|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Вчера и сегодня дальневосточного судостроенияТо, что без прошлого нет настоящего, в нашей стране стали понимать после развала большой страны, после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда люди в одночасье разделились на два лагеря: одни защищали старый строй, другие отстаивали тот, о котором пели: "Мы наш, мы новый мир построим…" Построили, но корни свои растеряли по дороге к светлому будущему, стали Иванами не помнящими родства. Вовремя, правда, спохватились, принялись после перестройки 90-х восстанавливать свою память, возвращаться к истокам. Свои корни имеет и дальневосточный судоремонт, который был далеко не последним в стране Советов. Например, ДВЗ "Звезда" из Большого Камня, входящий в состав Приморского регионального отделения СМР, или старейший "Дальзавод", у которого история долгая и славная. Газета "Владивосток" писала: "Седьмое октября 1897 года будет всегда памятным Владивостоку. В этот день, отныне исторический, Владивосток обзавелся сухим доком, которому равного по размерам нет на всем Дальнем Востоке. Открытие дока — радость не только для Владивостока, но и для всей России. С этого памятного дня Россия в водах Тихого океана становится независимой от иноземцев, и правительственные деньги, прежде затрачиваемые на пользование чужими доками, будут оставаться в той же русской земле. За Владивостоком — великое будущее, будущее Гонконга, если только мы, русские, теперь твердо здесь обосновавшиеся, не ослабнем в энергии и будем так же неукоснительно преследовать задачи, поставленные в основании приобретения этого края". Легенда отечественного судоремонта, сухой док Цесаревича Николая, 7 октября отметил очередную годовщину с того дня, когда первый крейсер "Дмитрий Донской" вошел в док на ремонт. Сооружение для ремонта судов функционирует уже 118 лет. Постройке дока придавалось особо важное значение, ибо он давал возможность в военное время нашему флоту стать твердой ногой на Дальнем Востоке. Все поставки оборудования и строительство обеспечивал Торговый дом "О.В. Линдгольм и К°", тогда как техническое руководство осуществлял главный инженер-полковник морского ведомства Василий Васильевич Иванов. Иванов также не был новичком в своем деле. Под его руководством во Владивостоке строились судоремонтные мастерские, Минный городок, военно-морской госпиталь, казармы. В 80-е годы XIX столетия решением городской Думы одна из улиц Матросской слободы была названа Ивановской. Уже 17 января 1891 года место строительства дока освятили, а 18 мая в 10.00 в присутствии наследника престола цесаревича Николая Александровича Романова в Минном овраге (территория "Нового Адмиралтейства") состоялась закладка сухого дока. Первую тачку с грунтом вывез сам цесаревич и после освящения собственноручно опустил закладную доску и залил ее цементом. Затем строитель дока О.В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому цесаревич три раза ударил молотком. Раздался торжественный салют. Военный губернатор П.Ф. Унтербергер произнес краткую речь. По окончании закладки Николай рассматривал чертежи дока и выслушал доклад строителя, который затем поднес цесаревичу серебряную рамку с дощечкой наподобие закладной, а также виды казенных зданий Морского ведомства порта. В августе 1895 года на постройке дока побывал адмирал С.О. Макаров. Степана Осиповича заинтересовала первая и единственная судоремонтная база на Дальнем Востоке. В телеграмме в Морской технический комитет от 31 августа 1895 года он писал: "Сейчас осмотрел работы по постройке дока, полагают до морозов окончить все собственно по доку и затвору. Также будет окончено и водоотливное здание, к весне поставлены машины. Задержка лишь за расчисткой входа в док, разборкой перемычки. Если машины землечерпательные заказаны и придут осенью, то зимой их могут собрать и весной начать расчистку. Набережная у входа в док не разрешена, без нее док будет иметь незаконченный вид, и прилегающие к ней части по незаконченности будут повреждаться, что даже может воспрепятствовать пользованию доком. Строитель говорит, что если бы теперь разрешили набережную, то можно зимой готовить камень и в апреле приступить к кладке, и пока землечерпательные машины будут удалять грунт снаружи дамбы, кладка будет окончена, а в сентябре можно было бы иметь расчищенный вход и ввести в док корабли самого большого размера. В интересах службы считаю долгом сообщить, что набережные при доке, о которых хлопотал командир порта, настоятельно необходимы. Заготовка гранита для дока ведется на острове Аскольд. Макаров". В 1896 году на Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставке выставлялась модель Владивостокского дока. Также приводились данные об объеме строительных работ и размерах дока: было вынуто 32 тысячи куб. саженей (41,6 тысячи куб. м) земли и скальных пород, причем периодически производились взрывы с помощью особого шведского состава белита. Длина дока на кильблоках составляла 500 футов (152,4 м), так что в нем мог разместиться довольно крупный военный корабль длиной до 550 футов (167,64 м). Дно на глубину 31,5 фута (9,6 м) выстилалось камнем и на 6,5 фута (1,98 м) бетоном. Внутреннее устройство Николаевского дока не менялось с 1897 года. Устанавливалось и модифицировалось рабочее оборудование: система подачи воды, оборудование насосной станции, электрические системы и другие современные технологии. К примеру, раньше рабочие использовали строительные леса для очистки, покраски и ремонта судна, сегодня же эту работу выполняют с помощью автомобилей-подъемников. Сегодня для очистки корпуса от ржавчины используются пескоструйные машины, а в начале XX века чистили вручную. Любую деталь судна можно поднять на поверхность для ремонта или замены. Принцип работы дока остался прежним. При постановке корабля в док его вводят в заполненную водой камеру дока, закрывают батопорт (затвор) и откачивают воду с помощью насосов обратно в бухту. Корабль садится на кильблоки. После ремонта камеру заполняют водой, корабль всплывает. Затвор открывают, и корабль выводят в море. Сегодня на территории ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод" помимо Николаевского сухого дока (в советское время ему был присвоен № 3) работает еще один в районе Луговой, а также пять плавучих. План работы дока расписан на год вперед. За год в док встают на ремонт 5-7 судов, их ремонтируют 2-3 месяца в зависимости от объема заказа. Ремонт небольших судов осуществляется на берегу. Их достают из воды с помощью кранов и ставят на опоры. Ясно, что история не кончается, и в период международных санкций, объявленных России, волне логичным становится вопрос развития отечественного судостроения. «Прогресс Приморья», № 44 (358) от 12.11.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |