФУ в конце октября.  И в эти же дни специалисты вуза напряжённо работали над тем, чтобы в срок закончить работы по сдаче-приёмке и   внедрению роботизированного комплекса, создаваемого для нужд "Арсеньевской  авиационной компании "Прогресс". Наличие таких проектов, по мнению экспертной комиссии, способно сделать университеты лидерами современного образования.

— Проект 5-100 — один из самых приоритетных для российских науки и высшего образования, поскольку он направлен на обеспечение динамичного развития в сфере управления, а также поддержку исследований, — отметил основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филип Альтбах и выразил уверенность, что именно сочетание преподавательской деятельности и исследований делает университеты по всему миру действительно выдающимися.

Проект 5-100 ищет лучшие современные практики

ДВФУ — один из участников проекта 5-100, и это его ко многому обязывает. На его базе прошли  заседания Совета по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Проводил эти мероприятия  министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По итогам двухдневного заседания были определены новые участники национального Проекта 5-100, которые получат государственную поддержку для повышения конкурентоспособности на мировой арене.

— У нашей встречи есть конкретная цель — отобрать новых участников в Проект 5-100. Точное их количество не определено, это могут быть пять или десять университетов, — сказал Дмитрий Ливанов. — Нам важно расширить нашу программу, поскольку самое главное — показать преимущества современных практик, современной политики и управления университетами не только 15 существующим участникам, но и новым университетам.

В состав Международного экспертного совета входят иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования. В их числе — генеральный директор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян, президент Гонконгского университета Цуи Лап-Ши, исполнительный президент Китайского Общества стратегии развития образования Мин Вейфанг, президент Университета штата Аризона Майкл Кроу, президент Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули, председатель национальной службы здравоохранения Англии Грант Малколм, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филип Альтбах и другие. 

Высокая зарубежная комиссия ознакомилась с одним из успешных проектов учёных Дальневосточного федерального университета по созданию интеллектуального роботокомплекса для ААК "Прогресс".

Напомним, что месяц назад состоялась первая приёмка и демонстрация возможностей робота для дирекции и представителей предприятия ПАО "АКК "Прогресс" и Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. К концу года ожидается, что университет передаст робот заводу.  Собранный учёными ДВФУ за 3 года комплекс поможет авиазаводу в Арсеньеве строить новые гражданские вертолёты Ка-62.

Корпуса этих вертолётов состоят из сложных материалов и сплавов, обрабатывать которые вручную — процесс долгий и трудоёмкий. Новая интеллектуальная установка позволит создавать детали гораздо быстрее и точнее, чем вручную.

Заведующий кафедрой технологий промышленного производства (ТПП) Инженерной школы ДВФУ Константин Змеу объяснил, что для строительства вертолёта используется много полимерных композитных материалов, за которыми большое будущее и у которых много известных преимуществ. Главная сложность заключается в технологии их обработки. Корпус машины наполовину состоит из  углепластика, и, если вручную его разрезать очень трудно, то робот легко справляется с этой задачей, используя гидрообразивную резку (струёй из песка и  воды под высоким давлением).

Интересно, что до начала резки интеллект машины позволяет оценить ситуацию (используя сканирование поверхности) и приступить к работе только после того, как в режиме реального времени робот определит, как сделать работу с максимальной точностью.
На заводе в Арсеньеве заканчивается подготовка специального цеха, который позволит оптимальным образом разместить машину весом около 8 тонн и размером примерно 5 на 6 метров.

Машиностроители ещё раз совместно с представителями комиссии Проекта 5-100 осмотрели установку и главные принципы её инновационной работы, а также вертолёт Ка-52, который приземлился на территорию кампуса, чтобы комиссия смогла познакомиться с техническими возможностями этой машины. А помогали демонстрировать возможности вертолёта ребята-волонтёры, с реди которых — Анатолий Матвеев, студент из Арсеньева, с которым нам удалось познакомиться.

История одного студента

Родился Анатолий в селе Яковлевка, что недалеко от Арсеньева. Близкие к авиации профессии казались ему чем-то недосягаемым, хотя о заводе "Прогресс", лидере Приморского регионального отделения СМР, он, конечно, слышал и от "Чёрных акул" был под большим впечатлением. Когда Анатолий приехал  в город поступать, то выбрал специальность "самолёто— и вертолётостроение". Теперь он готовится к тому, чтобы стать инженером-технологом либо инженером-конструктором в этой области. И всё у него, студента филиала ДВФУ в г. Арсеньеве, складывается замечательно, ведь он занимается любимым делом. Анатолий является председателем Студенческого научного общества и принимает активное участие в работе Студенческого конструкторского бюро. Сейчас инициативная группа ребят филиала в Арсеньеве занимается разработкой конструкции беспилотника. Ребята отталкиваются от уже существующих  модификаций и берут лучшие идеи себе на вооружение. Своих идей у студентов тоже достаточно. Они планируют потенциальную оснастку  вертолета для выполнения разных задач, куда будут входить и видеокамера, и тепловизор.

"Мы приехали во Владивосток, чтобы рассказать о своей специальности, чтобы ребята знали, что в дальнейшем их ждут у нас на заводе", — поделился задачами своей миссии в ДВФУ будущий инженер-вертолётостроитель Анатолий Матвеев.

От малого сотрудничества — к большому

Управляющий директор ПАО "АКК "Прогресс" Юрий Денисенко рассказал представителям комиссии, среди которых было много иностранных специалистов, во время их экскурсии к вертолёту Ка-52 о том, что основным проектом  совместной деятельности предприятия и университета стал проект по созданию гражданского вертолёта Ка-62. Роботизированный комплекс, который был представлен, — как раз та технология, которая будет использована в производстве этого вертолёта. Основные технологии и производственные процессы разрабатывались инженерами — выпускниками ДВФУ, которые проходили практику на "Прогрессе" во время обучения в вузе. На авиазаводе созданы базовые кафедры, которые готовят инженерно-технических специалистов, для того чтобы они разрабатывали производственные процессы и  технологии для создания вертолётной техники.

Такой опыт экспериментального сотрудничества науки и производства дал хорошие результаты. Большое значение имеет выигранный в  2013 году университетом грант в рамках постановления правительства РФ № 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства". Такие гранты способны повысить престиж российских вузов не только у нас в стране, но и за рубежом, а заодно приблизить эру высоких технологий,  сделав наши предприятия  вполне конкурентоспособными на международном рынке.

Взаимовыгодная работа вуза и одного из предприятий холдинга "Вертолёты России" — "Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина" — ведется уже не первый год и, как видим, имеет свои практические результаты. Инженерная школа ДВФУ продемонстрировала возможности по созданию "умной" робототехники сотрудникам холдинга "Вертолёты России" Госкорпорации Ростех, и те, убедившись в результативности проекта, приняли решение о стратегическом сотрудничестве с ДВФУ в области подготовки кадров для вертолетостроительных предприятий страны. Генеральный директор холдинга "Вертолёты России" Александр Михеев и ректор ДВФУ Сергей Иванец подписали Меморандум о взаимопонимании. Он закрепляет сотрудничество холдинга "Вертолёты России" и ДВФУ на федеральном уровне.

ДВФУ и холдинг "Вертолёты России": опытно-конструкторское сотрудничество, новые программы и стандарты

Стороны договорились о проведении на базе ДВФУ целевой подготовки кадров и дополнительного профессионального обучения сотрудников предприятий, входящих в холдинг "Вертолёты России". В перспективе планируются запуск целевых учебных программ и совместная работа над профессиональными стандартами подготовки специалистов в области вертолетостроения.

Кроме того, ДВФУ готов к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для решения задач, стоящих перед предприятиями холдинга. Имеющийся у ДВФУ потенциал холдинг также намерен использовать для развития своего присутствия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассматривается возможность участия холдинга "Вертолёты России" в формировании Фонда целевого капитала ДВФУ.

— Сегодня в холдинге успешно реализуется программа подготовки квалифицированных кадров, поэтому мы крайне заинтересованы в совместных проектах с лучшими учебными заведениями страны, — отметил генеральный директор холдинга "Вертолёты России" Александр Михеев. — Мы надеемся, что сотрудничество с ДВФУ поднимет подготовку специалистов в области вертолетостроения на новый уровень и значительно укрепит кадровый потенциал наших предприятий.

— Эффективное развитие Дальневосточного федерального университета и выполнение возложенных на него правительством страны задач невозможно без партнерства с крупнейшими промышленными предприятиями. Сегодня холдинг "Вертолёты России" объединяет все вертолетостроительные компании страны и является мировым лидером в этой отрасли. Сотрудничество с таким партнером почетно, значимо для университета и имеет важное стратегическое значение. Уверены, наша совместная работа поможет достичь больших результатов, — подчеркнул ректор ДВФУ Сергей Иванец.

Этим меморандумом подведена платформа для реализации самых смелых научных идей и решений, которых так ждут на производстве. На Дальнем Востоке — во Владивостоке, в Арсеньеве и в Большом Камне — на федеральном уровне создаются площадки, где будет отрабатываться внедрение высокотехнологичного оборудования в производство.

На повестке дня — модернизация крупных предприятий региона

Ещё одно новое звено в этой непрерывной цепи событий: три проекта Дальневосточного федерального университета признаны победителями открытого конкурса Министерства образования и науки РФ в рамках постановления Правительства № 218, нацеленного на кооперацию российских вузов и предприятий для создания высокотехнологичных производств. За три года коллективам школ ДВФУ предстоит разработать и внедрить инновационные решения на крупных приморских заводах "Звезда" и "Прогресс", а также в компании "Арника". Суммарное государственное финансирование проектов составит 450 млн рублей.

Как сообщили в службе проректора по науке и инновациям вуза, ДВФУ стал одним из лидеров по количеству проектов-победителей в конкурсе Минобрнауки. По три одобренные заявки также имеют Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС".

Для "Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" в Инженерной школе ДВФУ разработают и внедрят высокотехнологичное импортонезависимое производство литых деталей из магниевых и алюминиевых сплавов. Проект реализуется как раз в интересах холдинга "Вертолёты России", с которым Дальневосточный федеральный университет объявил о  большом стратегическом партнёрстве.

Другой проект будет реализован по заказу Дальневосточного завода "Звезда". Ученые Школы естественных наук ДВФУ направят свой интеллектуальный потенциал на разработку новых технологий и материалов для эффективной переработки жидких радиоактивных отходов, содержащих морскую воду. Завершится реализация проекта внедрением опытно-промышленных установок непосредственно на заводе в Большом Камне.

Третий проект посвящен развитию агропромышленного комплекса и заключается в разработке комплексных биотехнологических решений по созданию и производству импортозамещающего белка, аминокислот и продуктов на их основе. Исследованиями и инновационными решениями в этой области займутся ученые Школы экономики и менеджмента ДВФУ. Заказчиком выступает научно-производственная группа компании "Арника" — одного из лидеров поставок кормовых добавок и концентрированных кормов на федеральном рынке и крупнейшего поставщика технологического оборудования и пищевых добавок на Дальнем Востоке и в Сибири.

В настоящее время в рамках постановления Правительства РФ № 218 в ДВФУ также   реализуются три других проекта. Два из них, посвященные автоматизации производственных линий заводов "Звезда" и "Прогресс", входящих в состав Приморского регионального отделения СМР, завершаются в 2015 году. До 2017 года ученые вуза продолжат работы в интересах Центра судоремонта "Дальзавод" по созданию и внедрению комплекса технологий восстановления деталей с применением волоконных лазеров средней и большой мощности.

Такие гранты, по мнению экспертов, способны приблизить эру высоких технологий в стране, сделав наши  предприятия  вполне конкурентоспособными на международном рынке.

Справка

АО "Вертолёты России" входит в Госкорпорацию Ростех и является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственным разработчиком и производителем вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. В его состав входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Среди покупателей продукции холдинга — Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство чрезвычайных ситуаций РФ, другие государственные заказчики, авиакомпании "Газпром авиа" и UTair, крупные российские и иностранные компании.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано девять холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и шесть — в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран.

«Прогресс Приморья», № 43 (357) от 05.11.2015 г.

Подготовила Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно