|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
СКБ создадут «звёздных» инженеровНасколько остро перед машиностроителями Приморского регионального отделения СоюзМаш России стоит вопрос повышения качества подготовки молодых специалистов, можно было узнать, побывав на заседании Круглого стола в ДВФУ, где шла речь о целевом приёме, целевом обучении и других формах подготовки кадров для промышленных предприятий края. В дискуссии принимали участие представители регионального аппарата СоюзМаш России, департамента образования и науки администрации края, руководители управлений персоналом, кадровики и директора предприятий, заведующие профильными кафедрами Инженерной школы ДВФУ, директора образовательных программ. Дискуссии были конструктивными и очень эмоциональными. Было принято решение о создании специальной рабочей группы, в которую вошли люди, в компетенцию которых входит поменять ситуацию в лучшую сторону. Гособоронзаказ надо выполнять сейчас, и хорошо подготовленные молодые специалисты нужны тоже срочно. Можно ли эффективно и качественно решить эту проблему сегодня? Идея использовать Дальневосточный федеральный университет как коммуникационную площадку, на которой проходят многочисленные конференции, международные форумы, правительственные встречи, открывает широкие перспективы перед профессорско-преподавательским составом вуза. Университет становится территорией крупных научных, политических, образовательные и культурные событий не только края, но и всего Дальневосточного федерального округа. А значит, возрастает его потенциал, партнёрская привлекательность и востребованность иностранными студентами. Все эти преимущества ДВФУ могут исключительно хорошо работать на образовательный процесс, который является главным приоритетом для всех университетов, независимо от их профиля, целей и задач. Студент – вот главный герой, для которого организовано всё это действо, и от качества его подготовки как специалиста зависит и успех всей работы. Так считают многие сотрудники ДВФУ и в их числе Владимир Макаров, доктор технических наук, профессор кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов Инженерной школы ДВФУ, входящей в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Д.т.н., профессор кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов ДВФУ Владимир Макаров: "И машиностроители, и мы – преподаватели вузов – стоим сегодня за возрождение великой и могучей России, которая способна войти в число стран – мировых лидеров. Россия возвращается к былой своей мощи, но сегодня для этих целей ей нужны кадры. Все бегут в университет и требуют: "Дайте нам кадры!" Старая советская система высшего образования сегодня разрушена, новая же выстраивалась, начиная с 90-х годов, под деиндустриализацию, проведенную в стране по программе Международного валютного фонда. И стране, в которой не стало высокоразвитой промышленности, высококвалифицированные кадры были уже не нужны. Поэтому проводимые в высшей школе реформы были направлены на сокращение аудиторных занятий, преподавательского состава, зарплат, стипендий. Сегодня в международном рейтинге стран по уровню образования Россия занимает 49 место из 188 стран мира и 98 место из 153 стран мира в рейтинге по уровню расходов на образование. Изменившаяся же ситуация, связанная с необходимостью возвращения страны в ряды ведущих индустриальных держав мира, застала руководителей врасплох. Можно ли быстро исправить дело? Или ситуация приняла, как говорят в таких случаях, необратимый характер, и придется опять, как в петровские времена, посылать недорослей на обучение в ведущие мировые университеты? Я вот уже более 40 лет работаю в высшей школе. Помню, как в мои студенческие годы наш математик Юрий Шишмарев набирал в научный кружок тех, кто хотел получить несколько больше, чем давала стандартная программа. А он был выпускником Новосибирского университета, где такие занятия со студентами были нормой, это были традиции Академгородка. Когда я сам стал преподавать, то первое, что я сделал в ДВПИ – набрал ребят в такой же кружок, увлек их научной работой. Стал заведующим кафедрой – организовал Студенческое конструкторское бюро (СКБ). Потом пошло знакомство с аналогичным опытом других вузов. Оказалось, что на базе советского опыта разработана новая образовательная технология "Обучение через исследование", где студенты проходят все ступени подготовки, занимаясь конструкторской и научной работой. Она позволяет заметно активизировать познавательный процесс, переводит из "потребительского" в творческое русло. Технология целенаправленного выращивания гениев была реализована нами на кафедре комплексного освоения георесурсов Горного института ДВГТУ, когда студент уже с первого курса вовлекался в исследования, участвовал в конференциях, затем в рамках общеобразовательных дисциплин – в олимпиадах и конкурсах, а начиная с 3 курса – попадал в СКБ. Этой разработке активно содействовал, в частности, Дальневосточный региональный учебно-методический центр ДВФУ. Директор ДВ РУМЦ Анвир Фаткулин проводил на нашей базе 4-й международный семинар по проблемам освоения подземного пространства, который был совмещён с защитой нашими студентами их дипломных работ. Студенты защищали дипломные проекты, и одновременно их снимало телевидение "ПримаМедиа" и размещало информацию на своём портале. Многим тогда уровень подготовки наших выпускников показался неожиданно высоким для простых студентов. Взять, например, Настю Миробян, которая разрабатывала главную кольцевую часть проекта тоннельной схемы автомобильного транспорта города Владивостока. Другие ребята защищали проекты веток подземных дорог, идущих от кольцевой части, подземного комплекса автостоянок. В итоге перед комиссией был представлен комплексный проект радиально-кольцевых подземных тоннельных дорог, позволяющий кардинально разрешить транспортные проблемы Владивостока: убрать дорожные пробки, получить парковочные места. Этот опыт по организации работы в Студенческих конструкторских бюро показывает, что за три года обучения можно подготовить отличных выпускников, которые владеют всеми необходимыми навыками. К ним относятся и владение международными информационными интернет-ресурсами, и знание иностранного языка на высоком уровне. Вырастить своих "звёздных" инженеров можно, и главное преимущество таких специалистов – в их быстрой адаптации на новом рабочем месте. Практика показала, что уже спустя месяц после начала работы молодой инженер-исследователь, подготовленный по исследовательским технологиям, начинает давать компании прибыль, в то время как обычно на это уходит не меньше года и требуется специальное доучивание". Образовательный фонд для университетаФорма Студенческого конструкторского бюро предполагает участие в образовательном процессе заказчика проекта. Подразумевается, что он и будет оплачивать работу членов СКБ: наставников студентов, преподавательского состава. Нельзя пренебрегать финансовой составляющей успеха, уповая только на молодежный задор и энтузиазм. В наше время, когда ведение бизнеса стало одним из приоритетов экономики, необходима четкая политика материального стимулирования. То же самое касается и поддержки работы преподавателей в составе таких студенческих конструкторских коллективов. Мотивированные наставники и молодые исследователи, вдохновленные перспективой создания интересных новых решений, – вот тот сплав, который может стать основой быстрого и эффективного возрождения передовых традиций отечественной высшей школы. Тогда университет сможет дать стране то, в чём она так нуждается, –высокоэффективные молодые кадры для промышленности. Кто может стать заказчиком этих кадров? В первую очередь, как мы уже сказали, возрождающийся промышленный бизнес. Но не только он. В условиях экономического кризиса, трудностей с кредитованием функцию заказчика могло бы взять на себя и само образовательное учреждение –университет. Сейчас в ДВФУ успешно действует Научный фонд, который выделяет гранты под научные проекты, наиболее перспективные с точки зрения Программы развития университета. Таким же востребованным мог бы стать и образовательный фонд, чьё назначение – поддерживать перспективные проекты СКБ. Такого фонда пока в вузе нет, но его создание помогло бы решить глобальные вопросы по совершенствованию качества всего образовательного процесса. Как можно было бы оценивать эффективность деятельности таких структур? Общественным признанием, наградами и другими поощрениями коллективов СКБ. И всё это в истории достижений вуза уже было: в своё время университет завоевал 3 место на ежегодном всероссийском конкурсе дипломных проектов (коллективный проект подземных автостоянок, разработанный студентами А. Нагнибедой, С. Никифоровым под руководством преподавателя Юрия Хрулева). На Первом Владивостокском урбанистическом форуме также обсуждался комплексный проект тоннельной транспортной схемы Владивостока, включающей распределенные автостояночные комплексы на 150 тыс. парковочных мест. В разработке двух его альтернативных вариантов участвовали 11 студентов СКБ. Такие же востребованные экономической ситуацией проекты для специализированных студенческих КБ можно было бы подобрать для решения любых реальных и перспективных задач. Использование площадки ДВФУ для прорывных образовательных технологий представляется очень актуальным в связи с теми амбициозными задачами, которые ставит перед собой университет сегодня. Наступает время внедрения в практику инновационных образовательных технологий. С ними проблема быстрой и эффективной подготовки кадров высшей квалификации может быть успешно решена. «Прогресс Приморья», № 49 (363) от 17.12.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |