Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мастер торпедных атак

Читатели газеты "ПП" Приморского регионального отделения СМР имели возможность познакомиться с подвигами наших земляков, освобождавших во время Великой Отечественной войны территорию советской страны от фашистского нашествия. Об этом много писали наши авторы. Приморцы воевали на всех фронтах той войны, им же пришлось в 1945-м освобождать дальневосточные территории от японских милитаристов. Об одном из героев-дальневосточников наш рассказ. 

"Когда в 60-70-х годах прошлого века мне удавалось выбраться во Владивосток, я никогда не беспокоился о жилье, так как знал, что всегда найду кров и приют у своего земляка Героя Советского Союза Малика Михаила Григорьевича, с которым нас связывала многолетняя дружеская переписка. Не единожды, чуть ли не до утра, мы засиживались в кабинете Михаила Григорьевича в его уютной квартире в одном из старинных домов на Партизанском проспекте. Много интересных  фактов из своей жизни, из летописи Николаевска и Владивостока поведал мне хозяин кабинета, с пола до потолка украшенного морскими реликвиями, сувенирами и атрибутами. За стёклами шкафов тускло блестели корешки многотомных энциклопедий "Брокгауз и Эфрон", пособия по военно-морской тактике, сбоку примостился редкий выпуск Петровского устава Российского военно-морского флота, а там дальше на полках шли старые и новые издания по маринистике. Из таких встреч-воспоминаний и складывался облик необыкновенного человека неординарной судьбы, удостоенного самой высокой награды нашей страны". Так начал свой очерк историк  В.И. Юзефов. Далее он знакомит читателей с биографией военного моряка, который родился весной 1911 года в Николаевске-на-Амуре в семье рабочего Николаевского порта. Когда грянула Гражданская война на Нижнем Амуре, в 1918 году,  Михаил Малик только пошёл в начальную школу. "Но особо, — пишет автор, —  в его памяти до мельчайших подробностей сохранились события начала и весны 1920 года — взятие города партизанами, предательское выступление японской военщины в Николаевске в ночь с 11 на 12 марта 1920 г., торжественные похороны погибших партизан и горожан в братской могиле в городском сквере за памятником Г.И. Невельскому 1 апреля…

Много интересных событий и эпизодов из своей жизни рассказал мне при встрече Михаил Григорьевич. И о своей учебе в Ленинграде в 1935 году на специальных курсах комсостава Балтийского флота, и о своей командировке в США за торпедными катерами
в 1943 г. и, самое главное, о своем участии в войне с Японией в 1945 году.

"Так уж получилось, — задумчиво проговорил Михаил Григорьевич, перебирая старые фотографии, — что мой отец Григорий Малик, участник русско-японской войны, был одним из последних, кто уходил из Порт-Артура, когда его сдавали японцам, а через 40 лет я был среди тех, кто принимал уже освобожденный Порт-Артур".

"Второй дивизион торпедных катеров ТОФ, которым командовал Малик, внес яркую страницу в летопись победы над милитаристской Японией. 18 боевых выходов, 2 набеговых операции, 14 уничтоженных транспортов, 2 поврежденных. Я уже не говорю о десантных операциях в порты Юки, Расин, Пензан и другие.

Остановлюсь на некоторых эпизодах боевой биографии нашего земляка. Буквально в первый день войны с Японией катерники Малика захватили и первыми доставили в штаб Тихоокеанского флота трофейное японское боевое знамя. А очистка фарватера порта Расин от неконтактных мин. Именно Малик предложил и блестяще выполнил разминирование Расинской бухты, используя глубинные бомбы. Разминирование путем бомбометания с торпедных катеров — это операция была проведена на Дальнем Востоке впервые.

Но особенно мне запомнился рассказанный Михаилом Григорьевичем такой эпизод из его фронтовой биографии. "...Было это уже во второй половине августа. Мы должны были совершить налет на вражескую базу, разместившуюся в одной довольно узкой бухте корейского побережья. Данные аэроразведки показали, что вход в бухту прегражден бонами (бревна, скрепленные цепями), берега утыканы артиллерийскими и пулеметными точками. Каждый метр бухты пристрелен. На подготовку и саму операцию нам дали три дня. С чего мы начали? Нашли в наших местах очень похожую бухту, установили боны, определили, где стоят пушки и вражеские транспорты, и начали отрабатывать все детали будущего налета. За двое суток были отработаны все подробности, взаимосвязь и полная синхронизация в проведении будущей операции. Когда все было готово, вышли в море. При подходе к заданной точке катера перестроились и пошли к входу бухты фронтом. Впереди, на некотором расстоянии, шел головной катер, а за ним одной линией, фронтом двигались пять остальных. Японская артиллерия открыла шквальной огонь. И вдруг первый катер задымился, сбавил ход, начал рыскать из стороны в сторону и, изменив направление, двинулся прямо на берег. Японцы сосредоточили в основном огонь на этом катере. Дым с него шёл всё гуще, казалось, что ещё минута, и он весь будет охвачен огнём. Было такое впечатление, что ещё мгновение, и он выбросится на скалистый берег. И вдруг этот обречённый катер разворачивается у самого берега и полным ходом двигается почти рядом вдоль бон к противоположному берегу. Остальные катера тоже на полном ходу фронтом устремляются вперёд. Первый катер (он не был подбит — это была имитация), пройдя на огромной скорости вдоль заграждения, образовал сильную высокую волну, которую остальные катера использовали как трамплин и, перепрыгнув в буквальном смысле через боны, ворвались в бухту. Ну а дальше было проще — каждый катер знал свой маневр и свою цель и, торпедировав стоящие у причалов японские транспорты, устремились к выходу  из бухты, где первый катер уже проделал в условленных местах довольно широкие проходы. Через считанные минуты все шесть торпедных катеров были уже в открытом море. Единственная потеря — осколком снаряда, как бритвой, отрезало у одного матроса мочку уха, а потеря противника — два повреждённых и три потопленных у причалов транспорта". 14 сентября 1945 года Малику Михаилу Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 43 (357) от 05.11.2015 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно